"Носферату - Симфония Ужаса" (Nosferatu, Eine Symphonie Des Grauens, 1922 года выпуска) постановки талантливого немецкого режиссера-новатора Фридриха Мурнау является не только самым знаменитым и известным фильмом про вампиров, но и вообще ПЕРВЫМ фильмом ужасов в истории кино. Во время демонстрации этой ленты в начале прошлого века у зрителей в зале не только волосы дыбом вставали от ужаса, но были и смертельные случаи - сердечко у некоторых особо впечатлительных людей не выдерживало... Изначально "Носферату" задумывался как экранизация знаменитого романа Брэма Стокера "Дракула", но родственники писателя запретили Мурнау экранизировать книгу. Тогда, не желая отказываться от своей задумки и будучи человеком весьма креативным и находчивым, Мурнау просто переименовал основного персонажа книги графа Дракулу в графа Орлока, а фильм свой назвал "Носферату - Симфония Ужаса". Вообще, с этим фильмом и людьми, которые над ним работали, связано огромное количество легенд и просто интересной информации. Ну, во-первых, будучи новатором кинематографа, Мурнау впервые создал свой фильм не полностью в студии, как стандартно практиковалось в то время, а часть сцен отснял в настоящем старинном замке в Словакии, где, по идее, должен был проживать граф Орлок. Этот факт придал всему фильму некоторый "документальный" оттенок, будто мы смотрим не постановочную картину, а реальную хронику о графе Орлоке, снятую по ходу событий. Во-вторых, фигура Макса Шрека, театрального и кино-актера, гениально исполнившего роль вампира, окутана тайной похлеще самого фильма, ибо достоверной информации о нем совсем немного. К примеру, доподлинно известно то, что во время съемок "Носферату" Шрек всегда появлялся на съемочной площадке в полном гриме и "в образе", что дало авторам "Тени Вампира" право предположить, будто Макс Шрек никакого вампира и не играл, а просто напросто оным и являлся.

От этой предпосылки и отталкивался сценарист Стивен Катц (Steven Katz), работая над сценарием "Тени Вампира". Ведь действительно - что если Мурнау не смог найти хорошего характерного актера на сложнейшую роль вампира, графа Орлока, но во время поиска подходящей натуры для съемок в Чехословакии набрел на настоящего вампира, согласившегося поучавствовать в постановке взамен на белую шейку главной героини, актрисы Греты Шредер? И как в таком случае проходили бы съемки картины? Именно о том, как проходили съемки черно-белого шедевра и что творилось на площадке и за ее кулисами, данный фильм и рассказывает. А еще он рассказывает про одержимость творчеством, про гениального безумца Мурнау, который для достижения своей цели - снять шедевр мирового кинематографа, самый реалистичный фильм про вампира - не остановится ни перед какими жертвами. Эта картина о муках (как в прямом, так и в переносном смыслах) творчества, о компромиссах, на которые вынужден идти художник, чтобы добиться поставленной задачи, а также о темной природе творчества вообще...

фильмом "Begotten", в режисерское кресло сел Элиас Меридж, известный не столько своим предыдущим творением, сколько более чем успешной работой в качестве дизайнера и клипмэйкера (сам Мэрилин Мэнсон слезно умолял Элиаса поработать над дизайном сцены для концертного тура "AntiChrist Superstar" и снять на эту песню клип). И надо сказать, что с кандидатурой режиссера продюсеры явно не прогадали, ибо в результате получился исключительно стильный, интересный и захватывающий фильм про съемки самого культового вампирского кино всех времен. Особенно радует глаз стилизация под фрагменты настоящего "Носферату", когда зернистая черно-белая картинка эпизода фильма постепенно превращается в цветную, раздается команда "снято", и оказывается, что на самом деле это не фрагмент классики, а его гениальная стилизация, от оригинала практически не отличимая. Вообще же, о качестве самой картины красноречиво говорит целый ворох наград и номинаций, включая две номинации на Оскар за лучший грим, и лучшего актера второго плана (Дефо).

Тень Вампира - это рай для киномана, отличная, замечательно снятая картина с прекрасными актерами и талантливым режиссером. Однако не стоит думать что этот фильм подойдет лишь поклонникам творчества Мурнау и фанатам "Носферату" - отнюдь, эта картина как раз рассчитана на самые что ни на есть широкие слои любителей кинематографа вообще, которым интересно, как на самом деле создаются шедевры (я не про актеров-вампиров, разумеется, а про одержимость творчеством :)). Рекомендуется самому широкому кругу зрителей.