Как и любая другая страна, где есть монашки, в семидесятых годах прошлого века Мексика не осталась в стороне от производства сверхпопулярного nunsploitation-кино, на короткое время заполонившего экраны кинотеатров после выхода "Декамерона" Пазолини и "Бесов" Кена Рассела (Pier Paolo Pasolini's "Il Decamerone" (1970) & Ken Russel's "The Devils" (1972)). "Satanico Pandemonium", название которого фигурирует в культовом фильме Роберта Родригеса "От Заката До Рассвета" (резко вспоминаем номер Сальмы Хайек с белым питоном ;)), снискал себе славу первого мексиканского фильма, сделанного по стопам "The Devils" Кена Рассела, чтобы оперативно срубить с горячей темы побольше "зелени". Так оно, скорее всего, и было, потому что "Обитель Сатаны" вышла на следующий год после фильма Рассела, и стала первой nunsploitation картиной Мексики семидесятых, за которой последовали фильмы типа "Alucarda" (1975) и "Sor Tequila" (1977). Создателями ленты были отец и сын Соларесы, Гильберто и Адольфо. Гильберто Мартинез Соларес начал работать в мексиканском кинобизнесе еще в середине тридцатых, и очень быстро стал одним из ведущих коммерческих режиссеров страны, за плечами которого к концу жизни было около двухсот картин. Работал Гильберто во всех жанрах, начиная с фильмов про рестлера Санто (El Santo), и заканчивая комедиями со сверхпопулярным артистом Тин Таном (Tin Tan), числом более пятидесяти! Не отставал от папы и сынуля Адольфо, который, отучившись на сценариста, стал помогать Гильберто во многих его проектах. Собственно говоря, сценарий "Обители", по заказу своего друга-продюсера, написал именно он, но с оговоркой, что ставить кино будет папашка. Возражений со стороны "спонсоров" не последовало, и вскоре на экранах Мексики появился фильм о ...
...Благочестивой монашке Марии, которая однажды на берегу реки встретила обнаженного Дьявола. Тот предложил ей отведать запретного плода, аппетитного красного яблочка, но девушка пустилась на утек, под своды родного монастыря. Зерна сомнений, впрочем, закрались в ее душу, и вскоре Мария стала грешить. Сначала она "возжелала ближнего своего", а потом дело дошло и до убийства. Коварный Люцифер свое дело знает крепко, и вот уже Мария принимает договор, по которому ей дарована должность настоятельницы монастыря, но за короткий миг триумфа приходится расплачиваться жизнью...
Скажу прямо - чтобы снять такой фильм в истово католической Мексике да еще в начале семидесятых, надо было быть довольно смелым и рисковым человеком, потому что более поздняя "Алукарда" во многих местах намного мягче "Обители". Тут мы имеем не просто совращение благочестивой монашки коварным дьяволом, и обычную в таких вещах обнаженку, но также откровенный лесбо-эротизм и совращение малолетнего с последующим его убийством!!! Таким образом были нарушены сразу два непререкаемых табу - на показ сексуальных сцен с участием детей и на показ убийства малолетних. Причем, и то, и другое, зрителю демонстрируют весьма откровенно и очень подробно! На фоне этого другие "богохульные" эпизоды ленты, вроде финальной оргии монашек (в которой часть "монашек" была профессиональными проститутками, выписанными продюсером из лучших публичных домов Мехико ;)) с последующим за ней кровавым убийством Марии, смотрятся как невинные шалости. Впрочем, авторы ленты оказались людьми неглупыми, и оставили в своем фильме "открытый конец", который можно было трактовать двояко. Это избавило их от серьезных проблем с церковью и цензорами, которые на удивление быстро дали "добро" на прокат ленты в публичных кинотеатрах. Разумеется, про этот фильм уже везде говорили, и кассу он сделал в Мексике отличную, что косвенно дало толчок и международным продажам, в частности в Италию, где лента имела пусть ограниченный, но также вполне успешный прокат.
Хотя концовка "Обители" и оставляет зрителю несколько вариантов интерпретации увиденного, антирелигиозный настрой всего фильма, с моей точки зрения, вопиюще очевиден, что очень необычно получить от буржуазного, и во всех отношениях успешного режиссера. Всепроникающая ненависть "Алукарды", конечно, превосходит этот фильм, но даже там не было столь радикальных эпизодов, которые можно увидеть в "Обители Сатаны", где не поскупились на откровенную эротику, секс, и грубое, жестокое насилие. И если второстепенные персонажи этого фильма ничем особенным не выделяются, то два главных героя ленты - Мария и Люцифер, сыграны, с моей точки зрения, просто бесподобно. Молодая и довольно привлекательная Сесилия Пезет исключительно органична в роли поначалу невинной, но с течением времени все более и более порочной монашки, которая с трудом сдерживает бурлящие внутри чувства, а ее экранный партнер, харизматичный Энрике Роча, идеален в роли Дьявола-искусителя, филигранно обращающего слабых духом в свою веру. Уверенная режиссура Гильберто Мартинеза и неплохая операторская работа Хорге Сталя (Jorge Stahl) делают картину интересной не только с тематической, но и с визуальной точки зрения, хотя некоторые спецэффекты могли бы быть и получше. Впрочем, не они являются главной темой этого фильма, и без них зритель будет полностью погружен в безумный мир "Обители Сатаны". Смотреть всем без исключения любителям культового кино Мексики и nunsploitation поджанра. Уверяю, разочарованы Вы не будете...
25 августа 2007, 02:34 Tetsuo
Отличный фильм! Никогда о нем раньше не слышал... Thanks!
11 июня 2009, 01:24 Ah
Совершенно случайно наткнулся на него когда просматривал сплавленный мне друзьями сборник, только обозвали его там "Дьявольская месса". Очень сильный фильм, но "Алукарда" цепляет крепче.
28 октября 2012, 13:06 Death_Claw
Скука смертная. Убийства показаны нереалистично, лесбо-сцены стремные, сюжет-идиотический, оператор -вырви руки. 3 из 10. Посмотрел в этот же день Pit and the Pendulum (1961) гораздо больше положительных эмоций с учетом того, что Корман считается еще тем трешеделом.