Классическую "новеллу манер" (novel of manners) британской писательницы Джейн Остин (Jane Austen), впервые опубликованную в 1813-м году, уже давно разобрали на цитаты и экранизировали немалое количество раз как для кино, так и для телевидения. Самой известной на сегодняшний день телевизионной экранизацией теперь уже в прямом смысле слова бессмертной книжки является минисериал BBC 1995-го года, а в кино эту историю можно было увидеть на большом экране одиннадцать лет назад, когда ее поставил режиссер Джо Райт (Joe Wright) с Кирой Найтли (Keira Knightley) в роли Элизабет. Та экранизация "Гордости" получилась очень успешной как в творческом (кучи призов и номинаций, включая четыре на Оскара), так и в коммерческом плане (мировые сборы 121 миллион долларов при 28-ми миллионном бюджете), и в очередной раз вызвала всплеск интереса к творчеству Джейн. Который неожиданно вылился в публикацию книжки сценариста и продюсера Сэта Грэма-Смита (Seth Grahame-Smith) "Гордость и Предубеждение и Зомби", вошедшей в 2009-м году в список бестселлеров газеты The New York Times сразу на третьей строчке, и продавшейся, в общей сложности, тиражом более миллиона экземпляров. Прикольная идея и грамотный маркетинг творят, как видим, чудеса :) А то, что идея создания такой книжки была чистой воды приколом, не отрицает никто из причастных к ее публикации.
Ведь родилась она вовсе не в голове Сэта Грэма-Смита, а в светлой головушке редактора Quirk Books Джейсона Рекулака (Jason Rekulak), который как-то сел и накропал список популярных у подростковой аудитории персонажей, вроде ниндзь, пиратов и зомби, а потом прикинул как их можно было бы "вписать" в пространство классических книг, права на которых давно уже в публичном доступе. В итоге ему въелось в голову всего одно название, - "Гордость и Предубеждение и Зомби", которым он поделился со своим корешем Грэмом-Смитом. Эта идея тому безумно понравилась и Сэт оперативно засел за перелопачивание книжки Остин, в которую он просто добавил ниндзь и зомби, оставив почти все оригинальное повествование Джейн нетронутым. Ну а дальше в дело вступил грамотный маркетинг, и когда о готовящейся публикации узнали "топовые блоггеры" и прочие медия, то ожидание публики было таким сильным, что издатель оперативно увеличил первоначальный тираж с 12 до 60 тысяч копий, и сдвинул дату публикации на первое апреля, что как бы очевидно намекает... ;) На то, что проект изначально был откровенно несерьезным, но его успех настолько вдохновил издательство, что оно не только оперативно выпустило приквел "Pride and Prejudice and Zombies: Dawn of the Dreadfuls" (2010) и сиквел "Pride and Prejudice and Zombies: Dreadfully Ever After" (2011), но и дальше продолжило прикалываться (или издеваться, кому как нравится ;)) над классикой, опубликовав в серии "Quirk Classics" такие книжки как "Sense and Sensibility and Sea Monsters" (2009), снова Джейн Остин, и "Android Karenina" (2010) Льва Толстого :) Все они, кстати, также попали в списки бестселлеров, так что ждем еще, например, "Война и Мир и Оборотни", или "Преступление и Наказание и Ниндзя-Пираты" ;)
Вернемся, однако, к нашим зомби. Итак, вызвав фурор "в Интернетах" и безумные для подобного рода приколов продажи, книжка Грэма-Смита породила не только сиквел с приквелом, но еще игру для смартфонов, комиксы (куда же без них!) и, разумеется, моментальные разговоры об экранизации. Играть главную роль в которой и продюсировать должна была Натали Портман (Natalie Portman), ограничившаяся, в итоге, лишь ролью продюсера. Вместе еще с четырнадцатью людьми аж из семи (!) производственных контор, которые после многочисленных пертурбаций со сменой режиссеров (за пять лет трое ушли из проекта) и перепиской сценария (как минимум дважды) в сентябре 2014-го наконец то начали снимать картину в Англии с ничем до этого не примечательным (если не считать, конечно, малосмешную комедию "17 Again" (2009) примечательной) Бёрром Стирсом у руля по его же финальному сценарию. Который наснимал нам следующее...
Активно эксплуатируя свои заокеанские колонии англичане притащили на родину страшную заразу, - зомби с бесконечным аппетитом к человеческому мозгу. С каждым годом undead-эпидемия все разрасталась, и к началу девятнадцатого века Англия разделилась на три зоны, - окруженный могучей стеной и глубоким рвом Лондон, относительно безопасные территории вокруг него, где жила аристократия, и "межземелье", где беспредельничали "новые хозяева жизни", - зомби. Которые отнюдь не потеряли разума и вполне могли "косить" под живых, особенно в поместьях британской знати, куда наведывался иногда искуссный в истреблении зомби мистер Дарси с целью выявить и уничтожить "затихарившихся" там супостатов. Недалеко от такого поместья жила большая семья обедневших помещиков Беннет с пятью дочерями на выданье. На одну из которых, Джейн, положил глаз богатый аристократ Бингли, а его лучший друг мистер Дарси оценил боевые таланты и стройную грацию Элизабет, которая совсем не искала замужества и уж тем более не хотела выходить за высокомерного сноба Дарси. Судьба, однако, заставила ее пересмотреть свои планы и чувства на фоне разразившегося зомбапокалипсиса...
Будучи на 85% оригинальным текстом Остин и лишь на 15% отсебятиной Грэма-Смита, книжный вариант "Гордости и Предубеждения и Зомби" почти не отличался от "Гордости и Предубеждения", и зомби там служили, по сути, лишь идиотским фоном для классической истории, в то время как фильм пошел гораздо дальше и серьезно "проапгрейдил" литературный первоисточник (если прикол Грэма-Смита можно считать таковым), постаравшись сделать зомби интегральной частью сюжета. Поэтому кино получилось, по сути, не буквальной адаптацией книжки, а скорее новым взглядом на мир оригинального романа Джейн Остин, инспирированным неожиданным бестселлером Quirk Books. В этом "новом мире" богатые англичане любят уезжать в Японию и Китай для обучения боевым искусствам, самыми лучшими качествами для девушки теперь являются не знание поэзии и умение играть на фортепиано, а владение единоборствами вместе с холодным и огнестрельным оружием, ну а пышные балы теперь омрачаются не светскими интригами и любовными скандалами, а самым настоящим кровопусканием :)
Которого в картине, кстати говоря, немало, но оно относительно целомудренное, - PG-13 рейтинг, все же, а с ним "реального жесткача" уже не покажешь, но даже то, что нам показывают, вполне потянет на "hard PG-13". Однако зомби, хотя и вписаны намного грамотней в общий сюжет ленты, все равно тут не на первых ролях, и смотрим мы, по сути, еще одну экранизацию Джейн Остин, только чуть более "авангардную" чем фильм 2005-го года :) А это значит много кисейной болтовни, бытописания английской знати начала девятнадцатого века и "тяжелой" жизни аристократических девушек на выданье, чутка зомби-экшена, выяснение кто кого знатней и статусней, и, разумеется, проснувшаяся в самый неожиданный момент "настоящая любовь" :) Девушкам такое нравится, даже несмотря на зомби... ;)
А вот то, что этот фильм понравится еще и мужикам, я не уверен. Во всяком случае - явно не всем. Потому что будучи, по сути, томной аристократической мелодрамой с несколькими зомби-экшен эпизодами, картина и смотрится именно как костюмная мелодрама, события которой происходят в "альтернативной вселенной Англии начала девятнадцатого века", а не как заявленная хоррор-комедия. Просто потому, что никакого особенного хоррора в ней нет, а юмор там настолько специфический и малосмешной, что и комедия из фильма никакая. А значит, остается лишь одна мелодрама :) Снятая, конечно же, роскошно. С отличной кинематографией, богатыми костюмами и хорошими британскими актерами. Грим и спецэффекты в фильме также хороши, но этого и следовало ожидать от продукции с 28-ми миллионным бюджетом, возврата которого многочисленные продюсеры будут ждать, судя по всему, довольно долго. Ведь лента дебютировала в прокате Штатов кошмарно, собрав за первый уикенд всего пять с небольшим миллионов и вылетев через неделю из топовой десятки со сборами в два с половиной миллиона. На данный момент за три недели проката лента заработала чуть меньше одиннадцати миллионов в Штатах и меньше миллиона в остальном мире, что даже близко не подводит ее к простой окупаемости, для которой требуются хотя бы 60 миллионов долларов общих сборов. А их в прокате ленте явно не видать, да и на видео она их зарабатывать будет ну ОЧЕНЬ долго. А значит, не видать нам, судя по всему, и сиквелов, равно как и других экранизаций "Quirk Classics" бестселлеров, хотя лично я бы "Android Karenina" с интересом посмотрел :)
"Гордость и Предубеждение и Зомби" я тоже с интересом посмотрел, но не потому, что являюсь фанатом Джейн Остин, а, как и многие, из-за названия. Которое действительно мощное, этого не отнять, но в остальном это все та же кисейная Джейн Остин, только "вид сбоку". То бишь кино для романтичных девочек... ;)
Комментарии (0):