Этот фильм является пятым по счету в Хаммеровской франчизе про Дракулу, и в нем уже очень заметно, что серия про ночного кровопийцу стала выдыхаться. И дело тут даже не в том, что Hammer Films вступила в стадию своего полураспада и не могла уже похвастаться былой роскошью и качеством своей продукции, а в том, что воображение сценаристов, пытающихся в бесконечный уже раз привнести что-то новое в затертую до дыр историю, очевидно иссякло. И действительно, ну сколько уже раз подряд можно снимать, по сути, одно и тоже - вот мрачный замок Дракулы, вот забредшие туда случайные попутчики, вот сцена распития крови прямо из шейной артерии жертвы, а вот и справедливый гнев местных жителей и "смерть" вампира. Правда, постоянно после "смерти" графа снова воскрешают... конечно же, для очередной серии про тоже самое :)

Банально и скучно, господа. Видимо, это явно понимали и хаммеровские фирмачи, и в попытке хоть как-то реанимировать интерес публики к легендарному принцу тьмы (и срубить на этом хоть немного деньжат), решили сделать ставку на насилие, чем, кстати, лишь раздосадовали преданных поклонников. Ведь раньше как было - элегантный сексуальный граф Дракула аккуратно и, можно даже сказать, деликатно убивал своих жертв, прикладываясь к их нежной шейке (нежной, ибо это всегда были девушки ;)), что выглядело эстетично и красиво. В "Шрамах" же полно садистского насилия, и граф тут не брезгует ни ножом, зверски зарезав им непослушную подружку-вампиршу, ни раскаленным добела мечом, наказывая своего непутевого слугу, ни помощью резиновых (об этом ниже) летучих мышек, заклевавших до смерти все женское население деревни... Фэны сериала такие дела восприняли очень негативно, и фильм, по сути, бойкотировали. Не в восторге от таких изменений был и сам Дракула, точнее, конечно же, актер, его исполнявший - легендарный и великий Кристофер Ли, но, невзирая на это, он все же снова подписался на роль.

В режиссерское кресло проекта сел Рой Уорд Бейкер, человек, проработавший на Хаммер не один год и ремесло свое знавший крепко. Но и ему не дали развернуться, выделив более чем скромный бюджет на постановку, в результате чего мы получили следующие прелести: постоянные дневные съемки на натуре заместо ночных (это когда вроде бы в лесу ночь, а солнце так и сияет, заливая все вокруг своим ярким светом и бросая тени от листвы - конечно же, оператор применял затемняющие фильтры, но они не особенно затемнили изображение :)); очень маленькое число локаций, по большому счету их всего три - небольшая деревенская таверна, внутренний дворик замка и несколько комнат в самом замке Дракулы - явно видна студийная съемка и невысокое качество декораций (не явный картон, конечно, но близко к этому :)); ужасные миниатюры - особенно это касается маленького макета замка, использовавшегося для общих планов и для "сжигания замка" в самом начале фильма; ну и суперхит всей картины - резиновые летучие мышки с острыми клыками, подвешенные на лесках :) - по идее должные внушать страх и ужас, но ничего, кроме саркастической ухмылки, не вызывающие - причем экранного времени у этих "летучих тушек" чуть ли не больше, чем у самого Дракулы! Такие вот "high production values" :)

Однако несмотря на подобные огрехи, связанные, конечно же, с бюджетными перипетиями, фильм в общем и целом смотрится неплохо, и спасает его не только хорошая режиссерская работа Бэйкера, который смог выжать из подвластного ему материала, похоже, максимум, но основное достоинство картины - хорошие актерские работы, самой лучшей из которых, естественно, является работа Ли. Вообще, стоит отметить, что Ли снялся в семи хаммеровских инкарнациях истории про Дракулу, и первый фильм из этой серии ("Ужас Дракулы" (Horror Of Dracula (1958)), если считать от года производства этой картины - 1970 - вышел аж двенадцать лет назад! При этом, "по идее", Дракула не стареет, соответственно, его внешность не должна меняться - но актер-то ведь живой человек, и двенадцать лет совсем не шутка! По этой причине гримерам пришлось особенно постараться над лицом Ли, чтобы он был как можно более похож на собственный экранный образ двенадцатилетней давности - получилось у них это несколько странновато, и даже сам актер шутил - "давайте будем считать, что в этом фильме Дракула просто выглядит чуть более нездоровым, чем обычно" :) Кристофер Ли в этой роли, конечно же, великолепен - высокий, статный, сексуальный мужчина, но без мачизма - эдакий утонченный мрачный аристократ с нездоровым цветом лица и интересными особенностями строения передних зубов... Актер, как впрочем и всегда, играет в фильме очень хорошо, но не только он один - большинство актеров в этой картине весьма хороши, особенно это касается Патрика Трутона, исполняющего роль колоритного слуги вампира "а-ля Игорь" из истории про Франкенштейна, а также Денниса Уотермана и Дженни Ханли - исполнителей ролей двух других центральных персонажей ленты.

Сюжет картины таков. Молодой ловелас Пол Карлсон, скрываясь от преследования людей бургомистра, с дочерью которого он переспал буквально пару часов назад, попадает в замок Дракулы. Все дамы, по ходу дела, его безумно "хотят" (не совсем понятно почему, ибо молодой человек обладает вполне заурядной саксонской внешностью :)), и даже в замке молодая вампирша страстно отдается ему, приговаривая - "Люби меня! Люби меня!" Гм... Ну, это все несущественные детали :) Существенно то, что наш ловелас Пол Карлсон был старшим братом Саймона Карлсона, влюбленного в красивую молодую девушку Сару Фрамзен, которая, в свою очередь, хоть и целовалась с Саймоном, но явно неровно дышала и в сторону Пола. Одним словом, после пропажи Пола, Сара и Саймон отправились искать его, и конечно же попали в замок. Дальнейшие перипетии сюжета предугадать несложно - Дракуле кровушки Сары "не обломилось", ибо на весьма симпатичной груди ее висело маленькое распятие. Саймон между делом выяснил, что Пол наверняка был в замке и что дело нечисто. Граф, между тем, "обломившись" с Сарой, полакомился служанкой из местной таверны, а Саймон нашел труп собственного брата. В конечном итоге, по классической схеме, в конце фильма происходит финальная "битва" добра в лице Сары и Саймона со злом в лице графа Дракулы, и побеждает... нет, не дружба, как вы могли подумать, а законы физики! :) Да-да, именно они - законы, а точнее, великая сила электричества :) Дело в том, что в пылу битвы Саймон воткнул в графа длинный железный прут, что, конечно же, особого вреда вампиру не причинило, но лишь раззадорило - выдернув из себя прут и занеся его над головой для того, чтобы метнуть оный в обидчика, граф не учел лишь одного обстоятельства - разразившейся грозы :) И в ту секунду, как он занес над собой железный прут, граф тут же превратился в естественный громоотвод, ибо в прут попала "шальная молния", воспламенив вампира живительной силой мощного электрического разряда :) Погорев для приличия с минутку, граф мешком рухнул вниз, в темную пропасть, под стены собственного замка.

Звучит как полный бред, но так все и есть на самом деле :) Кстати, еще один любопытный факт: именно в этом фильме впервые показан эпизод подъема графа пешком по абсолютно отвесной стене своего замка - эта сцена есть в оригинальном романе Стокера, и еще на этапе подготовки к производству режиссер решил вставить ее в свой фильм. Однако эпизод этот отнюдь не поражает зрительское вображение и смотрится довольно искусственно - опять же, не хватило бюджета сделать нормальные декорации :)

В качестве заключения. Фанаты Hammer Films считают этот фильм одним из самых неудачных творений аглийской студии про Дракулу, и действительно, огрехов в фильме полно. Но несмотря на это, фильм, на самом деле, вполне может доставить удовольствие от своего просмотра, ибо во-первых - в нем играет великолепный Кристофер Ли, а во-вторых - в картине неплохая режиссура. Поклонникам вампиризма также будет на что посмотреть, хотя собственно сцен "кровопускания" в фильме не особенно много. Любители европейского кинематографа, я думаю, тоже не останутся совсем уж разочарованными, ибо уникальный дух эпохи в этой картине весьма ощутим, и кинематография, не смотря на низкобюджетность всей постановки в целом, сравнительно неплоха. Конечно, фильм этот "не покатит" большинству современных зрителей, но определенным людям вполне способен доставить истинное удовольствие :)