Молодой врач Луис Крид с женой, двумя детьми, и пушистым котом Чёрчем (Church) ради должности школьного доктора переезжает из шумного Чикаго в небольшой и тихий провинциальный городок. Поначалу все шло прекрасно, но однажды любимую кошку семилетней дочери Кридов обнаружил мертвой их сосед, посоветовав Луису похоронить ее не на кладбище домашних животных, расположенном недалеко от его дома, а на старом индейском погосте. Отец девочки послушал доброго совета, и в ту же ночь мертвый кот вернулся в дом... Но это был уже не старый добрый Чёрч, да и пахло от животного не очень хорошо, что, разумеется, смущало Луиса, зато избавило его от неприятных объяснений с дочерью. Какое-то время после этого инцидента все снова было замечательно, пока маленького сына Кридов не переехал грузовик, после чего безутешный отец снова отправился на магическое кладбище, на этот раз уже с трупом своего ребенка. Сделал он это несмотря на отговоры старика-соседа, который первым пал от рук вернувшегося с того света мальчика, после чего пришел черед жены Луиса, Рэйчел. Ее смерть окончательно подкосила психику доктора, который, повторно убив сына и не желая признавать очевидное, отнес ее тело на индейское кладбище, после чего стал ждать возвращения супруги на кухне, раскладывая пасьянс. И она, разумеется, вернулась, отблагодарив своего "спасителя" страстным поцелуем и ударом ножа в шею...
Эта новелла Кинга еще до своего выхода в ноябре 1983-го успела обрасти легендами среди поклонников писателя, которые считали, что тот просто боится ее публиковать в связи с исключительно мрачным и страшным содержанием. На самом же деле все было чуть более прозаично. Так как бОльшая часть книги была основана на реальных событиях, произошедших в семье и жизни Стивена, то во время ее написания он впал в настоящую депрессию, решив не публиковать получившийся результат. Через пять лет, однако, ему пришлось пересмотреть это решение в связи с желанием уйти от своего тогдашнего издателя "Doubleday", которому он отдал эту книгу для завершения контракта. Таким образом, к восторгу многочисленных фанатов новелла была опубликована и заинтересовала жанрового продюсера Ричарда Рубинштейна (Richard P. Rubinstein), купившего у Стивена права на ее экранизацию. Писатель, впрочем, поставил сразу два условия: первое - сценарную адаптацию книги сделает он сам, и второе - снимать должны в тех местах, о которых идет речь в тексте, то бишь в родном для Кинга штате Мэн (Maine). Оба эти условия господин Рубинштейн выполнил, что вылилось в серьезное участие писателя в производственном процессе ленты, ведь снимали ее в двадцати минутах езды от его собственного дома!
Изначально картину должен был ставить тогдашний партнер Ричарда по Laurel Entertainment Джордж Ромеро (George A. Romero), но подготовительный период ленты затянулся, партнеры разругались, и на место Джорджа пришла известная на тот момент клипмейкерша Мэри Ламберт, за плечами которой были не только успешные видео Мадонны ("Borderline", "Like a Virgin", "Material Girl" и другие), но и стильный полнометражный дебют "Siesta" (1987) со звездным актерским составом (Ellen Barkin, Gabriel Byrne, Julian Sands, Isabella Rossellini, Martin Sheen, Grace Jones и Jodie Foster!). Утвердил ее на должность режиссера сам Кинг, который хоть и не был официальным продюсером фильма, но за его производством приглядывал строго, что вылилось не только в небольшое камео писателя в роли священника, но и в максимально точное следование сценарию, который, в свою очередь, имел отличия от литературного первоисточника. Так, оригинальная новелла намного мрачней своей киношной инкарнации, в ней намного больше деталей и самоанализа персонажей, да и вернувшиеся к жизни люди в разы страшнее показанных в фильме, так как обладают темным интеллектом и знаниями всех твоих темных секретов. В фильме, разумеется, показаны все основные моменты книги, но лента не особенно вдается в детали, имея, к тому же, вполне конкретную концовку, в то время как в книге финал остается открытым.
Тяжелая в психологическом плане, картина обладает не только стильной кинематографией и компетентной режиссурой, но и отличными актерскими работами, среди которых особенно выделяется игра двух с половиной летнего (!!!) Мико Хьюза. В образе вернувшегося с того света малыша он не просто зловещ, но по- настоящему инфернален, а контраст с его "живым" персонажем настолько ярок, что режиссер специально акцентирует этот момент в конце монтажными флэшбэками. За всю историю кино мы знаем немало талантливых детей-актеров, но чтобы ТАК сыграть в двух с половиной летнем возрасте, когда не все еще и говорить-то толком могут, - это, конечно, из ряда вон. Поэтому сразу после выхода фильма ультраталантливый малыш, что называется, "пошел по рукам", и на сегодняшний день за плечами двадцати двух летнего Мико почти пятьдесят ролей в кино и на телевидении, включая такие блокбастеры как "Apollo 13" (1995), "Spawn" (1997) и "Mercury Rising" (1998). К тому же парень засветился и в "Новом Кошмаре" Уэса Крэйвена ("Wes Craven's New Nightmare", 1994). Остальным участникам постановки до высот малолетнего Мико, конечно, не допрыгнуть, но все они в своих ролях исключительно эффективны, особенно Дэйл Мидкиф, проникновенно сыгравший убитого горем отца с постепенно съезжающей крышей. Зомби-кошка, кстати, тоже хороша, точнее кошкИ, которых на площадке было семь :)
Что же касается содержания ленты, то в ней есть немало запретных тем, которые особенно не любит освещать американский кинематограф. Это, разумеется, убийство детей, а в этом фильме ребенка убивают аж два раза, причем второй раз это делает его отец и камера детально все показывает. Местами фильм действительно страшный, и если в начале нас пугают стандартными "пугалками" (неожиданные резкие движения), то в конце нагоняет жути уже мертвый ребенок, разгуливающий по дому со скальпелем в руке и убивающий с инфернальной улыбкой на лице. Над нагнетанием зловещей атмосферы режиссер с оператором и декораторами тут действительно постарались на славу, впрочем, как и гримеры, создавшие весьма впечатляющий кровавый грим "доброго привидения", который наставляет и помогает семье Кридов. Именно с этим персонажем связаны немногочисленные юморные моменты, хотя под конец его частые появления лично мне уже кажутся перебором и небольшой долей инфантилизма. Фильм это, впрочем, не особо портит, а вот неторопливый ход событий и затянутость некоторых моментов иногда бросаются в глаза, хотя задача этих эпизодов очевидна - еще глубже погрузить зрителей в историю и заставить их сопереживать персонажам. Справиться с этой задачей, впрочем, можно было несколько иначе, но уж как вышло, так вышло...
А неожиданно вышло так, что лента со скромным, но вполне адекватным, бюджетом в одиннадцать с половиной миллионов долларов дебютировала в апреле 1989-го на первом месте боксофиса с результатом в двенадцать миллионов, продержалась на высшей строчке кассовых сборов аж три недели, и закончила прокат с результатом пятьдесят семь миллионов четыреста шестьдесят девять тысяч! Такой успех стал приятной неожиданностью не только для режиссера и продюсера, но и для поклонников Кинга, которые наконец-то получили одну из лучших экранизаций прозы своего любимого писателя. Не остались в накладе и музыканты Ramones, написавшие для фильма эксклюзивный трек "Pet Sematary", который не только моментально стал радиохитом и одной из самых успешных (и самых "отковеренных") песен во всем их творчестве, но и взобрался в качестве сингла на четвертую позицию чарта Modern Rock Tracks. Забавно, кстати, что в самом фильме играет другая их песня, "Sheena Is A Punk Rocker", а "Pet Sematary" открывает заключительные титры, заработав группе не только места в чартах, но и номинацию на "Золотую Малину" в категории "Worst Original Song" :) Сам же фильм, впрочем, получил кучу других, намного более престижных номинаций, а режиссеру картины вручили "Audience Award" на фестивале фантастических фильмов в Авориазе (Avoriaz Fantastic Film Festival). Разумеется, коммерческий успех ленты породил ненужный сиквел, через три года прохладно принятый как критикой, так и зрителями, а на данный момент упорно ходят слухи о грядущем ремейке этой ленты, существование которого ничем, кроме прогрессирующей творческой импотенции Голливуда, не может быть обусловлено. Ведь оригинальный фильм и так хорош, несмотря на некоторые огрехи, и в переделке вовсе не нуждается. На этот процесс, впрочем, мы влиять не в состоянии, зато мы бесконечно можем пересматривать оригинал, чего я всем советую...
04 марта 2009, 23:29 Ah
Лично я этот фильм просто обожаю, как, кстати, и его продолжение. Почему второе кладбище ругают все кому не лень непонятно. Атмосфера там не мение жуткая, а актёры ничуть не хуже (мне, сильно импонировал дует сходящего с ума Фёрлонга и толстяка Джейсона МакГауера). Про Клэнси Брауна вообще молчу.
Сергей, ты про него напишешь?
P.S. Ламберт сейчас скатилась до фильмов вроде "Чердак" и "Городские легенды 3", комуто плевать, а мне обидно.
04 марта 2009, 23:37 Ah
Минуту, а почему это финал не открытый? У меня на диске Рейчел только держит нож у мужа за спиной, а дальше титры. Когда давным давно смотрел по ТВ там тоже никакого протыкания в шею небыло.
Может у тебя расширенная версия?
04 марта 2009, 23:55 Serega_M
Она заносит нож и идет удар, который обрезается прямо у шеи мужа и на черном фоне идет его вопль. Если это "открытый финал", тогда я просто идиот :)
04 марта 2009, 23:56 Serega_M
И вообще - как ты умудрился оставить комменты на этот фильм когда новостной анонс о том, что рецензия выложена, даже не появился? :) Ты регулярно сканируешь что ли список рецензий, чтобы оперативно отслеживать новые поступления? Иначе я не понимаю :)
05 марта 2009, 13:42 Мы
Дорогой Серж!
Такой вопрос: а ты читал книгу? Саму-то книгу ты читал, Сержио? Перелистывал ли ты страницы, переживая за судьбы героев, Серый?
Ибо у нас сложилось такое впечатление, что не читал ты книгу, Сергей.
Ибо кино - оно про мертвых зомби-котов и мертвых зомби-детишек. (это ты правильно подметил)
А вот книга - она о другом совсем, она о человеческом горе и том, какие его пределы может вынести человек, оставаясь в своём уме. А еще в фильме нет того мистического флёра вокруг кладбища микмаков, каковой есть в книге. И много чего еще там нет.
Твои друзья с АГ.
ЗЫ. Кстати, где-то мы читали, что заглавную роль должен был играть некто Б.Кэмпбелл. Ты об этом ничего не знаешь?
05 марта 2009, 16:43 Андрей Паломник
Заглавну? Это что, роль кладбища?
05 марта 2009, 17:41 Serega_M
Нет, роль кота :) Брюс Кэмпбэлл демонстрирует чудеса перевоплощения :) А если серьезно, "друзьям с АГ" могу посоветовать залезть на IMDB в раздел Trivia этого фильма, там все написано кто, с кем, и почему :)
05 марта 2009, 20:05 Мы
Мы в английском не сильны :(
Мог бы и нормально ответить :р
Книгу не читал, значит. Ясно.
Твои корефаны с Аг.ру
05 марта 2009, 21:24 gason
Где новые авторы с новыми рецензиями? Почему так мало комментариев? Народу обосрать некого! Даёшь свежее мясо!
05 марта 2009, 23:32 Serega_M
Новые авторы еще не успели обтечь, касатик...
06 марта 2009, 00:29 gason
Чего-то отвлёкся на рассуждения о свежем мясе и забыл, что хотел написать 8-) А почему оценка всего 4 диска при такой благосклонной и хвалебной рецензии?
06 марта 2009, 01:01 Serega_M
Потому что на "пять дисков" фильм не тянет.
06 марта 2009, 01:52 MaxPain666
- Луис? - снова позвал Джад, но только слабый скрип досок ответил ему, и старик почувствовал запах твари,
которая вошла под утро в его дом. Сильный запах - запах гнилой земли ...
"Помни, это не ребенок! Тварь может кричать, может начать говорить что-то, когда ты нападешь на нее.., она
может говорить на разные голоса... Но ты же не поддашься на обман. Ты делал глупости уже много раз, старик.
Это - твой последний шанс!"
Со скрипом открылась дверь из гостиной на кухню, но вначале появился один кот. Джад мгновение следил за
ним, а потом снова посмотрел на дверь.
Окна кухни выходили на восток. Светало, и первые лучи солнца уже врывались в окно - слабый, молочно-
белый свет ...
Вошел Гадж Крид, одетый в костюмчик, в котором был похоронен. Болотная тина испортила белую рубашку.
Его великолепные, светлые волосы затвердели от грязи. Один глаз уставился в стену - ужасно сосредоточенно
он смотрел в никуда; другой глаз изучал Джада.
Гадж усмехнулся старику. - Привет, Джад, - по-детски прогудел Гадж ...
---- Хорошая рецензия, и фильм хороший, и книга ....
Книга особенно хороша )))
28 апреля 2010, 05:50 acidbear
- Луис? - снова позвал Джад, но только слабый скрип досок ответил ему, и старик почувствовал запах твари,
которая вошла под утро в его дом. Сильный запах - запах гнилой земли ...
"Помни, это не ребенок! Тварь может кричать, может начать говорить что-то, когда ты нападешь на нее.., она
может говорить на разные голоса... Но ты же не поддашься на обман. Ты делал глупости уже много раз, старик.
Это - твой последний шанс!"
Со скрипом открылась дверь из гостиной на кухню, но вначале появился один кот. Джад мгновение следил за
ним, а потом снова посмотрел на дверь.
Окна кухни выходили на восток. Светало, и первые лучи солнца уже врывались в окно - слабый, молочно-
белый свет ...
Вошел Гадж Крид, одетый в костюмчик, в котором был похоронен. Болотная тина испортила белую рубашку.
Его великолепные, светлые волосы затвердели от грязи. Один глаз уставился в стену - ужасно сосредоточенно
он смотрел в никуда; другой глаз изучал Джада.
Гадж усмехнулся старику. - Привет, Джад, - по-детски прогудел Гадж ...
---- Хорошая рецензия, и фильм хороший, и книга ....
Книга особенно хороша )))
Да, это точно, но этот перевод уступает переводу издательства АСТ. Там было: ..." смрад гниющего трупа" , "Луис? Это не мог быть Луис", "Ты уже много раз оставался в дураках. Успокивало, что этот раз последний". Может, где-то я ошибся, но чуток. У АСТ перевод еще и отшлифован и читатся на одном дыхании.
Теперь о сабже:
Фильм считаю самым страшным из всех хорроров. Самая пугающая сцена это когда больная сестра Рейчел бежит из угла комнаты прямо в камеру. Вообще, атмосфера у него безнадежнейщая! Ладно б, все умерли - хэппи энд, так нет же, "все долго мучились и умерли в страшных мучениях".
З.ы. Седня ночью приснился Паскоу и кот, пришедшие ко мне, но Паскоу был не добрый, как в книге.
06 марта 2009, 02:39 Тыкворез
Понравилось. Только на месте автора я бы убрал вот это:
пока маленького сына Кридов не переехал грузовик, после чего безутешный отец снова отправился на магическое кладбище, на этот раз уже с трупом своего ребенка. Сделал он это не смотря на отговоры старика-соседа, который первым пал от рук вернувшегося с того света мальчика, после чего пришел черед жены Луиса, Рэйчел. Ее смерть окончательно подкосила психику доктора, который, повторно убив сына и не желая признавать очевидное, отнес ее тело на индейское кладбище, после чего стал ждать возвращения супруги на кухне, раскладывая пасьянс. И она, разумеется, вернулась, отблагодарив своего «спасителя» страстным поцелуем и ударом ножа в шею...
Чистый спойлер. Я понимаю, что большинство нормальных людей этот фильм сто раз смотрели, но ведь есть те кто и не смотрели. Лично я никогда почти не смотрю фильм если узнаю о концовке. И о моментах сюжета, узнав о котрых смотреть будет уже не так интересно..
07 марта 2009, 01:51 Коля Логан
"Про Клэнси Брауна вообще молчу."
Отличный актер. Мне тоже очень нравится. Особенно в "Горце" и "После полуночи".
"И вообще - как ты умудрился оставить комменты на этот фильм когда новостной анонс о том, что рецензия выложена, даже не появился? :) Ты регулярно сканируешь что ли список рецензий, чтобы оперативно отслеживать новые поступления? Иначе я не понимаю :)"
Я например , так и делаю. Мне всегда было интересно , какая у тебя по времени пауза между рецензией и новостью.
"Заглавну? Это что, роль кладбища?"
Да , вот это мне тоже понравилось у этих литературоведов хренОвых (извините , не хотел обидеть , но у меня весеннее обострение маниакально-депрессивного синдрома). Эта ошибка офигеть как говорит об их начитанности.
"Мы в английском не сильны :("
Что не делает Вам чести. Ибо книга ,насколько я помню , написана на английском и если она Вам нравится ,вы обязаны прочитать её и в оригинале.
"Где новые авторы с новыми рецензиями? Почему так мало комментариев? Народу обосрать некого! Даёшь свежее мясо! "
Кстати , вот и плюс от рецензии Бобика - в комментах , наонец-то не прах и запустение , а нормальная ожвленная дискуссия. И так с каждой рецензией со времени выхода рецензии на "демона смерти". Прогресс всегда принимает неожиданные формы.
"Чистый спойлер. Я понимаю, что большинство нормальных людей этот фильм сто раз смотрели, но ведь есть те кто и не смотрели. Лично я никогда почти не смотрю фильм если узнаю о концовке. И о моментах сюжета, узнав о котрых смотреть будет уже не так интересно..."
Извини , Тыкворез , но это малость занудство. Мне кажется ты себя ограничиваешь. Настоящему киноману никакой спойлер не испортит просмотра.
09 марта 2009, 00:08 Weirdo
Коля, по поводу языков ты, пожалуй, загнул. У меня, например, десятки любимых книг, и все они написаны на разных языках, от испанского до японского. И я, скорее всего, ебанусь, прежде чем все их выучу. Так что перевод рулит, благо, в России литературная переводческая школа всегда была очень сильна. А уж в советское время - и подавно.
10 марта 2009, 10:05 Lukavij
на мой взгляд оба фильма хороши. Каждый по своему. Как экранизация первая часть вполне удачна, хотя, как справдливо заметил Сергей, на 4 диска не тянет.
А вот Ламберт после Кладбища домашних животных-2 стала снимать всё намного хуже - это да. "Чердак" - фигня фигней.
11 марта 2009, 04:14 хейт
хорошая рецуха на прекрасный фильм
вторая часть реально неплоха, похуже конечно, но уж ненужной нельзя её назвать никак
прикольно что про Рамонез помянул, образованный человек, чо:) , одна из лучшиз песен у них ИМХО, и у рамштайна кавер суперский
11 марта 2009, 04:28 Serega_M
Стараемся, епта... ;)
22 июня 2009, 19:18 Dani
пока маленького сына Кридов не переехал грузовик, после чего безутешный отец снова отправился на магическое кладбище, на этот раз уже с трупом своего ребенка. Сделал он это не смотря на отговоры старика-соседа, который первым пал от рук вернувшегося с того света мальчика, после чего пришел черед жены Луиса, Рэйчел. Ее смерть окончательно подкосила психику доктора, который, повторно убив сына и не желая признавать очевидное, отнес ее тело на индейское кладбище, после чего стал ждать возвращения супруги на кухне, раскладывая пасьянс. И она, разумеется, вернулась, отблагодарив своего «спасителя» страстным поцелуем и ударом ножа в шею...
- вот тут я кстати соглашусь с комментатором, зачем такие спойлеры оставлять.