Жанр фильмов о зомби на глазах переживает очередное возрождение. Это не может не радовать, но... Из высокобюджетных монументальных творений голливудских режиссёров как-то пропал дух старых шедевров. Ни нового Ромеро с социальным нигилизмом, ни нового Джексона с безбашенным циничным юмором, никакой оригинальности. Лишь плохие экранизации компьютерных игр да ремейки...

Единственная отрада – британские независимые режиссёры. Но даже от них я не ожидал такого сюрприза, каким стал для меня фильм с непереводимым на русский названием Shaun of the Dead. Итак, дамы и господа, перед нами первая по-настоящему оригинальная комедия о зомби, снятая в новом тысячелетии. Бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию. Самое удивительное, что авторы фильма раньше не были замечены в интересе к хоррору. Эдгар Райт был известен только как режиссёр комедийного вестерна Fistful of Fingers, причём снятого ровно за десять лет до выхода Шона. Остальное время Эдгар потратил на сьёмки телевизионных сериалов. Так же как и комедийный актёр Саймон Пегг, вместе с которым он и написал сценарий о британских неудачниках, выстраивающих отношения в переполненном зомби Лондоне. И сорвал банк. В данный момент он уже снимает сразу два фильма одновременно, Scott Pilgrim's Precious Little Life и Hot Fuzz, оба выходят в 2006 году. В последнем, кстати, Саймон Пегг опять заявлен как соавтор сценария и один из актёров, вместе с Ником Фростом. Похоже, они давно одна команда, поскольку Пегг и Фрост уже снимались в комедийном телесериале Райта Spaced, причём Саймон и тогда был соавтором сценария...

И ещё Эдгар Райт и Ник Фрост осуществили мечту всего прогрессивного человечества, снявшись в эпизодических ролях зомби у Ромеро в Land of the Dead – маэстро пригласил их, впечатлившись Шоном. После такого факта уже можно не писать рецензию, и так всё ясно, но я всё же займу у вас ещё немного времени, пытаясь объяснить, что же в этом фильме такого необычного.

Комедий про зомби снято море. Зомби вообще довольно смешные монстры. Обычно тема живых мертвецов используется для создания кровавого, безсмысленного и беспощадного абсурда, но Shaun of The Dead совсем из другой оперы. Это скорее традиционная британская комедия положений, достойный наследник пьес Оскара Уальда, Бернарда Шоу и фильмов вроде Четыре Свадьбы и Одни Похороны. Живые, продуманные персонажи ведут между собой остроумные диалоги.

Итак, знакомтесь, Шон. В начале девяностых было модно рассуждать о «поколении Х». Романы и фильмы были переполнены молодыми людьми, ушедшими во внутреннюю эмиграцию, не стремившимися к карьере, вообще ни к чему не стремившимися. Работавшими на непрестижных работах и делавшими всё для того, чтобы их никто не заметил. Целое поколение «неудачников», гордых тем, что они не яппи. Мода на них прошла, но эти люди остались. И Шон в свои 29 лет выглядит типичным «иксером». Он живёт в одном доме с друзьями по колледжу – скучнейшим яппи Питом, с которым они давно друг друга презирают, и жирным, ленивым и неопрятным, но добрым и весёлым мелким наркоторговцем Эдом. С Эдом они лучшие друзья до гроба. Работает Шон продавцом в магазине электроприборов. Каждый вечер он с Эдом проводит в любимом пивбаре с многообещающим названием «Винчестер», над стойкой которого, в лучших традициях Чехова, висит ружьё. И при всём при этом Шон полностью доволен собой и своей жизнью. Зато недовольна его девушка, Лиз, которая за три года совместной жизни не видела ничего, кроме вышеописанного пивбара. Она хочет сходить с ним в ресторан или в оперу, съездить в путешествие или хотя бы познакомиться с его матерью. Тем более что Лиз настраивает против Шона влюблённый в неё сосед по квартире, очкарик Дерек, живущий с её подругой, актрисой Ди. Остаётся добавить любимую маму Шона Барбару и ненавидимого им отчима Филипа, и все герои в сборе.

Гениальность концепции в том, что эти типичные персонажи интеллигентной комедии, своеобразные Клерки с британским акцентом, помещены в эпицентр столь же типичного зомби-апокалипсиса. Райт и Пегг не дают никакого объяснения, почему это произошло. Всю первую половину фильма они умело нагнетают саспенс, чтобы на следующий день после разрыва Шона с Лиз обрушить на них настоящий ад. И странное дело, орды живых мертвецов оказываются лишь фоном для личных отношений героев. Это принципиальный момент. Райт и Пегг показывают, что даже в столь экстремальной ситуации люди остаются самими собой, со всеми своими слабостями. Они будут с боем пробиваться в родной пивбар, потому что там «безопасно». Спорить о том, какие грампластинки стоит запустить в приближающихся зомби. Беспокоиться о своих машинах. Даже будучи окружённым толпой зомби, от которых нужно прятаться, Эд всё равно будет отвечать на звонки клиентов...

В одном из ключевых эпизодов Шон с сильного похмелья идёт в магазин. Город уже во власти зомби, но герой ничего не замечает. Он проходит мимо разорванных трупов, поскальзывается на лужах крови, задевает плечом проходящих зомби. И при этом ничем принципиальным не отличается от окружения. Эпизод крайне смешон, но выглядит как жутковатая метафора, особенно в сочетании с по-настоящему нестандартным финалом. Кажется, никто ещё не задумывался над тем, что будет после хэппи-энда. Ответ правдоподобен – не будет ничего особенного: цивилизация переварит зомби, они станут идеальными рабочими сферы обслуживания, их будут использовать в теле-шоу... Будут политкорректно обсуждаться вопросы гуманизма по отношению к зомбированным согражданам. Мир, где зомби – просто банальные детали окружающей действительности. Ведь смиряемся же мы спокойно с множеством не менее страшных вещей...

Shaun of the Dead – действительно сильный фильм. Не подумайте, что это только комедия. В нём немало по-настоящему жутких моментов. Есть и эпизоды с разрыванием людей на части крупным планом. И самая своеобразная «мексиканская дуэль» за последние годы с использованием ружья, двух «розочек» от пивных бутылок и одного штопора. Хорошая актёрская игра, талантливый сценарий, саундтрек с участием The Smits, Queen и культовых итальянцев Goblin. Итого: этот фильм можно смело рекомендовать как фэнам зомби, так и просто любителям независимого кино.