Грегори Левассер в жанровом мире больше известен как закадычный друг Александра Аджа (Alexandre Aja) и автор сценария большинства его фильмов. Хотя на некоторых проектах он еще и продюсировал, и режиссировал second unit, и даже был art director'ом. Многостаночник, одним словом, который решил, наконец, попробовать себя в "настоящей режиссуре", но на удивление поставил дебютный фильм не по собственному сценарию.

В египетской пустыне в четырехстах километрах от Каира группа американских археологов нашла уникальную трехстороннюю пирамиду, погребенную под слоем песка. Откопав вход, ученые запустили туда дорогостоящего робота, которого сбило с "ног" нечто, в результате чего уже самим исследователям пришлось отправиться внутрь пирамиды, где они благополучно заблудились. А еще их начали преследовать таинственные существа, и все стало очень, очень плохо :)

Больших денег, видимо, на свой режиссерский дебют не получив, Грегори Левассер решил выбрать сценарий, который можно было бы поставить "дешево и сердито", а нынче это почти всегда означает "found footage movie". Тут, правда, съемки самих участников постановки иногда перемежаются "кадрами от третьего лица", но около 80% ленты - это классический "found footage" с ручной камерой и явно добавленными в post-production цифровыми артефактами :) Однако, в отличие от сонма других фильмов этого жанра, дрожанием камеры герои не злоупотребляют, а антураж их приключений гораздо интересней большинства конкурентов - древняя египетская пирамида, хранящая внутри себя жуткие тайны. А также ставшая прибежищем для жутких монстров, которые терроризируют наших героев.

Терроризируют, надо сказать, весьма "избирательно", и бОльшую часть времени герои ленты не спасаются от монстров, а пытаются выбраться из чрева пирамиды, которая сама для них стала жестоким монстром, с закольцованными узкими лабиринтами и хитроумными смертельными ловушками. Вообще, окружающий героев антураж в подобных фильмах играет большое значение, а тут он, с моей точки зрения, просто роскошный, и как нельзя лучше подходит для нагнетания клаустрофического саспенса. Впечатления от которого, впрочем, серьезно смазываются клишированной и глупой концовкой, которая явно дает понять о том, что под конец фильма у авторов сценария совсем закончилось воображение и они уже просто не знали, как его можно вменяемо закончить. А значит - надо заканчивать невменяемо, что они и сделали, выдав за последние 15 минут ленты на-гора все возможные хоррор клише, и еще немного ;)

Однако если не брать во внимание концовку, то фильм у Грегори получился вполне себе ничего, в интересном антураже, с неплохими актерами и достойной режиссурой. Конечно, звезд с неба эта лента не хватает, и если бы не дистрибьютор Fox, то наверняка пошла бы прямиком на видео, а так фирмачи без особых фанфар выкидывают ее в эти выходные в Штатах почти что в широкий (не менее 600 экранов) прокат на 589 экранах, с которых картина вряд ли соберет что-то вменяемое. Зато на видео и PPV ее наверняка ждет успех, хотя бы из-за антуража, которым жанровую публику, к сожалению, радуют нечасто. В кино дебют хорошего сценариста и крепкого, как оказалось, режиссера Левассера смотреть не обязательно, а вот в своей уютной квартирке - в самый раз. Только приготовьте рядом с креслом плевательницу, ибо в конце она вам сильно пригодится... ;)