Хочется это кому-то или нет, но вторая половина девяностых прошла под эгидой сверхуспешной постмодернистской слэшер-франшизы режиссера Веса Крейвена (Wes Craven) и сценариста Кевина Уильямсона (Kevin Williamson) "Крик", три фильма которой собрали в мировом прокате больше пяти ста миллионов долларов и сделали из многих исполнителей главных ролей настоящих звезд. Слава некоторых из которых, со временем, померкла, равно как и сами фильмы в головах обывателей постепенно начали ассоциироваться с многочисленными пародиями на них, вроде "Очень Страшного Кино" ("Scary Movie", 2000) и его сиквелов. Поэтому в начале "десятых" впоследствии оскандалившийся и недавно "присевший" как минимум на 23 года Харви Вайнштейн, со своим братом Бобом (Harvey & Bob Weinstein) решили замутить новую трилогию с основными креативными силами оригинальных фильмов. И через 11 лет после выхода третьего "Крика" на экранах всего мира появился четвертый, получившийся отличным с точки зрения творчества, но разочаровывающим с точки зрения коммерции, ибо при бюджете в сорок миллионов без учета маркетинга, в мировом прокате он собрал лишь девяносто семь с небольшим миллионов. Казалось бы, после этого продюсерам стоило оставить франшизу в покое, тем более что закончилась она на "высокой ноте", но нет, и через 11 лет после выхода четвертой части, мы получили с вами пятую. Точнее, "первую", ибо фильм снова называется просто "Крик", пытаясь одновременно играть и на полях "ребута", и в качестве прямого сиквела "Крика 4" ("Scream 4", 2011).
   Поэтому события новой ленты вновь происходят в городке Вудсборо (Woodsboro) где снова начинает орудовать вооруженный ножом маньяк-убийца в черном костюме и белой маске призрака. Убивая, на этот раз, свежую поросль американских тинейджеров, все из которых так или иначе были связаны с персонажами самого первого фильма.
   Основные из которых, разумеется, сюда возвращаются. В лице подзабытой, но при этом прекрасно "сохранившейся" Нив Кэмпбелл; не очень красиво постаревшей Кортни Кокс; и все такого же обаятельного Дэвида Аркета, персонаж которого досрочно вышел на пенсию. Но самые главные творческие люди оригинального сериала, а именно режиссер и сценарист, в новой картине отсутствуют, что очень заметно. Вес Крэйвен не вернулся к постановке нового "Крика" "по уважительной причине" - он умер еще в 2015-м году, а Кевин Уильямсон хоть в титрах и присутствует, но только в качестве исполнительного продюсера, а не сценариста. Сценарий на этот раз совместно писали известный тупыми блокбастерами вроде "Independence Day: Resurgence" (2016) Джеймс Вандербильт (James Vanderbilt), и не известный даже ими Гай Бьюзик (Guy Busick), за плечами которого лишь многочисленные телевизионные сериалы и соавторство в сценарии действительно отличной хоррор-комедии "Ready Or Not" (2019). Режиссеры которой поставили и новый "Крик", но, к сожалению, обосрались.
   Хотя основная вина в этом лежит, как мне кажется, на сценарии, который после задавшего высочайшую планку остроумного пост-пост-модерна четвертого "Крика" очень глупо, скучно и плоско пытается "перезапустить" франшизу, прокручивая ее события через киномясорубку, из жерла которой на зрителя валит кровавая каша из идиотских штампов, очевидных "обманок" и беззубого хоррора. Беззубого не в плане крови, которой в этом фильме предостаточно, и местами довольно брутальной, а в смысле воздействия на зрителя, которому и не смешно, и не страшно. Не страшно потому, что в ленте нет даже намека на "напряжение" или жуткую атмосферу, которые были, местами, в первых фильмах франшизы. А не смешно потому, что в фильме просто не над чем смеяться, ибо сценаристы не удосужились придумать даже мало-мальски забавные шутки, окончательно похоронив тем самым развлекательный, а может и коммерческий, потенциал "риквела" ("requel" - образовано из слов "remake" и "prequel/sequel"), как называют подобные фильмы на западе. Да что там юмор, они даже не поняли, что называть своих персонажей именами и фамилиями известных жанровых деятелей и актеров из предыдущих частей франшизы уже давно не только "не комильфо", но и тотальный "криндж", как модно нынче выражаться. Именно его я испытывал каждый раз, когда кто-то на экране называл кого-то по имени, бррр...
   Не добавляя, по сути, ничего нового, а лишь неудачно перемалывая в кровавую труху старое, а именно - события оригинального фильма 25-ти летней давности, этот "Крик" не только получился очень неудачным с творческой, но и скорее всего провалится с коммерческой точки зрения, не оправдая надеж продюсеров на новую трилогию. Хотя бюджет у ленты по нынешним меркам довольно скромный, всего 24 миллиона, и если фирмачи решат довольствоваться "долей малой", то может и продолжат дальше этот балаган, новые серии которого я совершенно точно уже смотреть не буду, ибо сериалы надо заканчивать вовремя. И "вовремя" было 11 лет назад...