Продюсер, сценарист, и, по оказии, режиссер, Самуэль М. Шерман, был известен в киномире семидесятых как человек с уникальной концепцией - "Waste Not, Want Not". Ее смысл заключался в том, что даже если качество фильма, который закупила его контора Independent-International Pictures, оказывалось ниже даже самой низкой drive-in планки, то нужно было лишь приложить немного усилий, и за разумное время "пофиксить" проблемы. Такую точку зрения не всегда разделял его бизнес-партнер Дэн Кеннис (Dan Kennis), который, прикупив по случаю ужасающий фильм Эла Адамсона "Искатели Крови" (Al Adamson's "The Blood Seekers"), и поняв, что в таком виде его ну никак нельзя было прокатывать, хотел уже было списать приобретение в убытки, но его остановил Шерман, решивший на практике доказать верность своей теории. В течение двух лет эта лента им доснималась и перемонтировалась, после чего улучшенные "Искатели", под новым названием "Дракула против Франкенштейна" ("Dracula vs. Frankenstein", 1971) собрали с многочисленных драйв-инов Америки отличную кассу, и даже умудрились продаться на несколько заграничных территорий! И хотя критики, разумеется, не пели фильму дифирамбов, бывший "убыток" принес компаньонам существенную прибыль, став самой известной лентой Independent-International во всем мире. С закатом эры драйв-инов в начале восьмидесятых для I-I настали тяжелые времена, но перед самой ее смертью Шерман переделал еще один фильм, который Дэн Кеннис приобрел почти не глядя - "Dying Day".

"День Смерти" был незавершенным продуктом Бретта Пайпера (Brett Piper), который еще в юном возрасте начал снимать экспериментальные короткометражки, а потом решил замахнуться и на 16мм полнометражную ленту. "На всех дудах игрец", в своем первом "серьезном" фильме Бретт был сценаристом, режиссером, оператором, монтажером, и автором спецэффектов (особенно ему нравилась stop-motion анимация). В результате, всего за 10 (десять!) тысяч долларов в 1982-м году Бретт снял свою "Таинственную Планету" ("Mysterious Planet"), в которой были межгалактические сражения, вручную анимированные stop-motion монстры, и всевозможные оптические эффекты. Более того, эта безбюджетная поделка была им продана в такие страны как Англия и Япония! Молодой режиссер, однако, был раздосадован получившимся (объективно говоря - кошмарным :)) результатом, и пошел к инвесторам с просьбой дать ему второй шанс. Те не отказали, и уже за семнадцать с половиной тысяч долларов в течение нескольких уикэндов (потому что на неделе все "актеры" были заняты на обычных работах :)) 1983-го года Бретт снимает "День Смерти", в котором речь идет о...

...молодом парне Моргане Рэндале, вот уже два года как вынужденном колесить по Америке, скрываясь от преследующих его зомби. По ходу дела Морган знакомится с медсестричкой Шелли Гудвин, которая и помогает ему докопаться до истинных причин столь незавидного положения. Оказывается, его давний предок был богатым и жестоким плантатором, который, на глазах у безутешного мужа-раба, высек до смерти его жену, отказавшую во взаимности. Муженек, впоследствии, сбежал с плантации на Гаити, где с помощью колдуна Вуду наложил проклятие на весь клан Рэндаллов, которое, от отца к сыну, передавалось во многих поколениях. И теперь Морган, как последний из рода Рэндалов, вынужден встретиться с "человеком в черном", последним из рода обиженного когда-то раба, который все это время и посылал воскрешенных им зомби на поиски богатого наследника. Решивший, что умереть парень должен как и его предок, от рук зомби, "черный человек" приглашает Рэндалла "на стрелку" в заброшенном складе, а гарантией его прихода служит похищенная зомби медсестричка Шелли...

Фильм был практически полностью смонтирован, когда Бретту позвонили из I-I и высказали желание купить его творение, предварительно спросив, сколько оно ему стоило. Немного завысив цифру, Пайпер сказал - 20 тысяч, после чего Дэн Кеннис предложил ему 21 тысячу. Ответив "большое спасибо, но мне не интересно", Пайпер положил трубку, но I-I продолжали донимать его, предложив через некоторое время 25, а потом и все 35 тысяч. На этой сумме и сошлись (как никак, инвесторы получили сто процентов прибыли!), после чего негативы фильма были доставлены "на базу" Independent-International, где и пролежали какое-то время нетронутыми, пока наконец-то их не удосужился посмотреть великий и ужасный Самуэль Шерман. Решивший, что в ленте есть куча недоработок (и это еще мягко сказано ;)), основная из которых - маленькая длинна, не позволявшая компании продать фильм как полнометражный или включить его в пакет телевизионных программ, Самуэль связался с Бреттом, и попросил доснять материал. Пайпер согласился, и отснял новое начало, но так как там было немного обнаженки, то этот материал не годился для телевидения, и Шерман уже хотел было окончательно "забить" на фильм, но в последний момент передумал, и решил, что из него все-таки можно выжать нечто, подходящее под его видение успешного проекта. Вместо того, чтобы поручить досъемки и перемонтаж своему давнему партнеру Адамсону (который жил на другом побережье), Шерман решил заняться этой лентой самостоятельно. Для многочисленных досъемок он снова нанял трех основных актеров фильма (Роберта Девью, Донну Асали и Боба Саччети), плюс двух своих давних любимцев, престарелую звезду B-вестернов тридцатых Боба Аллена, и звезду "Мумии" 1932-го года Зиту Джоан (Zita Johann). С их помощью, он превратил "Dying Day" в "Dark Night", где ...

... доктор Корстэйрс, в исполнении Аллена, обнаружил способ воскрешать мертвецов. Боб Саччети теперь его сын, который подвергся разряду высокого напряжения, и оказался в ловушке между жизнью и смертью, а безутешный отец безрезультатно пытается его "окончательно" воскресить. Персонаж Роберта Девью теперь репортер, который с помощью престарелой библиотекарши (Зита Джоан) расследует странное дело о массовых захоронениях на одной из заброшенных ферм, а героиня Донны Асали все также работает медсестрой и участвует в нескольких новых эпизодах. Вместо заброшенного склада, концовка этой версии происходит на территории заброшенной тюрьмы на Rockmoor Island. Это место пользовалось у местных дурной славой из-за серии преступных опытов над живыми и мертвыми заключенными, которые проводил там уже известный нам доктор Корстэйрс. Не желая мириться с фактом своего "раскрытия", злобный медик приказывает сыну и его подручным зомби устранить Моргана и Шелли...

После того как эта версия была смонтирована, Шерман показал ее своему заграничному дистрибьютору Джерри Балсаму (Jerry Balsam of J.E.R. Pictures), который похлопал Самуэля по плечу и сказал, что фильм у него получился "очень даже недурной", но все-таки не чемпион проката. Тогда Шерман придумал "гениальное" название "Raiders of the Living Dead", игравшее на очевидных параллелях с фильмом Спилберга "Raiders of the Lost Ark" (1981), привнес в сюжет историю о том, как мальчик собрал из неисправного LaserDisk плэйера бластер (зажарив в процессе своего домашнего хомячка), и, "подняв" еще немного денег, и снова обзвонив основных актеров, в третий раз отправился на досъемки.

На этот раз история приобрела следующие очертания: террорист Боб Саччети в начале фильма захватывает заложников на (атомной?) электростанции, и в результате полицейской спец. операции гибнет на проводах высокого напряжения (в "Темной Ночи" не было показано, как конкретно он умер). В морге его тело оживляет доктор Капек (Dr. Kapek) в исполнении Леонарда Кормана (Leonard Corman), который заменил на посту главного злодея Роберта Аллена, в этой версии превратившегося в доброго дедушку Скотта Шварца (единственный из всего актерского состава, у которого сложилась какая-никакая карьера в кино), соорудившего из его плэйера бластер. Дальше все идет по накатанной плоскости, и финальная битва с безумным доктором и его зомби снова происходит на территории заброшенной тюрьмы Rockmoor, только на этот раз в ней участвуют: со стороны "плохих" - доктор Капек с сыном и подручными зомби; со стороны "хороших" - безоружные Морган и Шелли, вооруженный спортивным луком (!) дедушка Корстэйрс, его внучатый изобретатель бластера Джонатан, и его безвкусно накрашенная подружка Мишель (тоже с бластером :)). "Наши", разумеется, побеждают, и, взявшись за руки, счастливые уходят из кадра, в то время как зрителю показывают уже стопроцентно мертвых зомби...

В лучших традициях безумного маркетинга grindhouse и drive-in'ов, рекламные проспекты фильма пестрили следующим текстом: "Террорист, убивающий живых... и возрождающий к жизни мертвых! Тинейджер, сражающийся с террором! Герой - молод... Кошмар - реален..."; а пресс-релиз фильма обещал зрителям "современные инновационные спецэффекты и оригинальный рок-саундтрэк". Последняя фраза относится к безумно кэмповой песенке Джорджа Эдварда Отта (George Edward Ott), играющей на начальных и конечных титрах фильма (анимацию для которых, равно как и корябание пленки для создания "лазерных эффектов" делал давний приятель Шермана Боб ЛеБар (Bob LeBar)), в которой поется следующее:[br][br] We are the Raiders of the Living Dead[br] And now the hunted are hunting them instead[br] Got to destroy them, master and the slave[br] Gotta drive 'em back into the grave[br] The deeeeaaad are after meeeeee![br] I said, the deeeeaaad are after meeeeee![br][br]

Как нетрудно догадаться, финальный продукт получился исключительно кэмповым, не оставив от оригинала Бретта Пайпера и камня на камне. Разумеется, некоторые эпизоды его фильма выжили, пройдя через все три инкарнации, но бОльшая часть материала была отснята Самуэлем Шерманом заново, и довольно неожиданно смонтирована со сценами "Дня". Однако, что "День Смерти", что получившиеся из него в конечном итоге "Налетчики Живых Мертвецов", на гордое звание "хорошего фильма" претендовать никак не могут, так как обе ленты представляют собой образцы запредельного трэша. "День Смерти", это просто ультранизкобюджетный зомби-трэш, хреново снятый, хреново сыгранный, хреново написанный, зато с неплохими (для такого хренового фильма ;)) гримом и спецэффектами. Что же касается "Налетчиков", то они, безусловно, получились намного лучше оригинала, в основном благодаря присутствию идиотских "backstory" террористического захвата и парнишки, который случайно поджарил своего хомячка. Прочерченные на негативе "лазеры" поражают зрительское воображение, а актерская игра покрашенных в серую краску зомби-статистов учащает биение сердец истинных поклонников трэша...

Не смотря на вложенные в переделку усилия и тот факт, что фильм был куплен многими странами, в самих Штатах премьера ленты состоялась лишь в 1989-м году на кабельном канале USA Network (фильм демонстрировался как одна из частей их серии "Up All Night"), где его впервые и увидел прифигевший от всех переделок автор оригинала Бретт Пайпер (который до сих пор клепает ультранизкобюджетное кино под вывеской своей конторы Kinetic Image Ltd.). Шерман же (ныне отошедший от дел) потирал ручки, подсчитывая барыши от продажи прав за границу и на телевидение...

Ни в коем случае не классика и даже не культ, этот фильм интересен в первую очередь как демонстрация метаморфоз, которые может претерпеть "независимая" лента, прежде чем ее увидит массовый зритель. И только ради этого стоит купить двухDVDисковое "коллекционное издание" IMAGE Entertainment со всеми тремя версиями фильма... ;)