Попавший под обстрел на поле боя, но вытащенный с того света солдат Томас, после окончания Первой Мировой войны разъезжает по венгерским карнавалам с передвижной палаткой, где фотографирует недавно умерших в кругу их семьи, чтобы у живых осталась отпечатанная на фотобумаге память об усопших родственниках. И однажды в его палатку заглядывает девочка Анна, которую Томас видел в момент своей клинической смерти. Узнав, что многие в ее деревне умерли от испанки, Томас отправляется туда с фототехникой чтобы запечатлеть на свою камеру мертвых и заодно получше узнать Анну, которая, возможно, даст ключ к разгадке его видения. Однако, прибыв туда, он стал катализатором жестокой расправы призраков над местными жителями, остановить которую оказалось очень непросто.
Как непросто, видимо, в никогда не баловавшей мир хорошим жанровым кино Венгрии снимать потусторонний хоррор о злобных призраках, как говорится, "на серьезных щах". Но бывший психолог, кинокритик, редактор киножурнала, и режиссер "больших и малых жанров", усыпанный, если верить его профилю в IMDB, многочисленными наградами и премиями Петер Бергенди с энтузиазмом взялся за эту задачу, всецело поддержанный активным пиаром продюсеров. Которые не только заявили о том, что "Post Mortem" является первым хоррор-фильмом Венгрии, что, разумеется, не так, но и пробили выдвижение этой картины от Венгрии на премию Оскар 2022-го года в номинации "лучший фильм на иностранном языке". Не знаю, где должны были находиться глаза у людей, на эту премию фильм выдвигавших, но у американской отборочной комиссии глаза, видимо, были на правильном месте, поэтому картина в список номинантов не вошла. И на то есть банальная причина - "Пост Мортем" очень плох. Иногда до смешного кошмарен. Но обо всем по порядку.
Начать, пожалуй, стоит с сюжета и "сеттинга". Фон, на котором происходят события ленты, весьма знаков и трагичен для Венгрии, которая потеряла по итогам Первой Мировой две трети своей территории и население которой в те времена косило пандемией "испанского гриппа". Да и базис сюжета - популярная во второй половине девятнадцатого и начале двадцатого века посмертная фотография умерших родственников, является вполне подходящей и интересной основой для жуткого потустороннего триллера. Которую, однако, пока никто не смог по-настоящему качественно утилизировать для создания действительно впечатляющего хоррора. Ни наши доморощенные "хоррормейкеры" с проектом "Невеста" (2017), ни венгры в "Пост-Мортем", который местами смотрится как "vanity project" богатого дяди, решившего, что и он "в хоррор могёт". И я вполне допускаю, что другие фильмы Петера Бергенди хороши, но только не "Пост Мортем", в котором маловразумительная бессвязная история не только очевидно затянута, но и не способна мало-мальски насмотренного зрителя ничем напугать. А вот рассмешить - еще как способна, ибо в конце лента превращается в откровенный деревенский балаган со всеми мыслимыми и даже немыслимыми клише "фильмов о призраках", выполненными настолько нелепо-топорно, что ничего, кроме глупой усмешки у зрителя они вызвать не могут.
Да и сами призраки реализованы тут коряво выполненными компьютерными моделями с убогой анимацией, способными напугать аудиторию лишь своей откровенной дешевизной, а не "жуткостью". Для фильма с заявленным бюджетом в районе трех миллионов долларов это просто провал, равно как и хреновый грим "мертвецов", которые на мертвых совершенно не похожи. Тем более на тех, кто по сюжету уже изрядно полежал в промерзлом сарае. Единственный "спецэффект", который у создателей всё-таки получился - это "полеты" персонажей на вычищенных из кадра тросах, но их тут ТАК много, и они зачастую настолько нелепы, что под конец фильма уже вырывается непроизвольный смех когда очередного персонажа начинает "крючить" в воздухе и швырять направо и налево. У меня вообще во время просмотра сложилось стойкое впечатление, что режиссера однажды "проперла" воздушная акробатика, и он решил в свой новый проект вставить как можно больше эпизодов с "полетами", в результате чего у него и в начале картины на поле боя все отлетают от взрывов как циркачи, и на протяжении всего оставшегося хронометража количество "полетов" зашкаливает за все мыслимые, и даже немыслимые рамки. Ну а бОльшая часть третьего акта ленты и ее концовка вообще запредельно трэшовая настолько, что всерьез на это смотреть невозможно - очень быстро пробирает на смех. При этом до концовки еще стойко нужно досидеть, с трудом пережевывая почти два часа тягучей маловменяемой истории с непонятными мотивациями практически всех персонажей, начиная с основных, и заканчивая, собственно, призраками, которые хрен поймешь зачем и почему "колбасят" мирных жителей венгерской деревни.
Одним словом, с точки зрения "призрачного хоррора" этот проект - провал по всем статьям, хотя некоторые вещи в нём мне, всё же, понравились. Например, актер Виктор Клем, довольно органичный в роли Томаса. Или некоторые вполне атмосферные и "созерцательные" кадры деревни и ее окрестностей. Но всё остальное для действительно вполне профессионально снятого фильма если и не запредельно, то очень плохо - куча дешевых клише, которые давно уже никого не пугают; невнятная история, загубившая очередную попытку снять по-настоящему жуткий потусторонний хоррор по мотивам реально практиковавшейся пост-мортем фотографии; хреновые для недешевого фильма эффекты и ЯВНЫЙ перебор с "полетами". Ну и как вишенка на торте - откровенный балаган в конце, не вызывающий ничего, кроме удивления или хохота.
Зато пиар отдел сработал хорошо, и в "активе" ленты множество призов и номинаций на "туевой хуче" как жанровых, так и некоторых "мэйнстримных" фестивалей, а также масса "восторженных" отзывов (искренних или проплаченных, уж тут я могу только гадать :)) прессы и как апофеоз абсурда - выдвижение от Венгрии на Оскар. Браво, Петер Бергенди, брависсимо! Но смотреть ЭТО в кино я вам не советую, равно как и на стриминге, если только вы не хотите первые полтора часа скучать, а последние полчаса охреневать от творящегося на экране балагана. Я вас предупредил... ;)
2411
Post Mortem / Пост Мортем (2020)
Посмотри в глаза смерти.
В главных ролях:
Виктор Клем
(Viktor Klem)
Томас (Tomas)
Фружина Хаис
(Fruzsina Hais (young))
Анна (Anna)
Джудит Шелл
(Judit Schell)
Марча (Marcsa)
Режиссер:
Петер Бергенди
(Peter Bergendy)
Copyright for all of the graphic materials on this page belongs to its respective owners.
Комментарии (1):