В 1967-м году вторая новелла американского писателя Айры Левина (Ira Levin) взорвала книжные чарты Штатов (более четырех миллионов проданных копий), но еще до своего выхода она привлекла внимание знаменитого низкобюджетного продюсера и режиссера Уильяма Касла (William Castle), который даже заложил (в очередной раз) свой дом чтобы купить права на ее экранизацию в надежде снять, наконец-то, престижный фильм "первого класса". Его мечте, однако, не суждено было сбыться. В том смысле, что фильм то получился действительно первоклассный, вот только снял его не он, а молодой европейский режиссер Роман Полански, которого тогдашний глава производственного департамента Paramount Роберт Иванс (Robert Evans) выманил из Европы обещанием дать возможность снять фильм "Downhill Racer" (1969) про горнолыжников. Роман, который очень любил горные лыжи, на это предложение наивно купился, однако по прибытию в Америку Иванс сразу подсунул ему книжку Левина, намекнув, что таланты Полански подходят для ее постановки куда больше. А Уильяму Каслу хитрые боссы Paramount отвели лишь роль продюсера постановки с гигантским по его меркам бюджетом в 2.3 миллиона долларов. Ну, и еще господин Касл засветился в небольшом камео... ;)

Так как для Романа это был не только его первый американский фильм, но и первая картина, основанная не на его собственном материале, то к адаптации книги для большого экрана он подошел "в лоб", просто переложив литературный материал с необходимыми сокращениями на язык киносценария, в результате чего после выхода фильма Айра Левин заявил, что "Ребенок Розмари" является "единственной по-настоящему точной киноадаптацией новеллы, которая когда-либо снималась в Голливуде". Что действительно так, ибо из книги в фильм перекочевали не только целые диалоги и ситуации без каких-либо изменений, но и множество несущественных, казалось бы, деталей. Более того, Полански совершенно не терпел на площадке никаких импровизаций, из-за чего он иногда конфликтовал с исполнителем роли Гая, Джоном Кассаветисом, который наоборот, считал, что любому фильму вредит слишком жесткое планирование и актерам нужно дать возможность реализации спонтанно возникающих идей. Один раз у них дело вообще чуть не дошло до драки, но творцов вовремя разняли :)

Другие люди, впрочем, авторитет Полански не оспаривали, и если не считать неудовольствия продюсеров проваленным съемочным графиком, особенных проблем в его реализации не было и от отснятого Романом материала студийные боссы были в восторге. А вот сотрудники рекламного отдела Paramount наоборот, увидев законченный фильм, все как один схватились за голову и прямо сказали, что они не знают как его рекламировать. И тогда пришлось обратиться к одному из ведущих рекламных агенств того времени, которое соорудило знаменитый нынче постер с коляской и тэглайном "Pray for Rosemary's Baby", запросив за него баснословную по тем временам сумму в сто тысяч долларов. Так как других идей у студии не было, то эти деньги ей пришлось, скрепя сердце, заплатить, получив, в итоге, на руки настоящий блокбастер, собравший в прокате Штатов больше тридцати трех миллионов долларов. При этом успех фильма не ограничился лишь деньгами. Картина была номинирована и выиграла еще кучу престижных наград, включая Оскара для Рут Гордон за лучшую роль второго плана, что стало прецедентом в истории премии, ибо до этого ни одна хоррор лента на награды киноакадемии не номинировалась. Хотя хоррором, конечно, ее можно называть лишь с большой натяжкой, ибо фильм, как и новелла, является паранормально-параноидальным психологическим триллером, запустившем своим успехом в Голливуде целую волну подражателей и продолжателей, некоторые из которых также стали очень успешными, вроде "The Exorcist" (1973) и "The Omen" (1976).

Так о чем сам фильм то? ;) Молодожены Вудхаусы, Розмари и Гай, снимают апартаменты в одном из старых домов Нью-Йорка, где быстро сходятся с пожилыми соседями Кастевет, после знакомства с которыми у Гая сразу дела идут в гору, а Розмари беременеет. Во время ее беременности заботливые Минни и Роман Кастевет помогают Розмари как могут, однако вынашивание плода проходит не просто, а под конец измученная девушка начинает подозревать неладное. А именно, что ее соседи и даже муж - сатанисты, состоящие в ведьмовском ордене, который хочет забрать ее ребенка.

По ходу фильма нам не показывают ничего паранормального, и события ленты можно объяснить двояко, - что у молодой мамаши на фоне сложной беременности просто рвало все это время крышу, ну, или что ее соседи и муженек действительно поклонялись рогатому :) При этом концовка ленты тоже довольно хитрая, хотя и показывает, вроде бы как, вполне конкретную версию происходивших в последние два с четвертью часа событий. Кстати, именно хронометраж, с моей точки зрения, является единственной слабой стороной фильма, который во всех других отношениях действительно очень хорош. В картине отлично играют Миа Фэрроу, пожертвовавшая ради завершения работы над ней своим браком с Фрэнком Синатрой (Frank Sinatra), и уже упоминавшаяся выше Рут Гордон, обласканная Оскаром. С визуальной точки зрения в ленте есть немало очень интересных моментов, особенно "главный сон" Розмари, снятый изобретательно и стильно. Монтаж в картине тоже выше всяких похвал, а ее музыкальное сопровождение весьма ненавязчиво и элегантно. Одним словом, в этом фильме хорошо все, кроме слишком долгой "разгонки" истории, ибо "запрягает" Роман Полански почти сорок минут, большая часть из которых ничего особо интересного про основных персонажей ленты не рассказывает, и сократить первый акт вполне можно было бы вдвое без особенных повествовательных потерь. Да и во время беременности героини в картине также есть совершенно, с моей точки зрения, ненужные моменты, которые никоим образом историю не двигают и ее персонажей никак не раскрывают. По этой причине многим современным зрителям наверняка будет непросто оценить все величие фильма, ибо некоторые моменты в нем покажутся им ненужными и скучными. Да и вообще, что это за "хоррор" в котором ничего "ужасного" не происходит, и бОльшую часть времени мы лишь наблюдаем за истериками запертой в четырех стенах беременной домохозяйки? :) Но тут вопрос как именно поданы эти истерики, как развивается история и как режиссер компетентной рукой нагоняет в кадре нужной атмосферы, заставляя зрителей не просто сопереживать, но и буквально вживаться в рассказанную им историю. Рассказанную, как я уже отметил выше, не без огрехов, но все равно очень талантливо. Не зря "Rosemary's Baby" уже давно настоящая классика и один из самых известных паранормальных триллеров всех времен.

У которого, кстати, есть неудачное телевизионное продолжение "Look What's Happened to Rosemary's Baby" (1976), снятое монтажером оригинальной ленты Сэмом О'Стином (Sam O'Steen) и не имеющее к новелле Айры Левина практически никакого отношения. В конце двухтысячных ходили слухи о ремейке ленты за продюсированием Майкла Бэя (Michael Bay), но славу богу там что-то не срослось. Зато в 2014-м срослось у телеканала NBC, снявшего телевизионный минисериал по оригинальной книге с Зои Салданой (Zoe Saldana) в роли Розмари, который тоже, впрочем, был прохладно принят критикой и зрителями. Поэтому не разменивайтесь на всякую фигню и посмотрите оригинальный фильм Полански, который до сих пор выглядит отлично, если игнорировать, конечно, его растянутый хронометраж ;)