Вышедший летом 1982-го года "Полтергейст" Стивена Спилберга (Steven Spielberg) с номинальной режиссурой Тоби Хупера (Tobe Hooper) просто не мог не стать хитом, и он им стал, заработав в Штатах 76 миллионов долларов (восьмое место по сборам за тот год!). При десятимиллионном бюджете (плюс маркетинговые расходы) картина не просто окупилась, но принесла своим создателям существенный доход "в несколько концов", что, разумеется, не могло не сказаться на выходе сиквела, который и появился четыре года спустя. Спилберг его уже не продюсировал, занятый другими проектами, и у руля второго "Полтергейста" встали ко-сценаристы первого фильма - Майкл Грэйс и Марк Виктор (Michael Grais, Mark Victor), написавшие и спродюсировавшие продолжение, в котором семья Фрилингов снова становится объектом нападения потусторонних сил.
Как оказалось во второй части, их дом не просто стоял на кладбище, но под ним еще была пещера, в которой умерли последователи утопического культа преподобного Генри Кейна, заживо похоронившего себя вместе с паствой в начале девятнадцатого века. Именно неупокоившийся дух Кейна преследовал Кэрол Энн, которая, оказывается, обладала паранормальными способностями. Причем это у нее было семейное, так как мамашка ее тоже резко "прозрела" в доме своей матери, куда семья переместилась после событий первой части. Духи, разумеется, стали третировать Фрилингов и там, но ясновидящая Тангина прислала на подмогу индейского шамана Тэйлора, который не смог защитить семью от нападок мертвого сектанта, зато рассказал им, как "завалить" супостата...
Если первый фильм, при всех своих недостатках и явной затянутости, хоть как то был основан на "реальных событиях", то в продолжении от реальности не осталось и следа, и мы получили стопроцентную "паранормальную фантастику", чуть сдобренную неуместным юмором и намеками на "хоррор". За юмор тут отвечает отец семейства, регулярно отмачивающий "смешные" комментарии, ну а "хоррор" представлен стандартными "пугалками", живыми трупами и мерзопакостными созданиями, дизайна H.R. Giger'а, которые, впрочем, весьма "приличны", ибо создателям нужно было держаться рамок рейтинга "PG-13", который не подразумевал особых "перегибов" ;). Не имея в своем активе вменяемой истории, картина пытается "взять зрителя" обилием спецэффектов и трюков, но всю эту "паранормальную ботву" мы видели уже в первом фильме, и во второй раз это все смотреть уже не очень интересно, хотя авторы и постарались чуть разнообразить "полтергейстный арсенал". Так, помимо стандартной левитации предметов, тряски дома и разноцветных молний, мы имеем страшных призраков, отвратительных созданий и нереально инфантильную концовку с реюнионом семьи "на другой стороне". Финал фильма, кстати, это вообще что-то с нечто просто, а использовавшийся для его создания хромакей настолько очевидно-халтурен, что я необычайно удивлен номинации этого фильма на "Оскар" за спецэффекты, ибо ничего "оскароносного" в них вообще нет. Зато вот номинации Зельды Рубинштейн на "Золотую Малину" как худшей актрисы второго плана я нисколечко не удивлен, ибо получила она ее вполне заслуженно, во второй части вообще, по-моему, не играя. Не перенапрягаются тут и остальные актеры, хотя белокурый ангелочек Хизер О’Рурк, безусловно, мила, а ее экранная мамашка ДжоБэт Уильямс - симпатична, подтянута и стройна. Помимо исполнителей всех главных ролей первого фильма, за исключением "старшей дочери", Доминик Данн (Dominique Dunne), убитой бойфрендом почти сразу же после выхода оригинального "Полтергейста", в сиквел вернулась творческая группа по созданию спецэффектов и легендарный композитор Джерри Голдсмит (Jerry Goldsmith), номинированный за свою работу над первой лентой на "Оскара". За продолжение его на "Оскар" уже, разумеется, не номинировали, зато наградили "BMI Film Music Award", что тоже весьма неплохо :)
Стоивший девятнадцать миллионов долларов (на которые он, надо сказать, совсем не выглядит, а значит, продюсеры активно поработали над воровством его бюджета ;)), в прокате Штатов фильм собрал сорок один миллион, что, конечно, далеко не провал, но и не отличный результат, особенно на фоне оригинала. Продюсеров это, впрочем, не остановило, и через два года они выкатывают на экраны еще один сиквел, ставший, слава богу, последним. Причем не только для всей серии, но и для исполнительницы роли Кэрол Энн, белокурой Хизер О’Рурк, которая, в возрасте двенадцати лет, умерла от стеноза кишечника еще до выхода в прокат третьего фильма. Эта смерть окончательно убедила обывателей в том, что у сериала "Полтергейст" есть "проклятье", хотя бОльшая часть работавших над ним людей и поныне жива и здорова, один лишь Спилберг чего стоит! :) Впрочем, смерти исполнителей главных ролей во всех трех картинах в год их выхода - понятно, что совпадения, но совпадения пугающие: задушенная Доминик Данн после выхода в прокат первой ленты; умерший от рака кишечника во время съемок второй части Джулиан Бэк, в результате чего и позвали Гигера, чтобы он создал "монструозные версии" его персонажа для досъемки необходимых эпизодов; ну и, разумеется, печальная смерть маленькой красавицы Хизер О’Рурк, которая даже не успела посмотреть свою последнюю работу... Что же касается зрителей, то им от просмотра второй части могут грозить лишь вербальные проклятья от живущих с ними родственников, которые хотели бы посмотреть "по ящику" нечто более вменяемое, чем постоянную беготню от призраков и хромакейные полеты "на той стороне" :)
21 июня 2009, 12:35 Ah
Я ценю этот фильм за его "фигу в кармане", вглядитесь как во втором полтергейсте честный индейский шаманизм схлестнулся с фанатичной жестокостью католичества.
03 августа 2011, 22:08 Мимо проходил
Действительно, не пробовал посмотреть на это под таким углом. Однако, сектанты это не совсем католики?