Молодая девушка Мартина после восьми месяцев без работы уходит от своего бойфренда, но принимает его предложение устроиться сиделкой в дом престарелых, которым заправляет властная дама "бальзаковского возраста" по имени Хелен. Так как Мартина приезжает туда на день раньше запланированного, то ставит в неудобное положение Хелен, которая наняла ее за спиной у текущей сиделки Николь, решившей, что теперь ее уволят. Однако хозяйка заверяет Николь, что увольнять ее не собирается, и просит ввести Мартину в курс ее будущей работы. Так, девушка знакомится с престарелыми постояльцами "элитной богадельни", некоторые из которых оказываются весьма эксцентричными, и хромым "работником-универсалом" Флавьеном, который ей сразу не понравился. Правила на ее новом месте работы тоже оказываются строгими, - девушке запрещено покидать территорию богадельни в течение двух месяцев, якобы для того, чтобы старички "привыкли к ней", а также принимать или делать телефонные звонки. Но так как фактически она должна была начать свою работу на следующий день, то вечером Хелен отпускает Мартину на встречу с любовником, а на следующее утро сообщает ей, что Николь со скандалом уволилась и теперь она вынуждена будет обслуживать старичков-вегетарианцев одна. И поначалу Мартина поверила в версию с увольнением, но потом случайно увидела в бойлерной чемодан Николь, и поняла, что хозяйка говорит ей неправду, после чего стала замечать и некоторые другие "странности" своего нового места работы. В итоге, девушка нашла Николь, точнее то, что от нее осталось, а также выяснила истинную сущность дома престарелых и его эксцентричных обитателей...

Которая, впрочем, не является секретом для зрителя уже минуты с двадцатой, поэтому никакой особой интриги в фильме нет, и нам просто предлагают следить за тем, как Мартина постепенно понимает, в какую заваруху ввязалась. Так как она является девушкой очень милой и "правильной", с добротой относящейся ко всем старичкам-обитателям, то волей-неволей ее злоключениям начинаешь сопереживать, на чем в конце еще жестоко сыграют авторы ленты, сделав неожиданный "твист". Вообще, Рафаэль Дельпар привнес в свой фильм несколько подобных "поворотов", однако работает из них всего один, а остальные настолько очевидны, что просматриваются даже неискушенным зрителем буквально за километр. И в этом, я считаю основная, проблема фильма, - в нем нет интриги, все карты раскрываются буквально в первые двадцать минут. Причем непонятно зачем, ибо вполне можно было бы соорудить из этого материала фантасмагорическую мистерию, в которой зритель блуждал бы вместе с главной героиней в поисках ответов на интригующие вопросы. Но господин Дельпар предпочел просто рассказать свою историю, даже не вдаваясь, кстати говоря, в некоторые важные подробности, из-за чего нам остается совершенно непонятным по какой причине для старичков работало то, чем они в своей богадельне занимались. А чем они там занимались, - сами посмотрите, ибо "спойлерить" я не хочу :)

Посмотреть это кино всем любителям культа обязательно надо, потому что в свое время фильм прошел во Франции совершенно незамеченным, но со временем, как это часто бывает, оброс микрокультом, в основном из-за того, что его было сложно достать на видео. Являясь ныне, безусловно, классикой, "Ночь Смерти", тем не менее, не лишена недостатков, о некоторых из которых я уже сказал, а о других еще расскажу. Не имея, по сути, интриги для зрителя, в своей середине фильму с трудом удается держать на себе внимание аудитории, потому что первый "шокирующий" момент случился очень рано, и до конца третьего акта ничего подобного уже не происходит. А смотреть на то, как Мартина справляется со своими обязанностями и неторопливо "расследует" обстоятельства "увольнения" Николь, положа руку на сердце, не очень интересно. Конечно, актеры в ленте все играют хорошо, и у нее есть определенная атмосфера, но скуку середины фильма все это не особо разбавляет, хотя эта самая скука никогда не превышает "допустимых пределов". В том смысле, что выключить "Ночь", даже несмотря на то, что все, по сути, очевидно, у зрителя желания не возникнет. Ну или не возникло у меня, потому что я, конечно, все-таки не "среднестатистический зритель". Однако даже "обычный" зритель увидит то, что режиссер совершенно не умеет снимать "экшен", а именно "драчки" Мартины с Флавьеном и стариками. Сняты и смонтированы эти эпизоды настолько топорно, что даже студенты киношколы, я думаю, смогли бы снять покруче. То же самое касается и спецэффектов. Все они, за редким исключением, очень топорные, кроме самой первой "шокирующей" сцены, которая действительно хороша, ну и еще труп Николь в конце очень неплохо сделан. Почему авторы фильма не инвестировали в лучшие спецэффекты, непонятно, потому что другие технические аспекты продукции сделаны на очень неплохом уровне.

И посему лично у меня впечатление от фильма осталось двоякое. С одной стороны, в нем есть вполне качественная кинематография и действительно хорошие актеры, а с другой - отсутствие интриги, проваленная, с моей точки зрения, середина, и смехотворная постановка "экшена" с хреновыми, местами, спецэффектами. Ознакомиться с картиной, безусловно, стоит, но на шедевр не рассчитывайте.