Название этого великого фильма - "Кошмар На Улице Вязов" - уже давно стало именем нарицательным, а его основной персонаж - Фредди Крюгер - навечно вписал свое имя золотыми буквами в великую историю кинематографа ужасов, став персонажем не просто культовым, а сверхкультовым! Этот фильм стал не только одним из величайших франчайзов в истории кинематографа, породив аж шесть полнометражных продолжений и телевизионный минисериал под названием "Кошмары Фредди" (Freddy's Nightmares - правда, сериал продержался на "голубом экране" не очень долго и содержит в себе всего 44 коротких эпизода), но и сделал имя режиссера Крэйвена и актера Роберта Инглунда очень известными не только в молодежной среде любителей ужасов, а вообще во всем мире. Можно сказать, что все восьмидесятые в той или иной степени прошли под знаком "Кошмаров на улице Вязов" - настолько громадное влияние оказали эти фильмы на молодых (и не только) людей во всем мире, превратив Фредди Крюгера не только в новый, крайне популярный персонаж масскульта, но и сделав его частью "городских легенд", страшилок, которыми пугают и пугаются подрастающее поколение. Причем это редкий случай, когда сверхпопулярным стал персонаж "отрицательный", обладающий, однако, сильнейшей харизмой, искрометным черным юмором и непередаваемым сарказмом. Правда, эти свои таланты в первой части Фредди проявить особенно не дали, но уж в продолжении сериала он "раскрутился" на полную катушку...
Итак, кратко сюжет, хотя я не думаю что остались еще люди, которые, пусть хоть краем уха, не слышали про сюжетную основу "Кошмаров". Тем не менее, рецензия есть рецензия - и кратко рассказать сюжет я просто обязан :) Молодые люди, живущие на улице Вязов в небольшом провинциальном городке Америки внезапно начинают видеть один и тот же кошмар, в котором человек в грязном красно-зеленом полосатом свитере, с безобразным обгоревшим лицом и с острейшими лезвиями на пальцах (фирменная перчатка Фредди - ручная работа, между прочим :)) пытается догнать и убить их. Молодые влюбленные Нэнси Томпсон и Глен Лянц становятся свидетелями жестокого убийства их подруги, причем подозрение падает на их приятеля - ее бойфренда, который находился в одной комнате с ней в момент убийства. Он скрылся с места преступления, но вскоре его поймали; однако он утверждал что не виновен, и что убивала его подругу некая невидимая сила... И молодой человек не врал - Фредди Крюгер, убийца малолеток с улицы Вязов, которого несколько лет назад разъяренные родители выследили и заживо сожгли в заброшенной бойлерной, где он оборудовал себе убежище, каким-то образом сумел вырваться из мира мертвых и снова стал убивать детей с улицы Вязов, теперь уже во снах, точнее, в кошмарах. И Нэнси Томпсон предстоит вытащить убийцу из мира сна в реальность, чтобы окончательно расправиться со злом...
На самом деле, концепция этого фильма оказалась просто революционной - убийца, орудующий в ночных кошмарах своих жертв, когда реальность сна переплетается с реальностью бодрствования и, умирая во сне, ты умираешь и в реальной жизни - такого на экране еще не было. Не было до этого на экране и такого изобретательного насилия и фантасмагорий ночных кошмаров, которые в буквальном смысле слова затягивали в себя зрителя, интригуя и пугая одновременно. На самом деле, в первом фильме экранного времени у Фредди (кстати, Вес Крэйвен назвал убийцу Фредом Крюгером "в честь" парня, который постоянно бил и обижал его в школе и которого именно так и звали :)) было не очень много, и по сути, он был как бы второстепенным персонажем, ибо все действие крутилось вокруг подростков с улицы Вязов, их кошмарах и связанных с этим типичных подростковых проблемах, когда консервативные родители не хотели слушать и понимать своих детей, в то время как те умирали один за другим. Но даже в отведенное ему экранное время, актер Роберт Инглунд умудрился придать своему персонажу не только инфернальность маньяка-убийцы, но и легкий шарм темного очарования, наделив персону Фредди весьма сильной "темной харизмой", которую зрители не только заметили, но и полюбили. Именно поэтому, начиная со второй части сериала, настоящим главным персонажем фильма становится именно Фредди, со всевозрастающей изобретательностью и все более черными шуточками кромсающий в капусту местных тинейджеров. И симпатии зрителей уже не на стороне "несчастных жертв", а на стороне "плохого парня", который развлекается на полную катушку, на радость и потребу публики. Но это все еще впереди, а в первом фильме Фредди исправно нагонял страха, ибо "Кошмар на улице Вязов" является самым настоящим фильмом ужасов, а не "веселыми приколами из жизни маньяков", каковыми стали все остальные части, кроме самой последней (New Nightmare).
"Кошмар на улице Вязов" был первым низкобюджетным проектом только что образовавшейся независимой студии New Line Cinema. Изначально продюсеры планировали потратить на его производство меньше миллиона долларов, но в конечном итоге бюджет составил 1.2 миллиона. Однако все риски были более чем оправданными, ибо в прокате одних только Штатов фильм собрал более 25 миллионов долларов, выведя New Line Cinema в прокатные чемпионы года и принеся создателям нешуточные прибыли. Таким образом, судьба нового франчайза была предрешена, и незамедлительно были выделены деньги на создание продолжения, ибо грех было оставить неразработанной столь прибыльную концепцию. По большому счету, на сериале A Nightmare on Elm Street, собственно, и "поднялась" New Line, очень скоро став одним из ведущих Голливудских игроков. Правда, относительно недавно студия стала частью медийной мегакорпорации AOL-Time Warner, однако, помня свои "независимые" корни, до сих пор продюсирует весьма смелые и "внемэйнстримовые" проекты талантливых молодых кинематографистов. Часто это приносит студии убытки, но бывает, что такие фильмы становятся настоящими хитами, о чем боссы компании совсем не жалеют.
Помимо рождения, собственно, самого франчайза, этот фильм "открыл" аудитории некоторые имена, впоследствии ставшие знаменитыми. Ну, во-первых, это, конечно же, имя Веса Крэйвена, который хотя и был в то время ограниченно известен благодаря своим предыдущим работам - "Последний Дом По Левой Стороне", "У Холмов Есть Глаза" и "Болотная Тварь" (Last House on the Left, The Hills Have Eyes, Swamp Thing), однако "по-настоящему" его имя стало известно именно благодаря этому проекту. Роберт Инглунд, бессменный исполнитель роли Фредди Крюгера, до этого появлявшийся лишь во второстепенных ролях, получил не только всеобщее признание и популярность, но и культовый статус, правда, оказавшись заложником собственного амплуа - большинство его последующих ролей в той или иной степени были связаны с фильмами ужасов. Испольнительница главной женской роли, молодая актриса Хитер Ландженкамп особенного успеха на карьерной лестнице не добилась, но до сих пор регулярно появляется в теле- и кинопостановках. Но особенного внимания, безусловно, стоит уделить Джонни Деппу... Дело в том, что роль бойфренда Нэнси, молодого парня Глена Лянца исполняет очень молодой Джонни Депп - это вообще его первая роль в кино, и скажем прямо - для первого опыта в кино он играет просто отлично! Ну, а чего добился Депп после "Кошмара", я думаю, объяснять не надо - и так все очевидно, просто очень забавно наблюдать его в этом фильме, такого еще молоденького, неопытного... ;)
Как видим, этот фильм не только стал родоначальником одного из самых успешных культовых франчайзов и стартовой площадкой для карьеры многих талантливых людей, но еще и неким символом жанра, с которым сравнивают другие фильмы. А такого статуса добиваются исключительно качественные и талантливые фильмы. "Кошмар На Улице Вязов" - из таких. А больше тут добавить и нечего.
10 декабря 2005, 19:41 kraviz
Во истину, один из символов и эталонов жанра. Любой человек практически из любой целевой аудитории знает кто такой этот Фредди. Очень сильная манипуляция на теме детских кошмаров и страхов, затаившаяся где-то в подкорке у каждого взрослого и в мгновение взрастающая на почве десткого сознания. Несколько просто сногсшибательных сцен (чего стоит хотя бы перчатка, появляющаяся из-под воды, пока главная героиня нежится в ванне) погружающих зрителя в мир этой улицы, неизбежно сулящей смерть, которая явно предпочтитльнее мучительного пронизывающего страха.
01 декабря 2011, 14:19 Ah
А по другому и быть не могло, однозначно лучший фильм серии. Комментарии излишни.