Звезда молодого канадского режиссера Дэвида Кроненберга на жанровом небосклоне взошла еще в семидесятых, но настоящего признания и международного успеха он добился лишь в начале восьмидесятых, с выходом "Сканнеров"...
В альтернативном мире фильма Кроненберга живут так называемые "сканнеры" - люди с чрезвычайно мощными психокинетическими способностями. Без специальной помощи это люди довольно жалкие, опустившиеся безумцы, сходящие с ума от постоянного гула чужих голосов в их головах, но с помощью доктора Рута и его лекарства, подавляющего телепатическое поле, они могут избежать безумия и научиться управлять своими способностями. Доктор Рут работает на могущественную корпорацию ConSec (кто бы сомневался, власть ВОЕННЫХ корпораций и все дела... ;)), которая и производит лекарство, но определенные силы в совете директоров которой хотят закрыть его программу по "адаптации" сканнеров. Однако делать это явно преждевременно, ибо существует "сканнерное подполье" под руководством властолюбивого безумца Дэррила Ревока, обладающего невероятной психической силой (способной разрывать человека на куски) и столь же неуемными амбициями мирового доминирования. Противостоять планам Дэррила во всем мире может лишь один человек, недавно обнаруженный и спасенный доктором от безумия Кэмерон Вэйл, сканнер необычайной "мощности", которому предстоит проникнуть в подполье и уничтожить его лидера...
Наверняка я скажу сейчас большую крамолу, ведь это мегакультовый фильм суперпопулярного в определенных кругах Кроненберга, но... это идиотская, скучная и совершенно невыразительная картина! Да-да, господа, вы не ослышались, именно что идиотская, и очень, доложу я вам, скучная. И, что самое смешное, не смотря на свою славу "кровавой", практически бескровная и в изобразительном плане невыразительная. "Что такое", спросите вы "в изобразительном плане невыразительная?". Да то и есть - блеклая (видимо, нарочито) картинка, скучный монтаж (а местами так и просто хреновый, что особенно бросается в глаза в немногочисленных экшн-сценах) и банальные ракурсы камеры. Местами, своей подачей материала фильм вообще смахивает на телевизионное "мыло". Теперь по поводу крови. Когда в разговоре всплывает название "Сканнеры", то самая первая ассоциация с этим фильмом - знаменитая сцена взрывающейся головы. Спорить не буду, сцена по всем параметрам отличная, и в 1981-м году вполне себе революционная, но... помимо нее и парочке других эпизодов особой крови или экшна в этом фильме больше и нет. Ну да, еще постреляли из шотганов тут и там, засыпали искрами компьютерный зал и взорвали телефонную будку, ну и самая концовка фильма демонстрирует кой-какие интересные эффекты - на все про все от силы пять-десять минут, из ста трех... "А что же", спросите вы, "происходит в оставшихся девяноста минут с копейками?". "Да ничего, в общем-то, и не происходит", отвечу я вам. Нет, то есть все это время вы наблюдаете не черный экран, разумеется, - немногочисленные персонажи мило друг с другом общаются, перемещаясь из одной локации в другую, что-то там промеж себя обсуждают, докапываются до сути вещей и т.п. Но смотреть на это все, скажу я вам, - занятие довольно скучное, а уж если зритель начнет и сам вникать в происходящие на экране события, то от их конкретной идиотии он будет лишь хмыкать, а не с серьезным видом переживать за судьбы мира. Причем господин Кроненберг явно пытается гнуть свою любимую линию "bodymodifications", сыпет философскими отсылками, типа, заставляет зрителя задуматься, но, видя ударный эпизод проникновения сканнера в компьютерную систему корпорации через прижатую к уху трубку в одиноко стоящей телефонной будке ("Ghost in the Machine" Рэйчел Талалай нервно курит в сторонке), зритель в лучшем случае выпучивает глаза от недоумения, а в худшем - просто громко и обидно хохочет, и ни о какой "философской подоплеке" этого кина уже не думает. Ну а когда в конце фильма главный герой узнает всю "скрытую подноготную", то тут уж даже индийское кино с его родинками отдыхает - происходит настолько откровенный в своем идиотизме трэш-угар, что ни в сказке сказать, ни пером описать. При этом актеры старательно делают серьезные лица, и, "вжившись в образ", несут с экрана несусветную чушь, не моргнув глазом. Еще не лысый Майкл Айронсайд, правда, как всегда хорош в роли негодяйского психопата, но все остальные участники постановки, включая главного героя, как будто постоянно сидят на транквилизаторах - настолько их "перформанс" однообразен, анемичен, скучен и безлик. "Оскаров" за такую игру уж точно не дают, зато дают кой-какие награды (Saturn) за неплохие спецэффекты, но, очевидно, не актерам и не Кроненбергу, а ветерану Голливуда, гримеру Дику Смиту (Dick Smith), который действительно в некоторых эпизодах "Сканнеров" постарался на славу...
Стоивший значительные в то время (особенно для Канады) три с половиной миллиона, фильм собрал в Штатах более четырнадцати, катапультировав Кроненберга в "категорию A", и подготовив почву для двух сиквелов, снятых подряд друг за другом через десять лет. Сиквелы эти были еще хуже оригинала (куда уж хуже?), эксплуатируя, по сути, тот же самый сценарий с небольшими вариациями, и не произвели ни особого фурора, ни собрали значительных денег. Но на этом в Голливуде кое-кто не успокоился, и в 1994-м году нас "порадовали" ответвлением от серии под названием "Сканнер Полицейский" (Scanner Cop), аж в двух частях! Думаю, про качество этих фильмов говорить уже и вовсе ничего не стоит... ;)
Конечно, "Сканнеры" уже давно культовая классика, и ознакомиться с картиной нужно обязательно, хотя бы в образовательных целях, но вот любить ее - увольте, лично меня никто не заставит...
12 февраля 2009, 00:38 Skeptick
Да вовсе он не скучный Экшена хватает Сюжетные повороты не дают заснуть Насчет индийского кина автор тоже явно сгустил краски
Кстати вторые Сканеры вышли тоже вполне приличными И картинка хороша и музычка Спецэффекты выглядят весьма натуралистично
11 июля 2012, 18:09 DrMaxistein
Да, вторые Сканнеры получились не апокалиптическим распиздецом! Их вполне можно созерцать и даже получить удовольствие ))
27 июня 2009, 22:50 Maldoror
после такого кино ни у кого не повенрнется язык называть Кроненберга интелектуальным режиссером.Фильм снят в более ярких красках чем депресивные ленты
Кроненберга 70-х и стоил явно дороже Совершенно банально подана темы телепатии ,актеры дергаются в тике или экстазе имитируя проникновение в чужое сознание.Еще одно сообщество честолюбивцев жаждущих власти над миром.
08 сентября 2009, 17:21 МАКДЖИ
Да, фильм действительно скучный, но сцена с взорвавшейся башкой в начале фильма возможно самая лучшая сцена за всю историю кинематографа! Сам фильм я смотрел только один раз, но вот сцену с башкой я пересматриваю регулярно.
23 сентября 2009, 00:11 Ah
Имея свои недастатки, фильм стал отправной точкой не только для гниального режиссёра, но и для целого поджанра в фантастике. Чем заслуживает вечное уважение и не меньше четырёх дискав.
17 декабря 2010, 01:26 DrMaxistein
Ложь, пиздёж и провокация! )) Мне вот очень понравилось! Я конечно не буду дрочить на этот фильм Кроненберга, как на римейк "Мухи", но фильм очень даже вставляет и при повторном просмотре )) Просто признайся Серёга, обидно, что не показали пиздёнку и хорошие сисяндры! )))
11 марта 2019, 20:14 Новый читатель
Недавно пересмотрел. И не согласен с Серёгой, кино охуенное, и здорово смотрится даже сейчас, в 2019 году. Не говоря о той самой сцене со взрывом головы (ну кто ещё мог показать такое в 80-м году на больших экранах респектабельных кинотеатров, а?!), в фильме полно всякой крутизны.
От идеи со взломом компьютера «ментально», с проникновением через телефонную сеть – это ж прямой предок не какой-то, нахер, Талалай (хотя, чего уж там, упоминаемый фильм я не видел), а ажно целой «Матрицы» Вачовских! До базирующейся на реальных событиях темы с влиянием неких лекарств на плоды во время беременности и возникающие при этом ужасные мутации.
Ну и какой же охуенный тут Майкл Айронсайд! Наверняка именно после роли в «Сканнерах» к нему навсегда прилипло амплуа маньяка и психопата. «Часы посещения», «Вспомнить всё», «Горец 2» ну и дофига других картин. ))
Что же касается невыразительности в визуальном плане – я бы сказал иначе. «Сканнеры» продолжают канадский цикл фильмов Кроненберга. Они все, плюс-минус, сняты так же. В таком же стиле – как бы «унылого реализма». Осенне-зимняя Канада (так похожая на Россию в эти же периоды года). И хотя «Выводок» и «Сканнеров» снимал один и тот же оператор – Марк Ирвин (который потом снял для Кроненберга «Видеодром», «Мёртвую зону» и «Муху», плюс дохера прочих годных фильмов для других режиссёров), но лично моё мнение – визуал в совместных работах с Ирвином всегда шёл именно от Кроненберга.
В заключении скажу, что даже финальная дуэль – «Давай сделаем это как сканнеры!» — возможно глупая по задумке, но даже явные кривлянья актёров у Кроненберга смотрятся серьёзно! Ощущается драма. Ну и спецэффекты с гримом тоже добавляют впечатлений. Ведь у любого другого режиссёра подобная сцена будет чистейшей пародией – как с «Южном парке», или явной идиотией. А у Кроненберга нет, всё как дОлжно.
Короче, «Сканнеры» без сомнения явный культ, обязательный к просмотру. И фильм достойно завершает канадский период режиссёра. По моим меркам, его лучшая картина, среди «Судорог» — «Бешеной» — «Выводка». Но это всего лишь моё ИМХО (имею мнение – хрен оспоришь :) ).