Легендарная британская студия Hammer Films за свою славную многолетнюю историю наснимала фильмов практически во всех "продаваемых" жанрах - от доисторических и псевдоисторических эпиков до бесконечных сериалов про мумии, вампиров и оборотней (я уж не говорю про "совмещенные" фильмы, где, к примеру, действуют и мумии, и оборотни :)). Не обошла она своим вниманием и такую актуальную и животрепещущую тему мирового кинематографа, как зомби, то бишь живые мертвецы. Однако в 1966 году британцы еще не знали про американца по имени Джордж Ромеро и его собственной концепции зомби, поэтому пришлось им снимать фильм "по классике", а именно про культ вуду на живописных просторах сельской Англии и связанную с этим зомбификацию местного населения.

Отставному врачу профессору Джеймсу Форбсу приходит письмо от его бывшего ученика, ныне работающего сельским врачом в небольшой деревеньке. В письме доктор Томпсон сбивчиво рассказывает своему учителю про загадочное заболевание, которое сводит в могилу молодых здоровых людей без явных видимых причин. Решив помочь своему коллеге, сэр Джеймс в сопровождении очаровательной дочери Сильвии отправляется в названный в письме городок. Приехав туда, он оказывается в самом центре мистической тайны, нити разгадки которой приводят его в поместье местного землевладельца, не столь давно вернувшегося с острова Гаити...

Естественно, проявив недюженные детективные способности, сэр Джеймс разгадывает тайну странного "заболевания", косившего местное население и докапывается до страшной истины - местный землевладелец, весьма неприятная и грубая личность Клайв Гамильтон, используя свои знания ритуалов вуду, сначала убивал, а затем возвращал к "жизни" в виде зомби молодых людей городка, дабы использовать их как дармовую (в самом прямом смысле слова дармовую - ведь зомби не нужны сон и еда, он может работать 24 часа в сутки семь дней в неделю 365 дней в году, пока совсем не сгниет) рабочую силу в своей шахте, на которой никто из местных жителей работать не желал, так как по слухам это было "проклятое место". Как видим, мотив действий Клайва Гамильтона весьма понятен и реалистичен - корысть, беспринципная жажда наживы, ради которой он не останавливался ни перед какими преступлениями, тем более что все было "шито-крыто" - люди умирали, их хоронили, и никому в голову не могло прийти, что недавно умершие родственники буквально на следующий же после похорон день уже активно "впахивали" на близлежащей шахте, которая к тому же считалась давным-давно заброшенной...

Этот фильм не является особенно известным в бесконечной череде хаммеровской продукции, тем более что он не превратился во франчайз как, например, Дракула или Мумия. Однако совсем уж к проходным картинам его тоже не отнесешь, просто жанру "живых мертвецов" заправлялы из Hammer не удиляли столь бурного внимания, которого удостоился да хотя бы тот же Дракула. Фильм снят в лучших хаммеровских традициях, а это приличный бюджет, солидные хорошо играющие актеры, крепкий, грамотный режиссер, и вообще, что называется, "high production values" во всем. Плюс к этому - уникальный дух и "картинка" хаммеровских фильмов - а это уже само по себе многого стоит. Особенно, конечно, импонирует то, что в этой картине авторы обратились к "классической" мифологии и терминологии вуду, где зомби не просто "ходячие трупы" невесть по каким причинам вылезшие из своих могил (как это происходит в подавляющем большинстве zombi-movies), а сознательно умервщленные люди, возвращенные впоследствии к "жизни" с помощью вудуистских заклинаний и ритуалов, дабы теперь уже навеки служить своему господину в качестве беспрекословного раба. Именно для этих целей, для самой примитивной, тяжелой и грязной работы зомби всю жизнь и использовали - ведь это очень дешево и практично :) Такая классическая концепция ныне (после бесчисленных фильмов о новых зомби, единственная цель которых - сожрать живую плоть) воспринимается просто как отдушина, как "возвращение к истокам", хотя по сути это и есть истоки, ведь фильм вышел в прокат за два года до переворотной ромеровской "Ночи живых мертвецов" 1968 года, которая и представила нам мгновенно ставшую доминирующей "современную концепцию" зомби как безмозглых мертвых тварей, жаждущих лишь теплой плоти живого ближнего своего. Тем приятнее иногда посмотреть фильм, данной "генеральной линии" не следующий.

Что ж, подводя итоги, стоит отметить, что это весьма достойная, стильная и интересная картина, выполненная в лучших традициях Hammer Films и исправно держащая высокую планку качества легендарной студии. Рекомендуется всем любителям грамотного британского кино шестидесятых, равно как и поклонникам зомби-фильмов - разочарованы вы вряд ли будете. И хотя тут нет абсолютно никакой "кровавой бойни зомби" на приветливых английских просторах, фильм от этого хуже не становится, просто акценты тут расставлены несколько на других вещах. Рекомендую.