Чилийско-французский кинематографист, сценарист, театральный режиссер, актер, поэт, писатель, музыкант, автор комиксов и духовный гуру Алехандро Ходоровский стал знаменитым в психоделические семидесятые, когда его кислотный вестерн "El Topo" (1970) стал культом на ночных сеансах в американских кинотеатрах. Где его заметил и безумно полюбил Джон Леннон (John Lennon), заставивший тогдашнего менеджера The Beatles и владельца звукозаписывающего лэйбла ABKCO Records Аллена Кляйна (Allen Klein) купить этот фильм для широкого проката, а также дать Ходоровскому миллион долларов на его следующий проект, которым стала "Священная Гора" ("The Holy Mountain", 1973). Потом, впрочем, у Алехандро с Алленом начались "терки", и тот в отместку убрал оба эти фильма из публичного медиа пространства почти на тридцать лет. Однако "звезда" Алехандро к тому времени уже взошла, и он активно работал над кучей различных творческих проектов разной степени "мэйнстримовости", периодически возвращаясь к кино. Так, в 1980-м он неожиданно для всех снял детскую сказку о дружбе девочки и слона "Tusk", а через девять лет на экраны некоторых стран мира вышла "Святая Кровь".

Восьмилетний цирковой артист Феникс получает психологическую травму, став свидетелем самоубийства своего отца и его расправы над матерью, которой отрубили руки. Проведя отрочество и юность в психушке, однажды он сбегает из нее, услышав голос и увидев мать на улице, после чего становится ее руками. Которые начинают убивать...

По сравнению с предыдущим и весьма неоднозначным кинотворчеством Ходоровского, этот фильм является самым "доступным" для массового зрителя, если не принимать во внимание два его "коммерческих" проекта, на которых он работал исключительно режиссером без особого креативного контроля, "Tusk" (1980) и "The Rainbow Thief" (1990). При этом даже "доступный Ходоровский" наверняка снесет башню немалому числу "обычных" зрителей, которые к его сюрреалистично-поэтическому насилию с примесью просто МАССЫ всего будут вряд ли готовы, и вряд ли досмотрят его фильм до конца. И будут совершенно неправы, потому что "Святая Кровь" действительно на данный момент лучший фильм Ходоровского и самый "вменяемый" из всего его творчества, кроме вышеупомянутых "коммерческих" лент, разумеется. Возможно так случилось потому, что в ней он постарался рассказать очень личностную историю, частично основанную на жизни знаменитого в Мексике убийцы-душителя Гойо Карденаса (Gregorio "Goyo" Cardenas Hernandez), с которым он случайно встретился в баре. Заинтересовавшись его историей, он написал сценарий вместе с итальянцами Roberto Leoni и Claudio Argento, который стал продюсером ленты, полностью снятой в любимом Ходоровским Мехико за весьма скромные 787 тысяч долларов. И если в Европе или Америке за эти деньги в то время можно было снять лишь только трэш, в Мексике у Ходоровского получился почти шедевр.

Потому что в "Santa Sangre" он наконец-то отошел от чистой формы со "спиритуальными" заумствованиями и сосредоточился на повествовательном аспекте всей истории, не забывая, разумеется, иногда и о своем любимом сюрреализме. Его здесь, впрочем, не так много, хотя он весьма интересен и как всегда у Алехандро креативен. Однако центр всей истории, - человек, молодой парень Феникс, вынужденный бороться со своим безумием и всеми силами пытающийся стать "нормальным", вновь обретя любовь. На роли Феникса, в детском и более старшем возрасте, Алехандро пригласил своих сыновей, оба из которых справились с ней замечательно, особенно Аксель, очень тонко сыгравший повзрослевшего Феникса. Местами с необходимым случаю надрывом, ибо в его мире постоянных галлюцинаций очень сложно по крупицам собирать реальность, в которой он вынужден быть орудием мести безрукой матери. Частично сюжет ленты похож на хичкоковский "Психо" (Alfred Hitchcock's "Psycho", 1960), однако Ходоровскому удалось гораздо глубже проникнуть в больную психологию убийцы, да и визуально его фильм снят намного интересней и гротескней, чем у Хича. Уж прости меня, старина, но это объективно так! ;)

Являясь, по сути, одним из редких представителей "психологического хоррора" с авангардным подходом как к визуальной, так и к повествовательной составляющей, "Святая Кровь" очень понравилась критикам и получила немало фестивальных номинаций и одну награду ("Best Performance by a Younger Actor" для Адана), но из-за слабой дистрибуции прошла почти незамеченной зрителями, многие из которых обалдели от увиденного. Обалдели от самой темы, ее подачи, реалистично кровавого и сюрреалистично гротескного насилия, а также оголенных нервов главного персонажа, которому действительно сопереживаешь и сочувствуешь, хотя он и является убийцей. Потому что, в отличие от своих коллег из "слэшеров", Феникс не получает удовольствия от содеянного, а наоборот, сильно страдает, всеми силами пытаясь направить свою жизнь в нормальное русло, что сделать может лишь вернувшаяся после долгих лет разлуки любовь в лице немой девушки-мима. Которую играет, кстати, как это водится у Ходоровского, настоящая немая.

В отличие от раннего наркоманско-психоделическо-сюрреалистического творчества Алехандро, которое меня, да и многих других, я полагаю, просто раздражает, но в котором есть, однако, очень интересные, местами, визуальные решения, "Santa Sangre", - это полноценный жанровый продукт с авангардными фишками и очень мощной психологией. Я уверен, что некоторые моменты "Святой Крови" до глубины души тронут почти всех ее зрителей, и уж совершенно точно те, кто досмотрят фильм до конца, уже никогда его не забудут. Но смотреть ленту стоит лишь тем, кто готов к серьезными психологическим и эмоциональным потрясениям...