Дэн О'Бэннон известен в киномире прежде всего как сценарист, ведь именно по его сценариям поставлены такие известные фильмы, как "Чужой", "Вспомнить все" и "Крикуны". Однако в 1985-м году Дэн решил не только написать очередной сценарий, но и самостоятельно поставить фильм в качестве режиссера. В результате его творческих усилий на свет появилась картина, которая не только навечно вписала имя О'Бэннона в анналы кинематографа, но моментально получила статус культовой и породила несколько сиквелов. Естественно, речь идет о фильме "Возвращение Живых Мертвецов", одной из самых успешных и оригинальных картин в жанре комедии/ужасов.

На склад медицинских препаратов поступил на работу новый сотрудник, молодой парень Фредди, и его более старший и опытный помощник Фрэнк провел остаток рабочего дня, инструктируя подопечного. А в конце работы, сидя в офисе, Фредди спросил Фрэнка, случались ли за время его работы на этом складе необычные вещи. Фрэнк с заговорщическим видом спросил паренька, смотрел ли он фильм 68-го года "Ночь Живых Мертвецов", и, получив утвердительный ответ, сказал, что фильм этот построен на реальных событиях... Фрэдди, естественно, не поверил, но Фрэнк пояснил, что на самом деле в одном из моргов Питтсбурга в свое время произошла утечка экспериментального военного газа "триоксин", в результате чего трупы ожили, и военным пришлось в срочном порядке производить "зачистку" оных, а киношникам они потом пригрозили, поэтому в фильме многое изменено. Но самое интересное Фрэнк поведал далее, - оказывается, герметично запечатанные контейнеры с телами из того морга до сих пор хранятся в подвале медицинского склада, ибо вояки, как всегда, перепутали путевые листы и вместо сверхсекретной военной базы контейнеры по ошибке были доставлены на их склад. "Пойдем, посмотрим" - предложил Фрэнк, на что Фредди, естественно, согласился. И действительно, в подвале оказались военные контейнеры с мертвыми телами. Фрэдди усомнился, что за столь долгое время оболочка бочек не проржавела, на что Фрэнк с победоносным видом стукнул по контейнеру кулаком и произнес - "Настоящее военное качество", после чего из образовавшейся от удара трещины по незадачливым работягам ударила плотная струя желтого газа... Ну, а дальше все события пошли по нарастающей - Фрэнк и Фредди при помощи своего непосредственного начальника Берта Уилсона усмирили и расчленили хранившийся в их холодильнике для медицинских нужд труп, который, как это ни странно, ожил и напал на босса. Решив избавиться от улик, части тела понесли в местный крематорий, что находился через дорогу от склада, на старом кладбище. С помощью старого друга начальника, владельца похоронной конторы и крематория, Эрни Кальтенбруннера, сообщникам удалось кремировать труп, но поваливший из трубы дым был сбит начавшимся ливнем и попал прямиком на кладбище, ну, а что случилось дальше, по-моему, и так очевидно - буквально через полчаса после этих событий живых трупов повылазило сотни... И все они желали лишь одного, как можно скорее отведать вкусных и свежих человеческих мозгов под заводной глэм-рок восьмидесятых!

Изначально права на название "Возвращение Живых Мертвецов" принадлежали Джону Руссо, продюсеру оригинального ромеровского фильма, и им даже был написан сценарий, который представлял собой прямой сиквел "Ночи Живых Мертвецов". Однако О'Бэннону было неинтересно снимать "серьезный" зомби-фильм и конкурировать в этой области с самим Ромеро, который уже успел к тому времени снять два продолжения своей оригинальной картины - Dawn Of The Dead (1978) и Day Of The Dead (1985). Поэтому сценарий Дэн полностью переписал, превратив ленту в изящную и остроумную комедию, не лишенную, однако, "ужасного" аспекта, поэтому в конечном итоге фильм получился идеальным симбиозом комедии и ужасов, что при смешении таких жанров бывает крайне редко.

Ну, начнем с того, что впервые со времен "классики" была изменена концепция зомби. В этом фильме зомби не безмозглые медленные твари, жаждущие человеческой плоти, но весьма шустрые создания, которым плоть, что называется, "по барабану" - все, что им нужно, это свежие мозги, ибо лишь отведав оных, они могут хоть на время заглушить боль пребывания мертвым. Зомби тут не только быстро бегают и разговаривают, но еще весьма умны и сообразительны и активно пользуются последними достижениями науки и техники, дабы утолить свой голод (по рации зомби вызывают "на подмогу" то медиков, то целый наряд полиции и всех их благополучно съедают, выбегая из засады :))! Что же касается ромеровской концепции "обороны" в небольшом помещении от толп наседающих из вне зомби - то тут этот момент тоже весьма забавно обыгрывается (как герои "баррикадируются" - нужно видеть, словами это не опишешь :)), и даже на чердаке, где в оригинальном фильме нашел свое временное спасение один из героев, в этой картине спасения не будет :)

Помимо забавных отсылок и подколов классического фильма Ромеро, к которому видно, что О'Бэннон относится с большой любовью и лишь ехидно и беззлобно подтрунивает над классикой, в фильме также много острых сатирических уколов в адрес военных, к которым, очевидно, что у Дэна отношение другое. Один из начальных эпизодов фильма, в котором высокопоставленный военный муж, убеленный сединами, возвращается с работы домой, задает общий тон отношения режиссера к данной структуре общества, ну, а один из финальных эпизодов с лаконичным разговором этого вояки с "осажденными" гражданами и быстрое и оперативное "решение" проблемы - и вообще классика!

Фильм снимался в свое время "дешево и сердито" с бюджетом в четыре миллиона долларов, но все без исключения люди, работавшие над картиной, делали свое дело исключительно профессионально и грамотно. Художник Уильям Стаут (William Stout) постарался на славу с дизайном всех "основных" зомби, а консультант-патологоанатом курировал показ всех моментов, связанных с трупами и процессом смерти/разложения (окоченение, трупные пятна и т.п.), так что все эти детали в фильме показаны весьма реалистично. Основной актерский состав картины подобран просто бесподобно, а характеры героев прописаны и сыграны очень забавно, но в то же самое время - "как в жизни", ибо все эти персонажи очень узнаваемы. И на самом деле, таких людей, как владельца медицинского склада, думающего лишь о репутации своего бизнеса, его флегматичного и подозрительного друга, хозяина похоронного бюро, нерадивых работников Фрэнка и Фрэдди или группу "безбашенных" тинейджеров-панков, можно встретить чуть ли не на каждом шагу (ну, с панками нынче, может, ситуация и посложнее, ибо сейчас далеко не рассвет "панк-революции", но фигуры это тоже вполне знаковые), что делает эти персонажи очень "живыми" в глазах зрителя.

В театральном прокате фильм ждал относительный успех (сборы за первый уикэнд - 4 миллиона долларов, общий прокатный результат - двенадцать с половиной миллионов), однако по-настоящему известным и культовым он стал лишь с приходом на видео, что, кстати, случилось со многими картинами (впомнить хотя бы первых "Зловещих Мертвецов", которые по-настоящему сверхуспешными и культовыми стали лишь с выходом на видео), а огромное количество фраз, фирменных шуток и многие эпизоды из этой ленты моментально вознеслись на самые высокие ступеньки культового Олимпа. Но почему-то (хотя, впрочем, понятно почему :)) особенно запал людям в душу эпизод раздевания панкушки Трэш (Trash, кстати, порезанный во всех без исключения телевизионных версиях фильма) и ее обнаженный танец на одном из кладбищенских надгробий, благодарям чему исполнительница данного стриптиза, актриса Линн Квигли (Linnea Quigley) моментально взлетела на самые высокие строчки рейтинга "B-Movies Scream Queens" и до сих пор активно снимается в данной роли и наверняка почивает на лаврах того давнего кладбищенского стриптиза. (Кстати, забавный факт, первоначально на роль Трэш пробовалась актриса Джюэл Шепард (Jewel Shepard), но когда она узнала, что практически весь фильм ей придеться рассекать без одежды, отказалась в пользу душки Линн :) Причем причины такого поступка совсем не очевидны, ибо Джюэл всегда была "b-movies actress" и практически в каждом своем фильме и до, и после "Мертвецов" (в которых она все же снялась, только в роли Кейси (Casey)), имела немало "эпизодов с обнаженкой". Может, по деньгам не сошлись? ;))

Относительный успех этой ленты повлек за собой два (на сегодняшний день) продолжения - "Возвращение Живых Мертвецов 2" 1988 года, уже чистой воды комедию, которая была довольно прохладно принята фэнами, и "Возвращение Живых Мертвецов 3" Брайана Юзны 1993 года, которая уже была "чистыми ужасами" и с первой частью, кроме газа "триоксин" и тяги зомби к свежим мозгам, не имела вообще ничего общего. Очевидно, что культового статуса удостоился лишь первый фильм, ибо он оказался действительно революционным в своем роде и одним из первых по-настоящему удачных симбиозов комедии и ужасов, что и было по достоинству оценено поклонниками, ряды которых, надо сказать, у этого фильма растут с каждым годом. Дэн О'Бэннон показал себя не только как отличный сценарист, но еще и как очень хороший режиссер, и очень жаль, что после этой картины в качестве режиссера он снял лишь еще один фильм, зарыв, практически, свой талант в песок. Однако уже эта дебютная картина обеспечила ему бессмертие не только в кинолетописи, но и в многочисленных сердцах преданных поклонников этого фильма, и я думаю, что его такое положение вещей вполне устраивает :) Фильм рекомендуется к незамедлительному просмотру всем без исключения категориям зрителей, ибо это не только истинный культ, ознакомиться с которым просто необходимо, но и действительно очень грамотно сделанная лента, в которой каждый найдет для себя что-то, что приглянется именно ему!