Оригинальный "Крик" ("Scream", 1996) молодого и никому тогда еще неизвестного сценариста Кевина Уильямсона (Kevin Williamson) и маститого режиссера Веса Крейвена пятнадцать лет назад разорвался в кинотеатрах всего мира жанровой бомбой, став самым кассовым слэшером всех времен, со сборами только в Штатах в сто три миллиона, и семи десятью в остальном мире. По сути дела, весь остаток девяностых прошел под знаменем новой постмодернистской франшизы (собравшей за это время более 500 миллионов долларов, между прочим!), в которой было снято три фильма, и которая стала хорошей лакмусовой бумажкой тогдашнего состояния жанрового кинематографа Штатов, все более отходящего от крови и ориентирующегося на нетребовательных и малообразованных тинэйджеров. На короткое время сценарист первых двух частей "Крика", Уильямсон, стал звездой, так же как и исполнительница главной роли, канадская актриса Нив Кэмпбелл, но по окончанию сериала их слава, по разным причинам, быстро потускнела. Так, Кевин просто не смог постоянно воспроизводить жанровые хиты, в результате чего ушел на телевидение (для сценаристов намного более прибыльное, кстати ;)), а госпожа Кэмпбелл возомнила себя "серьезной актрисой", ударившись в "настоящее искусство", которое, разумеется, было не массовым, а посему широкая общественность про ее существование довольно быстро подзабыла. Да и Крейвен в "нулевых" режиссером почти не работал, предпочитая продюсировать, хотя на его популярности это никоим образом не отразилось, ибо легенда и настоящая жанровая звезда :)

Изначально задумываясь как трилогия, сериал благополучно завершился в двухтысячном году третьей частью, в которой герои Дэвида Аркетта и Кортни Кокс наконец то сделали друг другу предложение, в то время как сами актеры поженились за месяц до начала ее съемок, 12-го июня 1999-го года. Теперь, они, впрочем, разводятся, но в новом "Крике" их персонажи до сих пор женаты :) Наивный читатель может спросить, с какого хрена вообще существует четвертая часть, если изначальный сериал задумывался как трилогия, но ответ на этот детский вопрос, по-моему, совершенно очевиден - бабки. Они же "бабло", "вечнозеленые", "тугрики", "бакинские", "капуста" и много еще всяких ласковых названий долларов, которых очень захотелось всем участникам постановки, включая "ветеранов". Выждав восемь лет с момента релиза третьей части и успев за это время разосраться со студией Диснея, в 1993-м на корню купившей некогда независимую Miramax, легендарные братья Боб и Харви Вайнштейны (Bob and Harvey Weinstein) решили, что пора возрождать мегауспешную слэшер-франшизу, благо, продюсировалась она под крышей их саблэйбла Dimension Films, над которым они сохранили контроль. Объявив в июле 2008-го о начале работы над новой частью "Крика", Боб и Харви сделали всем основным участникам франшизы предложение, от которого никто из них не смог отказаться, в результате чего на экране снова присутствуют Нив Кэмпбелл (внешне, кстати, почти не постаревшая), Дэвид Аркетт и Кортни Кокс, а "за экраном" вновь рулит процессом старина Крейвен по сценарию Кевина Уильямсона, который, впрочем, в процессе съемок "анонимно" (то бишь без упоминания в титрах) дорабатывался сценаристом третьей части, Эреном Крюгером (Ehren Kruger, отличная фамилия для фильма Крейвена... ;)). В результате получился пост-пост-модернистский слэшер, обыгрывающий штампы жанрового сериала, который сам, в свою очередь, обыгрывает многочисленные жанровые штампы, попутно издеваясь над ними. И над всем этим, соответственно, забавно издевается четвертый "Крик", возводя жанровую заштампованность в абсолют и бахвалясь этим... :)

В тихий американский городок Вудсборо (Woodsboro) спустя пятнадцать лет после событий первого "Крика" возвращается их главная героиня, Сидни Прескот, желая закончить там пресс-тур, рекламирующий ее книгу-бестселлер. Те давние события уже давно стали для местных тинэйджеров поводом для многочисленных приколов и розыгрышей, однако с возвращением Сидни безобидные шутки закончились, и снова начались реальные убийства. Но идут они уже по новым правилам, и теперь даже девственность или нестандартная сексуальная ориентация не спасают от руки маньяка в маске и с большим ножом...

Понимая, что после первых трех частей "Крика", обглодавших и обстебавших все расхожие жанровые штампы хоррора, работы на этой территории у очередного сиквела нет, Кевин Уильямсон принял единственное верное решение - обгладать и обстебать уже те самые фильмы, которые совсем недавно с упоением "срывали покровы" со вполне себе кондовых жанровых картин, попутно издеваясь и над Голливудом в целом (и "torture porn" сериалом "Пила" в частности), с его засильем бесконечных сиквелов и приквелов, а так-же новым поколением тинэйджеров, символом которых стали блоги, Facebook и Twitter. В результате этого подхода мы имеем огромное количество не только забавных, но и действительно смешных моментов, связанных с откровенным стебом авторов над собственным творением и массовой поп-культурой нового поколения, которое предпочитает видеоблоги книгам, а живое общение "твиттам" и обновлениям статуса в Фэйсбуке. В качестве ярчайшего примера пост-пост-модерна этой ленты можно привести ее начало, которое является началом "фильма в фильме", которое, в свою очередь, само является началом "фильма в фильме" :) Часть эпизодов ленты представляют собой обновленную "реинкарнацию" некоторых особо значимых моментов из всех предыдущих частей франшизы, ну и еще неплохо иллюстрирует всеобщий угар участие одного из самых забавных персонажей третьей и четвертой частей пародии "Scary Movie", чернокожего актера Энтони Андерсона (Anthony Anderson) в роли одного из помощников шерифа. Как видите, создатели и участники постановки не жалеют творческих сил на пост-пост-модернистский стёб с огромной фигой в кармане, которую показывают, разумеется, в самый неожиданный для зрителя момент. И хотя лично я под конец уже вычислил предполагаемого убийцу, но и для таких вот "умников" у создателей картины есть неожиданный туз в рукаве, о котором в данной рецензии я распространяться, разумеется, не буду, - смотрите сами, и обрящете.

Так как "бескровные девяностые" уже позади, то с кровью и насилием в четвертом "Крике" проблем никаких нет, и даже любители "настоящих слэшеров" вполне могут получить извращенное удовольствие от многочисленных убийств этого фильма, некоторые из которых "весьма и весьма". Но самое большое удовольствие от его просмотра, разумеется, получат киноманы, для которых тут раскидано щедрой рукой ну просто ГРАНДИОЗНОЕ количество подколов и шуток, часть из которых будет ясна лишь посвященным, но многое вполне дойдет и до "обычных зрителей", которые, если расчёты братьев Вайнштейнов верны, должны просто валом повалить на "перезагрузку" легендарного сериала. Почему "перезагрузку"? Да потому, что четвертый "Крик" должен стать началом новой трилогии, на которую уже заранее подписались как Уильямсон, так и Крейвен, очевидно имевший на съемках этого проекта в разы большее вдохновение, чем во время работы над провальным "Забери Мою Душу" ("My Soul to Take", 2010). Все, впрочем, как всегда будет зависеть от кассовых сборов, и если они будут плохими или "так себе", что, с моей точки зрения, весьма вероятно, то вряд ли господа Вайнштейны захотят продюсировать новые сиквелы. Как говорится, время покажет, а пока в вашем локальном кинотеатре показывают "Крик 4", я всем рекомендую обязательно его там посмотреть и гарантирую получение удовольствия, как "извращенного", так и "киноманского"... ;)