"Ночи Ужаса", или "Кладбищенская Земля" - еще один представитель славного жанрового кино Италии начала восьмидесятых, когда секс и смерть сосуществовали на экране неразрывно. Зная, что магическая формула "ярко-красная кровь и голые сиськи" приносит неплохой доход, итальянские продюсеры в то время лепили один трэш-"шедевр" за другим, причем снималось это кино в основном даже не для внутреннего потребления, а на экспорт, что автоматически подразумевало под собой ужасный дубляж на английский язык. Однако из всего потока экспортных итальянских ужасов, секс-комедий и кровавых триллеров лишь немногие фильмы удостаивались действительно внушительного финансового и зрительского успеха за океаном. "Ночи Ужаса" американскому трэш-зрителю приглянулись, и, благодаря некоторым своим особенностям, с течением времени приобрели культовый статус.
Фильм начинается с того, что некий профессор археологии с внушительной лысиной и окладистой бородой раскопал древнее захоронение недалеко от своей фешенебельной виллы. Опрометчиво нарушив покой древней гробницы, профессор своими действиями вызвал мертвецов к жизни, чем полусгнившие трупы не преминули воспользоваться, начав свое победоносное шествие по планете. Но, как известно, начинать надо с малого, поэтому первыми жертвами живых мертвецов стали три семейные пары, приехавшие в профессорскую виллу на пикник...
Завязка, как мы видим, весьма стандартная и явно "вдохновленная" классикой Ромеро "Ночь Живых Мертвецов" - кучка людей пытается укрыться от сонмищ зомби в забаррикадированном доме. Однако большое количество оригинальных особенностей не позволяют назвать это кино прямым плагиатом: очевидно, что авторы хотели снять нечто особенное, и в некотором роде им это удалось :) Итак, "пройдемся" по особенностям этого кино, которые не только снискали картине широкую зрительскую симпатию трэш-энтузиастов во всем мире, но и не позволили назвать фильм прямым плагиатом шедевра Ромеро. Первое, что сразу бросается в глаза - дизайн зомби. В большинстве своем это полусгнившие трупы с полупустыми черепными коробками, в глазницах которых копошатся опарыши, или на ниточках висят остатки глаз. Они одеты в серые робы, их руки представляют собой месиво из отслаивающейся кусками серо-черной кожи и проступающих сквозь полусгнившие сухожилия костей. И хотя местами маски, надетые на статистов, довольно посредственного качества, в общем и целом зомби в этом фильме производят благоприятное впечатление, явно отличаясь от своих ромеровских собратьев. "Идеология зомбеубийства", правда, в этом фильме не претерпела никаких изменений - живые трупы можно убить, лишь уничтожив мозг, как говорится, "все по классике". Однако, опять же в отличие от классики, у этих зомби-героев уже есть задатки социального поведения и "работы в команде" - трупы в этом фильме, для того чтобы достать столь лакомых им живых человечков, не только берут в руки косы, лопаты и топоры, дабы в щепки изрубить деревянные двери фешенебельного особняка, но даже совместными усилиями "берут крепость штурмом", тараня внушительным бревном забаррикадированную дверь главного входа! Что ни говори, а таким зомби я бы палец в рот не положил, несмотря даже на их "классическую медлительность".
Второе - фильм знаменит не только своими немногочисленными софткорными секс-сценами (в основном в первых десяти минутах фильма, ибо "зомби-экшн" начинается практически сразу после начальных титров, драгоценное экранное время и пленку на всякую фигню, типа "plot development", авторы благоразумно решили не тратить), но безумно идиотскими поступками персонажей, ужаснейшим дешевым дубляжом и сверх-трэшевыми "диалогами". Вот лишь несколько примеров яркой индивидуальности сценариста и его видения жизни: (один из героев своей жене) "Ты выглядишь как маленькая блядь, но мне это нравится"; (сказано мужчиной после страстных поцелуев на траве) "You are getting a raise from me all right, but it has nothing to do with money" (игра слов, поэтому оставлено без перевода, кому надо - тот поймет ;)); (впервые увидев зомби в парке) "Чтобы это ни было, это не человек - это ходячий мертвец!"; (обращаясь к наступающему зомби) "Остановись, я твой друг!" :); ну и конечно супер-шедевр плохих диалогов - маленький сынок, попытавшись вступить со своей мамой в половую связь, "облапав" ее и получив за это пощечину, обиженным голосом говорит: "Что с тобой, мама, я же твой сын!"...
Ну, и третий основной момент, который навечно запал в сердца поклонников европейского трэша, тоже связан с "маленьким мальчиком" и его мамашей. Ну, во-первых, "мальчика" Майкла играл инфантильный двадцатипятилетний (!!!) молодой человек Питер Барк (Peter Bark - псевдоним, конечно) небольшого роста и с лицом, напоминающим карикатурную версию Дарио Ардженто, причем его дубляж в английской версии - просто верх дешевого "закоса" бесталанной взрослой тетеньки под тонкий голосок "маленького мальчика". Ну, а во-вторых, именно Питер Барк прославил этот фильм суперсценой, когда будучи уже зомби, "мальчик" прикладывается к оголенной груди своей мамаши и смачно клацая зубами вырывает внушительной кусок жира из "левой груди потерпевшей" :) Причем весь процесс показывается крупным планом и в мельчайших подробностях...
Как видите, истинному любителю трэш-кино про зомби в этом фильме есть чем поживиться, особенно учитывая тот факт, что на кровь, развороченные внутренности, отрубленные конечности и поедание кишок крупным планом режиссер с продюсером пленки не жалели :) Что же касается остальных технических аспектов фильма, то тут, как говорят американцы, "hit and miss". В фильме достаточно моментов, снятых очень грамотно и добротно, но есть и куча "проходных" эпизодов, которые развитию событий только вредят. Смонтировано все довольно хорошо, но опять же, есть ненужные затянутости, а кое-что вполне безболезненно можно было бы выкинуть. Что касается музыкального сопровождения, то его в этой картине по минимуму, и в основном действие оттеняют долгие и многочисленные вопли с наложенными на них аналоговыми синтезаторными эффектами, однако этого, надо признать, для фильма вполне достаточно :)
Данная картина ни в коей мере не претендует на звание шедевра, даже в своей узкой области, однако любители подобного рода европейского трэша, а также большие поклонники и коллекционеры фильмов про зомби просто обязаны иметь этот фильм у себя в коллекции. Всем остальным - принимать по вкусу... ;)
15 августа 2010, 18:17 Maldoror
Интересно нарочно ли актеров подбирали по степени кретенизма
отоброженном на лице.Во всяком случае я на это любовался.
Начиная с профессора погибшего смертью храбрых во время ночного моциона в катакомбах этруссков нам представят остальных фриков, самый удивительный из которых сын любящей матери страдающий
вуайеризмом .
Зомбячьи рыла порой весьма забавны как и то что они разгуливают с косами и цепами,которые им есть на что пременить.
Очень странно но фильм доставил удовольствие .Лучшее что снял Андреа Бьянчи за свою темную карьеру в которой был например cексорцизм ''Малабимба'' со стыренной из шедевра Джо д'Амато ''Смерть улыбается убийце'' музыкой Берто Пизано.
20 декабря 2011, 14:56 Ah
Из всего множества европейского зомби-хоррора, на шедевры не богатого, этот фильм приятно выделяется. Он конечно совсем не шедевр, но увлекает, а помянутые треш-моменты только добавляют остроты. Главное не забывать что подавляющее большинство остальных представителей жанра гораздо хуже.
30 июня 2016, 09:59 Kayzer Soza
На мой взгляд с софт-кором здесь слегка переборщили. Не думаю, что даже для 1980-го года эпизод с довольно скоромным оголением произвел на зрителей впечатление. Даже со скидкой на время, систек и эротических сцен не так уж и много, вернее совсем не много, можно сказать что и нет вообще