Умберто Ленци, один из когорты основных итальянских трэш-режиссеров, известен большинству зрителей как постановщик одного из самых реалистичных и сверхбрутальных каннибальских фильмов всех времен и народов - Cannibal Ferox (1981). Кстати, мало кто знает, что именно Ленци и стал "зачинателем" каннибальского поджанра в итальянском кинематографе (а больше про каннибалов, по сути, никто и не снимал, за очень редкими исключениями) еще в далеком 1972 году, сняв исключительно успешный в коммерческом плане фильм "Man from Deep River", и открыв тем самым дорогу для остальных режиссеров, которые очень быстро подхватили новую "горячую" тему и моментально стали соревноваться в количестве и натуралистичности показываемого насилия над людьми и животными (и если людей в таких фильмах "убивали" понарошку, то сцены смерти животных были самыми что ни на есть настоящими, что обычно повергает в бешенство активистов по защите животных). Умберто Ленци в "золотую эпоху хоррора" был человеком очень занятым (да и вне этой эпохи режиссером он был весьма плодовитым, впрочем, как и все трэш-режиссеры, - на его счету более шестидесяти фильмов...) и хотя в 1980-1981-м годах он основные свои силы бросил на каннибаллов, сняв подряд сразу два фильма - "Съеденные Заживо" (Eaten Alive (1980)) и упоминавшийся уже сверхшокирующий Cannibal Ferox, в промежутках между этими картинами он умудрился снять еще один фильм, известный намного меньше вышеупомянутых двух, но не менее культовый по своему статусу - Nightmare City, или в оригинале - Incubo Sulla Citta Contaminata.

Как говорит сам Ленци, сценарий, который ему подсунули продюсеры (это была испано-итальянская копродукция, где основным финансовым продюсером выступала женщина ;)), был просто исключительно ужасным, но он согласился на постановку, ведь лишние деньжата никогда не помешают :) Кандидатуру на главную роль утвердили тоже продюсеры, выписавшие для этого тогдашнюю звезду мексиканского кино и телевидения Хьюго Стиглица, актера абсолютно бесталанного и, судя по его поведению на экране, немного "отмороженного" :) Ленци, конечно, повздыхал по этому поводу немного, но "возникать" не стал, тем более что ему предоставили возможность подобрать актеров на остальные роли по его усмотрению, и тут старина Ленци не оплошал, во всяком случае, на фоне заторможенного и "деревянного" Хьюго все остальные "основные" персонажи выглядят просто как неоднократные оскаровские лауреаты за великие актерские достижения :)

Начинается фильм с того, что репортера небольшого итальянского телеканала посылают с оператором в аэропорт снимать прибытие профессора, который сможет пролить свет на недавно вскрывшийся случай опасной утечки с одного из атомных предприятий Италии. Репортеры прибывают в аэропорт как раз вовремя - некий неопознанный военный самолет только что совершил вынужденную посадку на одной из полос, и так как никаких опознавательных знаков на нем не было и на радиозапросы экипаж не отвечал, его тут же окружили полицейские и военные, а начальник полиции аэропорта приказал находящимся внутри людям немедленно выходить из самолета с поднятыми руками. Через некоторое время дверь самолета открылась и оттуда медленно вышел профессор... который тут же набросился с ножом на полицейского начальника, после чего началась настоящая бойня - из самолета десятками стали выпрыгивать люди с ужасными ожогоми на лицах и руках, и буквально через несколько минут площадка вокруг самолета была усеяна мертвыми телами полицейских и военных, из ран которых страшные мутанты жадно пили кровь... Что же было дальше, предугадать нетрудно - постепенно мутанты начали захватывать город, убивая всех на своем пути и жадно выпивая их кровь, и через некоторое время ситуация вышла за рамки всякого контроля, заставив немногочисленных оставшихся в живых сражаться за свою жизнь поодиночке...

Почему-то этот фильм многие относят к жанру зомби-фильмов, хотя существа, показанные в нем, к зомби никоим образом не относятся. На самом деле это просто облученные люди, мутировавшие в уродливых монстров, которым для поддержания собственной жизнедеятельности необходима кровь живых людей. Уж если смотреть на суть вещей - то это скорее очередная вариация вампиров, нежели зомби, хотя некоторые "зомби-правила" действуют и на них - к примеру, убить мутанта можно только уничтожив его мозг, а через их укусы заражение передается дальше. Однако в отличие от зомби данные создания весьма неплохо соображают (они вовсю используют подручные средства для убийств и отлично чувствуют себя с автоматами в руках :)), очень шустро двигаются, и, что самое главное - не являются мертвыми с технической точки зрения :)

Что же касается самого фильма - то это, конечно, безусловный трэш - абсолютный абсурд и идиотия в чистом виде! Все без исключения персонажи ленты совершают идиотские по своему кретинизму и абсолютно алогичные поступки: репортер, на глазах которого только что "замочили" полсотни человек и чуть не убили его самого, абсолютно спокойно и даже без тени паники или спешки прохаживается по телестудии и приветливым мягким голосом общается со своими сослуживцами на предмет выхода его в прямой эфир для дачи экстренного сообщения; военные и правительство не предпринимают абсолютно никаких действий для локализации мутантов, спасения мирных жителей или охраны жизненно важных объектов, вместо этого они, наоборот, всеми силами препятствуют донесению до жителей информации о происходящем и по сути лишь способствуют выходу ситуации из-под контроля; техники в студии, видя по телемонитору, как на их глазах в соседнем помещении убивают группу танцоров, спокойненько сидят в своих креслах и лишь изредка задают удивленные вопросы, мол, "что это там за безобразия у них происходят?", естественно, не предпринимая абсолютно никаких попыток к бегству. И такими эпизодами фильм заполнен под завязку. По сути, в нем нет ничего, кроме "violence-non-stop", перемешанного с идиоскими диалогами и кретинскими поступками главных персонажей, которые иногда, в редкие "спокойные минуты", толкают пафосные речи про то, что "во всем виноваты мы и наша цивилизация". Смотрится все это исключительно смешно!

Естественно, в фильме подобного калибра ожидать чего-то от актерских работ просто бессмысленно, и большинство актеров выдают на-гора поразительно "деревянные" и ходульные преформансы - особенно это касается главной "звезды" - мексиканос Хьюго Стиглица. Однако на столь трагическом фоне совсем неплохо смотрятся исполнители центральных ролей двух военных, генерала Мурчисона и майора Холмса. Мел Феррер и Франциско Рабаль смотрятся в этих ролях довольно органично и действительно играют, в то время как остальные персонажи просто "ходят" перед камерами. Конечно, хорошо, когда актеры играют неплохо в любом фильме, но в картинах подобного рода это вовсе не обязательный аспект, ибо зрители хотят посмотреть не на драматический талант исполнителей, а на обилие реалистичных убийств и насилия. Но и в этом аспекте фильм демонстрирует просто поразительную некомпетентность. Грим и спецэффекты здесь просто убоги, а убийства, демонстрируемые десятками и составляющие чуть ли не 80% процентов всего фильма, вызывают просто-таки, извиняюсь, куриный смех! Показывают кадры перерезания горла - статисты просто проводят по горлу лезвием, и очень редко когда из ножа капает несколько капелек крови для "реалистичности", убивают ли молодую медсестричку, предварительно оголив ей грудки - так в нее просто "тыкают" пластмассовым ножом, после чего камера стыдливо отворачивается от происходящего, и очевидно, что стыдно оператору не за голые грудки старлетки, а за то, что явно видно резиновое происхождение "ножа" и даже капельки крови не образуются на коже в местах его попадания :). И такими вот "убийствами" нас потчуют на протяжении всей картины. Весьма грустно и довольно скучно, господа, особенно учитывая сверхреалистичную каннибальскую бойню, показанную стариной Ленци годом позже в Cannibal Ferox, так в чем проблема была сделать то же самое годом раньше? Непонятно... Халтура, я бы сказал, но халтурить в таком жанре можно в чем угодно, только не на территории спецэффектов и крови!

Как вы уже, наверное, догадались, по части технического исполнения картины (то бишь операторская работа, монтаж, свет и звук и т.п.) тут тоже все обстоит довольно плачевно. Съемки весьма банальные и явно видно, что снималось все это в спешке, без надлежащего количества дублей (или вообще без оных, что называется, "in one take") и разнообразия ракурсов. Какая-либо "затейливая" постановка света в картине отсутствует напрочь, а звуковое и музыкальное сопровождение просто банальны. Одним словом, практически по всем основным (да и по всем второстепенным) параметрам это кино заслуживает лишь "твердой пары", и не баллом больше. Заинтересовать данная картина может только коллекционеров и истинных поклонников еврокульта/трэша, и хотя у фильма уже давно имеется культовый статус, подкреплен он скорее всего лишь полным кретинизмом постановки, нежели ее художественными достоинствами... :)