После грандиозного международного успеха своего первого опыта в жанре "horror" под названием "Проклятие Франкенштейна" (The Curse Of Frankenstein, 1957) британская студия Hammer Films решила продолжить столь прибыльное начинание, для чего заказала сценаристу "Проклятия" Джимми Сангстеру написать сценарий сиквела, а режиссера первого фильма, Теренса Фишера, и актера, исполнившего роль Франкенштейна, Питера Кушинга, также попросили поучаствовать в продолжении. Никто, естественно, не отказался... ;)
Первая картина заканчивается сценой вывода барона Франкенштейна на казнь. Саму казнь нам не показывают - лишь финальные титры ползут на фоне поднятого лезвия гильотины. Столь удачное завершение первой ленты, в том смысле, что саму казнь барона нам не показали, сыграло на руку создателям продолжения, ибо второй фильм начинается именно с этого момента - вывод барона Франкенштейна на казнь. Однако далее оказывается, что казнен Франкенштейн не был, а благодаря заговору палача и охранника вместо него под нож положили священника... Проходит время, и в одном немецком городе появляется доктор Штейн, который благодаря своему мастерству очень быстро забирает себе чуть ли не всех богатых клиентов. Параллельно работе с местными богачами, доктор не покладая рук трудится в больнице для социально необеспеченных слоев населения и неимущих, вполне очевидно по каким причинам: богатеи поддерживали доктора финансово, а неимущие были идеальным источником необходимых доктору частей тела, ибо Франкенштейн и не думал оставлять свои эксперименты по созданию искусственного человека. Только на этот раз он подошел к вопросу с новой стороны, придя к выводу, что для достижения наилучших результатов нужно использовать мозг живого, а не мертвого человека. Вдвоем со своим новым ассистентом, молодым доктором Гансом Клеве, Франкенштейн, по сути, проводит первую в мире операцию по трансплантации человеческого мозга, однако ее последствия оказываются ненамного лучше его прошлых опытов по оживлению мертвой ткани...
Второй фильм франкенштейновой франшизы оказался практически таким же успешным, как и оригинал, что, впрочем, неудивительно, учитывая тот факт, что над его созданием работали одни и те же люди. Питер Кушинг как всегда великолепен в роли Виктора, в характере которого уже не осталось былых юношеских терзаний, - теперь это очень расчетливый человек с холодным умом и без каких бы то ни было моральных ограничений. Для него морально то, что служит на благо его работе (и на благо науки в целом), а потому можно без зазрения совести жертвовать "ненужными" людьми для достижения необходимых результатов. Если в первом фильме основное внимание уделялось экспериментам доктора и "чудовищу Франкенштейна" в исполнении Кристофера Ли, то во второй ленте создателям был больше интересен процесс творческого научного поиска и социальные взаимоотношения ученого, нежели ужасные последствия его экспериментов. Тем более что, по сути, во втором фильме и "монстра"-то как такового нет - Карл, мозг которого переместили из тела паралитика-горбуна в собранное по кусочкам создание, в своем новом обличии совсем не страшен и даже поначалу интеллигентен, хотя потом дело дойдет и до убийства, и в его облике произойдут разительные перемены, но даже в самом "нехорошем" своем виде Карлу далеко до жуткого создания из первого фильма. Режиссура Теренса Фишера особенных изменений не претерпела, и вся история нового эксперимента Франкенштейна рассказывается внятно и неторопливо, с огромным количеством незначительных, казалось бы, деталей, которые тем не менее и придают персонажам (в особенности это касается доктора Франкенштейна, конечно) и событиям фильма необходимую глубину и "объем".
Одним словом, "Месть Франкенштейна" оказалась весьма достойным продолжением "Проклятия", как с финансовой (что порадовало студию), так и с творческой (чему порадовались зрители) точек зрения. Любителям хорошего британского кино рекомендуется...
Комментарии (0):