С расцветом игрового жанра в девяностых годах прошлого века, киностудии все чаще стали обращать внимание на суперхиты из мира компьютеров и специализированных игровых консолей. Поначалу киноадаптации подвергались "легкие жанры", типа аркады "Super Mario Bros", без особого, правда, успеха, но к началу двадцать первого века дошла очередь и до переноса на широкие экраны более "серьезных" вещей, типа суперхита новомодной волны survival-horror, зомби-страшилки "Resident Evil" от CAPCOM. Если не брать в расчет супербизнесмена от кинематографа, а по совместительству еще и самого бездарного режиссера современности Уве Болла (Uwe Boll), который пачками скупал права на мало-мальски известные игровые франшизы, методично превращая их в отборнейшее целлулоидное дерьмо ("House of the Dead", "Alone in the Dark" и отчасти "BloodRayne"), то некоторые проекты последнего времени были очень даже ничего. Тот-же "Resident Evil", к примеру, замечательно перенес на экран атмосферу оригинальной игры, а его сиквел вполне органично продолжил традицию, порадовав фэнов узнаваемыми локациями и полюбившимися игровыми персонажами. Да и с коммерческой точки зрения эти проекты показали себя неплохо, что вселило еще больше надежд в черствые сердца продюсеров и дистрибьюторов, заставляя выдавать на гора все новые и новые игроадаптации. Одним из самых ожидаемых проектов этого рода стал перенос на кинопленку мегахитовой survival-horror игры "Silent Hill" от KONAMI, которого фанаты ждали с нетерпением и ужасом одновременно. Почему с нетерпением - понятно, уж очень хотелось посмотреть мрачный мир "Сайлент Хилла" на большом экране, ну, а почему с ужасом - тоже, в общем-то, понятно - потому что перед глазами было немало примеров ужасных игровых адаптаций, не имевших, кроме названия, с оригиналом ничего общего. Однако имя режиссера Кристофа Ганса, снявшего до этого стильных "Плачущего Убийцу" и "Братство Волка" ("Crying Freeman", 1995 & "Brotherhood of the Wolf", 2001) вселяло серьезные надежды на успех проекта. И Кристоф не подвел!
Приемная дочь четы ДаСильва страдала лунатизмом и очень часто во время опасных ночных прогулок в спящем состоянии девочка произносила лишь одно название - Сайлент Хилл. Ни терапия, не медикаменты ей не помогали, и тогда мать решила отвезти дочь в этот самый Сайлент Хилл, в надежде, что там она избавится от своей болезни. Но Роза ДаСильва и не предполагала, чем это путешествие обернется для нее и дочери. Заброшенный из-за пожара Сайлент Хилл на самом деле оказался "городом-призраком", существующим одновременно в трех измерениях - обычном, где он был просто заброшенным городом с пылающим под его фундаментом углем; "туманном", где с неба постоянно сыпался пепел, и все вокруг было окутано сизым туманом; и "измерением тьмы", населенном жуткими существами и их предводителем, "пирамидоголовым", с огромным ножом в руке... Попав в этот жуткий город, Роза теряет свою дочь, и теперь в ее поисках она вынуждена по крупицам разгадывать тайну этого прОклятого места и его ужасных обитателей...
Будучи большим фанатом видеоигр (прямо как Пол Андерсон (Paul W.S. Anderson), адаптировавший "Resident Evil" ;)), пять лет назад Кристоф засел за первый "Silent Hill" и, пройдя около половины, в экстазе позвонил своему продюсеру Самуэлю Хадиде (Samuel Hadida, кстати, один из продюсеров "Resident Evil" и его сиквелов) чтобы сообщить, что они просто обязаны экранизировать эту игру. А Самуэль и не был против, но упирались люди из КОНАМИ, которые не желали видеть хреновую киноадаптацию своей работы. В конце концов, Кристофу ничего не оставалось делать, кроме как снять на собственные средства несколько эпизодов из будущего фильма, снабдить их музыкой из игры, и послать все это вместе с интервью, где он рассказывал, как много значит для него "Silent Hill", в корпорацию КОНАМИ. Получив этот материал, разработчики расчувствовались и продали-таки Гансу права на экранизацию, после чего все и закрутилось. Сценарий писался общими силами Кристофа, его приятеля, геймера и режиссера Николаса Букрифа (Nicolas Boukhrief), и сценариста и режиссера Роджера Авари (Roger Avary), особенно известного своей работой с Тарантино. В титрах, впрочем, указан один лишь Роджер, так что большую часть сценарной работы проделал именно он. За основу адаптации была взята первая часть игры, но немало вещей было также взято из третьей части, а общий визуальный стиль фильма (и еще кое-какие фишки), из второй. При этом в оригинальной версии сценария все персонажи были исключительно женского пола, но студия вернула этот вариант Гансу с пометкой "там нет мужчин!", после чего был добавлен персонаж Шона Бина, и эту версию уже окончательно утвердили. Получив в свое распоряжение немаленький бюджет в пятьдесят миллионов, Кристоф смог полностью реализовать все визуальные и стилистические задумки, оставаясь при этом как можно ближе к стилю и духу игры. Так, к примеру, в фильме присутствуют 108 различных локаций, то есть почти каждую минуту мы видим на экране нечто новое! Активное использование крана позволило Гансу запечатлеть немало уникальных вещей, но для этих съемок пришлось строить специальные передвижные декорации, и все ради того, чтобы достичь движений камеры точь-в-точь как в игре! Для создания жутких, неестественных движений монстров были наняты профессиональные танцоры, гибкость которых и позволила достичь нужного эффекта. Новации, однако, на этом не закончились. Все эпизоды "измерения тьмы" снимались на Hi-Def камеры для последующей компьютерной обработки, а эпизоды реального и "туманного" мира были сняты на обычные 35 миллиметров, что очень четко отделило "темное измерение" от остальных. Разумеется, поклонники не представляют "Silent Hill" без завораживающей грустной музыки Акиры Ямаоки (Akira Yamaoka), и конечно же Кристоф не стал приглашать какого-то другого композитора - все действие фильма сопровождает аутентичная музыка Акиры, наполняя сердца поклонников радостью.
Вообще, две вещи в этом фильме выделяются сразу - замечательная музыка Акиры Ямаоки, и потрясающая работа художника и дизайнера. Туманные виды пустого города, в котором с неба постоянно падает пепел, просто завораживают своей отстраненностью и какой-то жуткой красотой, а измерение тьмы и его ужасные создания - реально пугают. Атмосфера игры тут передана великолепно, и любой, кто провел немало долгих вечеров за игрой в "Сайлент Хилл", смотря на экран, почувствует себя как дома. Яркие краски реального мира сменяются на туманные силуэты заваленных пеплом пустынных домов, которые, в свою очередь, проваливаются в зловещую, всепоглощающую тьму. И среди этого ада вынуждены искать правду персонажи фильма, запертые в пространстве некогда цветущего, а ныне мертвого города. Актерский состав картины подобран, с моей точки зрения, безупречно, хотя особо стоит выделить двенадцатилетнюю Джодель Ферланд, за плечами которой уже около тридцати (!) ролей на телевидении и в кино, и которая отлично справилась с двойной ролью в этой картине. Бывший Боромир, Шон Бин, хорош в образе безутешного супруга и любящего отца, а Лори Холден, затянутая в кожу, великолепно смотрится в роли боевитой патрульной. В фильме есть как реально страшные моменты, так и просто много жутких, физиологически отвратительных эпизодов, которые наверняка застрянут в вашей памяти надолго. Ну, а финальные двадцать минут ленты абсолютно точно поразят любого, даже самого подготовленного зрителя...
Изначальные три с половиной часа ленты по очевидным причинам пришлось сокращать до 127 минут, после чего права на северо- и латиноамериканский прокат за четырнадцать миллионов долларов купила корпорация SONY. 21-го апреля в прокате Штатов фильм дебютировал на первом месте, собрав двадцать миллионов долларов, а всего на данный момент в его "копилке" около сорока пяти миллионов, и прокат еще не закончен. Учитывая то, что в Японии (где наверняка фанаты будут штурмовать двери кинотеатров) фильм пойдет лишь восьмого июля, а в международном прокате картина уже собрала около десяти миллионов, коммерческая судьба ленты довольно безоблачна, а значит, вполне можно ожидать сиквела. На данный момент "Сайлент Хилл" - это одна из лучших и самых точных адаптаций видеоигры для большого экрана, если не самая лучшая. Кристоф Ганс в очередной раз показал свой талант постановщика и большую любовь к жанру, а зрители получили жуткий, мрачный, кровавый, но одновременно очень грустный и сентиментальный фильм с пронзительной концовкой. Смотреть - обязательно!
24 мая 2006, 13:11 Александр Федько
От всей души хотелось отблагодарить автора этой статьи. Дорогой Сергей Меренков, большое вам спасибо за данный проэкт, продолжайте в том же духе. А насчет фильма хотел вам расказать один занимательный факт. На протяжении картины наряд главной героини меняется, в начале он одного цвета( к сожалению не скажу какого), потом в тумане он уже серый, а в конце итого красный. Все это очень трудно заменить, но бессомнено это на пользу эмоционально-визуальному восприятию фильма в целом.
24 мая 2006, 13:16 Serega_M
Спасибо за благодарности - очень приятно :) И про факт изменения цвета и то, что ради этого было сделано больше сотни костюмов, я знаю - просто не счел это важным для описания в рецензии :)
30 января 2007, 14:51 фрэнд
Испортили фильм. я не скажу, что он получился плохим. Но поиграв в игру, я действительно набралося страха убивая карликов с ножами выпригивающих из темноты, непонятных созданий и многое другой, разгадываю непонятные сатанинтские головоломки, и проникаясь непонятным бредовым сюжетом, многие моменты из которого я до сих пор не понял. С фильмом же все иначе. Зло побеждает зло. Никакого страха. Мало экшена. Все монстры смотртся не так страшно как в игре... . В общем очередная беда как и с Резидент Ивл.
16 марта 2007, 05:50 Хуго Баскервиль
Фильм гораздо хуже игры.
Что-то вроде вводного видеоролика.
Любимая часть игры - вторая. Тонко и трагично. Завораживает с самого первого кадра.
Музыка просто восхитительна!
Но, в целом, молодцы, что так неплохо сняли. Только бабища в главной роли страшная. Лучше бы Унгер взяли. А так она какая-то неубедительная в роли старухи...
17 февраля 2012, 09:10 Jester
серия игр одна из любимых и фильм очень понравился: и сюжет интересный и не примитивный (хорошо что не превратили в обычную стреляку как Ебитель зла) и визуально красиво и приятно удивило наличие кровушки, чего я вовсе не ожидал. помоему все что нужно для любителя хоррора здесь есть. а то что игра другая, играть страшнее и т.д. ну так елки-палки, как можно сравнивать игру в которой ты якобы сам принимаешь участие и фильм за которым ты наблюдаешь со стороны? от игр я усыраюсь, не скрою (особенно когда еще кто-то не в тему додумается дверь в комнату открыть, сцуко убить за такое хочется), но от фильмов пугался только в детстве, сейчас они мне все не страшные поэтому я не делю их на "испугалсо - значит фильм шедевр", "неиспугалсо - значит кино говно". а то что она не точь в точь как первая часть игры, так и замечательно, главное что атмосфера соблюдается, а если бы была по кадрово переснята, то нахрена тогда это смотреть если приятней поиграть? а так и играй себе сколько в лезет и фильм, как бы отдельно, но все равно в том же духе, смотри и радуйся.
очень надеюсь Майкл Дж. Бассет не подкачает с сиквелом, с его слов он серьезно отнесся к этому проекту и хочет снять хоррор высокого качества, ну посмотримс как он выкрутится, бюджетец помоему будет меньше...
08 сентября 2012, 17:51 Сайлент фан
Насколько хороша игра - настолько же плох фильм, по которой он сделан.