Копаясь в вещах бросившего их семью папаши-пилота, братья-близнецы Хэл и Билл нашли красивую коробку с заводной обезьянкой, которая била по барабану. "Поверни ключь, и увидишь, что случится", было написано на коробке, и при повороте ключа обезьянка действительно стала выбивать на барабане мелодию старой британской песенки "I Do Like to Be Beside the Seaside", однако с последним ударом палочки по барабану случалась чья-то смерть. Быстро узнав про этот неприятный "бонус", братья скинули зловещую игрушку в пустой колодец, надеясь, что зло останется там навеки. Но через 25 лет обезьянка вернулась, и младший из братьев, Хэл, решил положить этому кошмару конец.
   Короткий рассказ Стивена Кинга (Stephen King) "Обезьяна" был впервые опубликован в 1980-м году, однако известность получил лишь через пять лет, появившись в переработанном виде в сборнике его рассказов "Skeleton Crew". В отличие от других работ писателя, до "Обезьяны" кинематографисты добрались лишь в 2022-м году, и то "независимые", снявшие официальную экранизацию рассказа в формате короткого метра под крылом программы автора "Dollar Baby", через которую Кинг "продавал" права на экранизацию своих произведений всего за один доллар, но с кучей оговорок, включая невозможность коммерческой эксплуатации получившегося материала. А уже в мае 2023-го продюсер Джеймс Ван (James Wan) анонсировал "полноценную" коммерческую экранизацию рассказа Кинга, для реализации которой он привлек актера, сценариста и режиссера Осгуда "Оза" Перкинса, круто "выстрелившего" в прошлом году своим "Собирателем Душ" ("Longlegs", 2024). И "Оз" не подвел, выдав на-гора комедийный хоррор с массой абсурдно-брутальных убийств и тонкого ироничного юмора.
   Который как нельзя кстати подходит истории про демоническую детскую игрушку, убивавшую направо и налево всех без разбора по воле своего хозяина, крутившего ключик, а иногда и сама по себе. При этом чтобы юмор работал, в картине должен быть хороший сценарий, действительно талантливые актеры и качественная режиссура. И все эти ингредиенты в "Обезьяне" есть. Первоначальный сценарий, предоставленный ему студией, Осгуда Перкинса не устроил, ибо был СЛИШКОМ серьезным, поэтому он написал свой, с довольно тонким, и местами очень черным юмором. Который он талантливо поставил с ярким и запоминающимся визуальным стилем. Ну и все задействованные в главных и второстепенных ролях актеры тут реально хороши.
   Но особенно из каста выделяются Тео Джеймс в двойной роли братьев-близнецов Хэла и Билла, и Татьяна Маслани в роли их матери Лоис. Тео Джеймс продемонстрировал нам здесь действительно мощный талант перевоплощения, сыграв двух близнецов абсолютно по-разному, как будто на экране действительно два совершенно разных человека. В то время как Татьяна Маслани очень приземленно, но в то же самое время тонко и элегантно играет мать героев Тео Джеймса, готовящую их к взрослой жизни словами "Все умирают. Кто-то спокойно, во сне, а кто-то … в ужасной агонии. Такова жизнь.".
   Правда в этой картине "спокойно во сне" не умирает никто, а вот "кровавого угара" в ней хоть отбавляй, и абсурдно-брутальные смерти реализованы здесь на высшем уровне и с дьявольской фантазией, недоступной большинству представителей жанра "слэшер". По этому показателю к картине приближаются лишь некоторые части франшизы "Пункт Назначения" ("Final Destination", 2000), но там всё было относительно серьезно, а здесь это выглядит откровенно угарно. Хотя сама "обезьяна" никаких улыбок не вызывает и её дизайн тут реально "криповый", как и должно быть в любом уважающем себя хорроре про "дьявольские игрушки". Её дизайн, впрочем, отличается от канонического в рассказе, где игрушечная обезьянка била в тарелки, а тут она бьет палочками по зажатому в ногах барабану. Сделано это было из-за того, что "каноническая" версия этой игрушки уже появлялась в диснеевской "Истории Игрушек 3" ("Toy Story 3", 2010), и продюсеры решили не рисковать, чтобы не разбираться потом в судах с Диснеем о том, кто имеет права на этот образ. Однако это изменение, как по мне, пошло фильму только на пользу, сделав обезьянку еще более зловещей.
   Пошло фильму на пользу и смешение жанров, которые замешаны тут практически в идеальной пропорции без перетягиваний одеяла на себя. В картине есть над чем посмеяться, но и классических хоррор элементов в ней тоже немало. Правда поданы они зачастую в чуть более "лайтовом" ключе, для "массового", так сказать, зрителя, хотя и с максимальным для театрального проката "взрослым" рейтингом "R". Который тут полностью оправдан, ибо кровавого угара на экране, как говорится, "выше крыши". В этом смысле Осгуд Перкинс сделал свою работу отлично, не только написав качественный сценарий и взяв на главные роли талантливых актеров, но и грамотно поставив ленту с правильными жанровыми акцентами и хорошей динамикой без "ускорений" и "провалов". Смотреть "Обезьяну", - одно удовольствие, и хорошо, что картина выходит в наш прокат одновременно со всем остальным миром, поэтому я рекомендую посмотреть её именно сейчас на большом экране, ибо фильм для этого формата снят роскошно!