Молодой врач Луис Крид с женой, двумя детьми, и пушистым котом Чёрчем (Church) ради должности школьного доктора переезжает из шумного Чикаго в небольшой и тихий провинциальный городок. Поначалу все шло прекрасно, но однажды любимую кошку семилетней дочери Кридов обнаружил мертвой их сосед, посоветовав Луису похоронить ее не на кладбище домашних животных, расположенном недалеко от его дома, а на старом индейском погосте. Отец девочки послушал доброго совета, и в ту же ночь мертвый кот вернулся в дом... Но это был уже не старый добрый Чёрч, да и пахло от животного не очень хорошо, что, разумеется, смущало Луиса, зато избавило его от неприятных объяснений с дочерью. Какое-то время после этого инцидента все снова было замечательно, пока маленького сына Кридов не переехал грузовик, после чего безутешный отец снова отправился на магическое кладбище, на этот раз уже с трупом своего ребенка. Сделал он это несмотря на отговоры старика-соседа, который первым пал от рук вернувшегося с того света мальчика, после чего пришел черед жены Луиса, Рэйчел. Ее смерть окончательно подкосила психику доктора, который, повторно убив сына и не желая признавать очевидное, отнес ее тело на индейское кладбище, после чего стал ждать возвращения супруги на кухне, раскладывая пасьянс. И она, разумеется, вернулась, отблагодарив своего "спасителя" страстным поцелуем и ударом ножа в шею...

Эта новелла Кинга еще до своего выхода в ноябре 1983-го успела обрасти легендами среди поклонников писателя, которые считали, что тот просто боится ее публиковать в связи с исключительно мрачным и страшным содержанием. На самом же деле все было чуть более прозаично. Так как бОльшая часть книги была основана на реальных событиях, произошедших в семье и жизни Стивена, то во время ее написания он впал в настоящую депрессию, решив не публиковать получившийся результат. Через пять лет, однако, ему пришлось пересмотреть это решение в связи с желанием уйти от своего тогдашнего издателя "Doubleday", которому он отдал эту книгу для завершения контракта. Таким образом, к восторгу многочисленных фанатов новелла была опубликована и заинтересовала жанрового продюсера Ричарда Рубинштейна (Richard P. Rubinstein), купившего у Стивена права на ее экранизацию. Писатель, впрочем, поставил сразу два условия: первое - сценарную адаптацию книги сделает он сам, и второе - снимать должны в тех местах, о которых идет речь в тексте, то бишь в родном для Кинга штате Мэн (Maine). Оба эти условия господин Рубинштейн выполнил, что вылилось в серьезное участие писателя в производственном процессе ленты, ведь снимали ее в двадцати минутах езды от его собственного дома!

Изначально картину должен был ставить тогдашний партнер Ричарда по Laurel Entertainment Джордж Ромеро (George A. Romero), но подготовительный период ленты затянулся, партнеры разругались, и на место Джорджа пришла известная на тот момент клипмейкерша Мэри Ламберт, за плечами которой были не только успешные видео Мадонны ("Borderline", "Like a Virgin", "Material Girl" и другие), но и стильный полнометражный дебют "Siesta" (1987) со звездным актерским составом (Ellen Barkin, Gabriel Byrne, Julian Sands, Isabella Rossellini, Martin Sheen, Grace Jones и Jodie Foster!). Утвердил ее на должность режиссера сам Кинг, который хоть и не был официальным продюсером фильма, но за его производством приглядывал строго, что вылилось не только в небольшое камео писателя в роли священника, но и в максимально точное следование сценарию, который, в свою очередь, имел отличия от литературного первоисточника. Так, оригинальная новелла намного мрачней своей киношной инкарнации, в ней намного больше деталей и самоанализа персонажей, да и вернувшиеся к жизни люди в разы страшнее показанных в фильме, так как обладают темным интеллектом и знаниями всех твоих темных секретов. В фильме, разумеется, показаны все основные моменты книги, но лента не особенно вдается в детали, имея, к тому же, вполне конкретную концовку, в то время как в книге финал остается открытым.

Тяжелая в психологическом плане, картина обладает не только стильной кинематографией и компетентной режиссурой, но и отличными актерскими работами, среди которых особенно выделяется игра двух с половиной летнего (!!!) Мико Хьюза. В образе вернувшегося с того света малыша он не просто зловещ, но по- настоящему инфернален, а контраст с его "живым" персонажем настолько ярок, что режиссер специально акцентирует этот момент в конце монтажными флэшбэками. За всю историю кино мы знаем немало талантливых детей-актеров, но чтобы ТАК сыграть в двух с половиной летнем возрасте, когда не все еще и говорить-то толком могут, - это, конечно, из ряда вон. Поэтому сразу после выхода фильма ультраталантливый малыш, что называется, "пошел по рукам", и на сегодняшний день за плечами двадцати двух летнего Мико почти пятьдесят ролей в кино и на телевидении, включая такие блокбастеры как "Apollo 13" (1995), "Spawn" (1997) и "Mercury Rising" (1998). К тому же парень засветился и в "Новом Кошмаре" Уэса Крэйвена ("Wes Craven's New Nightmare", 1994). Остальным участникам постановки до высот малолетнего Мико, конечно, не допрыгнуть, но все они в своих ролях исключительно эффективны, особенно Дэйл Мидкиф, проникновенно сыгравший убитого горем отца с постепенно съезжающей крышей. Зомби-кошка, кстати, тоже хороша, точнее кошкИ, которых на площадке было семь :)

Что же касается содержания ленты, то в ней есть немало запретных тем, которые особенно не любит освещать американский кинематограф. Это, разумеется, убийство детей, а в этом фильме ребенка убивают аж два раза, причем второй раз это делает его отец и камера детально все показывает. Местами фильм действительно страшный, и если в начале нас пугают стандартными "пугалками" (неожиданные резкие движения), то в конце нагоняет жути уже мертвый ребенок, разгуливающий по дому со скальпелем в руке и убивающий с инфернальной улыбкой на лице. Над нагнетанием зловещей атмосферы режиссер с оператором и декораторами тут действительно постарались на славу, впрочем, как и гримеры, создавшие весьма впечатляющий кровавый грим "доброго привидения", который наставляет и помогает семье Кридов. Именно с этим персонажем связаны немногочисленные юморные моменты, хотя под конец его частые появления лично мне уже кажутся перебором и небольшой долей инфантилизма. Фильм это, впрочем, не особо портит, а вот неторопливый ход событий и затянутость некоторых моментов иногда бросаются в глаза, хотя задача этих эпизодов очевидна - еще глубже погрузить зрителей в историю и заставить их сопереживать персонажам. Справиться с этой задачей, впрочем, можно было несколько иначе, но уж как вышло, так вышло...

А неожиданно вышло так, что лента со скромным, но вполне адекватным, бюджетом в одиннадцать с половиной миллионов долларов дебютировала в апреле 1989-го на первом месте боксофиса с результатом в двенадцать миллионов, продержалась на высшей строчке кассовых сборов аж три недели, и закончила прокат с результатом пятьдесят семь миллионов четыреста шестьдесят девять тысяч! Такой успех стал приятной неожиданностью не только для режиссера и продюсера, но и для поклонников Кинга, которые наконец-то получили одну из лучших экранизаций прозы своего любимого писателя. Не остались в накладе и музыканты Ramones, написавшие для фильма эксклюзивный трек "Pet Sematary", который не только моментально стал радиохитом и одной из самых успешных (и самых "отковеренных") песен во всем их творчестве, но и взобрался в качестве сингла на четвертую позицию чарта Modern Rock Tracks. Забавно, кстати, что в самом фильме играет другая их песня, "Sheena Is A Punk Rocker", а "Pet Sematary" открывает заключительные титры, заработав группе не только места в чартах, но и номинацию на "Золотую Малину" в категории "Worst Original Song" :) Сам же фильм, впрочем, получил кучу других, намного более престижных номинаций, а режиссеру картины вручили "Audience Award" на фестивале фантастических фильмов в Авориазе (Avoriaz Fantastic Film Festival). Разумеется, коммерческий успех ленты породил ненужный сиквел, через три года прохладно принятый как критикой, так и зрителями, а на данный момент упорно ходят слухи о грядущем ремейке этой ленты, существование которого ничем, кроме прогрессирующей творческой импотенции Голливуда, не может быть обусловлено. Ведь оригинальный фильм и так хорош, несмотря на некоторые огрехи, и в переделке вовсе не нуждается. На этот процесс, впрочем, мы влиять не в состоянии, зато мы бесконечно можем пересматривать оригинал, чего я всем советую...