В начале семидесятых безработный актер Ричард О'Брайен занимал себя тем, что долгими зимними вечерами писал ироничный пародийный мюзикл, обыгрывающий штампы и смешные несуразности старого хоррора и фантастики "категории B". Однажды он показал незаконченный материал своему австралийскому приятелю Джиму Шарману, который им настолько вдохновился, что стал постановщиком театральной версии, называвшейся "The Rocky Horror Show", а впоследствии режиссером и соавтором сценария киноадаптации. На которую "Двадцатый Век Фокс" отслюнявила почти полтора миллиона долларов, ведь театральный мюзикл, дебютировавший на экспериментальных подмостках лондонского Royal Court Theatre в 1973-м году моментально стал культовым и идет в различных театрах многих стран мира до сих пор. Равно как и фильм, уже давно установивший рекорд как самый долгоиграющий кинотеатральный релиз в истории американского проката...
У машины Героя и Героини ненастной темной ночью на проселочной дороге пробивает колесо, и они вынуждены под дождем отправиться в близлежащий замок в надежде, что там есть телефон и они смогут вызвать эвакуатор. Однако вместо этого молодые люди попадают на эксцентричную вечеринку трансвеститов из космоса под предводительством безумного ученого Фрэнка-Н-Фартера, презентующего свое новое творение - мускулистого человека! ... ;)
У любого мюзикла есть две главные составляющие - музыка и шоу. Есть мюзиклы с потрясающим шоу, но посредственной музыкой, а есть такие, где отличная музыка накладывается на "так себе" шоу. "The Rocky Horror Picture Show" явно из первой категории, потому что по-настоящему хитовых музыкальных номеров, за исключением открывающей темы "Science Fiction/Double Feature", да и то, с натяжкой, в нем, на мой взгляд, нет, а вот само шоу действительно очень яркое, откровенно хулиганское и местами по-настоящему безумное. Да еще и с отличными актерами, большая часть из которых перекочевала из театральной версии в кино, а для Тима Карри фильм вообще стал кинодебютом, ибо до этого он светился лишь в небольших ролях в телевизионных сериалах и играл на театральных подмостках. Он, собственно говоря, и стал настоящим лицом всего шоу в роли безумного трансвестита из открытого космоса Фрэнка-Н-Фартера, который без труда соблазнил как Героиню, так и Героя... ;) Поэтому ярым гомофобам "Шоу Ужасов Роки Хоррора" смотреть будет местами довольно противно, ибо тема "нестандартных" сексуальных отношений проходит через весь мюзикл красной нитью и буквально все мужчины, за исключением персонажа Ричарда О'Брайена, облачаются под конец в корсеты, нацепляют на себя колготы-сеточки и встают на высокие каблуки...
Именно поэтому, кстати, мюзикл ожидаемо пользуется особой популярностью в среде людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, при этом все его творческие силы вполне себе "натуралы", просто очень любили, видимо, похулиганить :) Собственно говоря, именно хулиганы и сделали картине кассу, потому что поначалу фильм в прокате провалился, но после того как "Фокс" уговорил владельцев нескольких кинотеатров поставить его на ночные сеансы, вот тогда-то он и "выстрелил". Сначала в Waverly Theater в Нью-Йорке, а потом и по всей стране на ночные сеансы "Роки Хоррора" люди стали приходить в костюмах и с предметами из фильма, проигрывая во время демонстрации ленты из нее целые сцены и распевая песни вместе с экранными персонажами. Именно поэтому ограниченный прокат картины не прекращается в Штатах и некоторых странах Европы до сих пор, хотя основной культ, разумеется, она имеет в США и Англии.
При этом критика как в семидесятых, так и сейчас воспринимает фильм неоднозначно, и я также не могу сказать, что от него в восторге. Да, некоторые клише и расхожие сюжетные ходы шлак-хоррора и фантастики он обыгрывает забавно, но не более того. При этом музыка, как я уже отметил выше, с моей точки зрения не хитова и довольно однообразна, а постоянное педалирование трансвестизма и связанного с ним имиджа через какое-то время начинает утомлять. Мне вообще кажется, что наша аудитория просто не сможет воспринять это кино адекватно, потому что у нас никогда не было субкультуры полуночных сеансов в "грайндхаусах", из которых весь культ "Роки Хоррора", собственно, и вышел. Равно как и не было у нас до недавнего времени мюзиклов, да и сейчас я не сказал бы, что они безумно популярны. Во всяком случае своего Бродвея и Вест Энда у нас нет и, судя по всему, не предвидится, в то время как они также сыграли и до сих пор продолжают играть ключевую роль в популярности этого шоу.
Разумеется, киноманам будет интересно посмотреть фильм хотя бы ради многочисленных отсылок к horror и sci-fi классике с использованием некоторого реквизита оттуда, и прекрасных актеров, среди которых в небольшой роли Эдди затесался Meat Loaf, игравший этого персонажа и в оригинальной бродвейской постановке 1975-го года. А вот мэйнстримовая публика эту ленту явно не оценит, да и я, положа руку на сердце, понимая все ее особенности и осознавая причины культового статуса, "на отлично" ее оценить никак не могу. В ней есть, конечно, интересные визуальные задумки и действительно хороший дизайн декораций, грима и костюмов, но фильм, при этом, немного затянут и явно старается казаться большим, чем он есть на самом деле. Посмотреть "Роки Хоррора", конечно, нужно обязательно, ведь он серьезно повлиял на многие другие фильмы и вообще современную поп-культуру, но полюбить его вы вряд ли сможете. У меня, во всяком случае, не получилось.
Комментарии (0):