Золотой век филиппинского кинематографа пришелся на пятидесятые годы прошлого века, когда весь прокат поделили между собой четыре крупные студии. Однако в шестидесятых в страну хлынул мощный поток киноимпорта, серьезно подкосивший позиции местных мэйджеров, вынужденных сбавить обороты и переставших, тем самым, полностью контролировать локальный рынок. Разумеется, этим не преминули воспользоваться многочисленные независимые продюсеры, сделавшие беспроигрышную ставку на секс и насилие в качестве своего конкурентного преимущества. И если поначалу (ранние семидесятые) "секс" в филиппинском кино был довольно бодрым и такие фильмы назывались "bomba", что понятно должно быть без перевода :), то к середине десятилетия правительственные цензоры подзакрутили гайки, и "бомбы" эволюционировали в "wet films", где основным "секс элементом" стали эпизоды купания актрис в обтягивающих одежках, которые начинали "просвечивать" после обливания их водой. Тогдашнее авторитарное правительство, впрочем, понимало важность киноиндустрии, поэтому вскоре дало кинематографистам чуть больше свобод в показе "провокационных" тем при условии, что они не касаются политики. Таким образом, местные "wet films" к началу восьмидесятых эволюционировали в намного более откровенные "bold films", кстати, не без помощи жены диктатора и бывшей актрисы Имельды Маркос (Imelda Marcos), желавшей построить в Маниле киноцентр и запустить там международный кинофестиваль. Реализуя свои амбициозные желания, в 1982-м году она открыла Manila International Film Festival, богатое финансирование которого, разумеется, полностью взяло на себя государство, что, однако, не понравилось Международному Валютному Фонду, и после его протестов правительство было вынуждено прекратить "нецелевое" выделение денег. Зная популярность "горячих" фильмов в народе, Имельда нашла экстравагантный способ замещения государственного финансирования частным, заявив о полном моратории на цензуру в Маниле во время проведения кинофестиваля. Таким образом, в ограниченный период времени в столице без каких-либо проблем могли демонстрироваться фильмы невиданной доселе откровенности, стоимость билетов на которые, разумеется, была намного выше обычной, а существенная разница шла на финансирование киноцентра и фестиваля. По большому счету, Имельда ввела своеобразный "секс налог", которому фирмачи, тем не менее, были рады, ибо их фильмы собирали за короткое время безумную кассу. Именно в этот интересный для филиппинской истории период, с начала восьмидесятых и до падения режима Фердинанда Маркоса (Ferdinand Marcos) в 1986-м году, в стране вышли одни из самых откровенных и скандальных с точки зрения общественной морали лент, включая "Silip" Эльвуда Переза.
Картина уже с первых своих кадров настраивает зрителя на бескомпромиссный лад, демонстрируя во всех подробностях убийство и разделку буйвола на песчаном бархане под вопли группы малолетних детей, после чего зрителю предлагается история небольшой деревни, в которой живет помешанная на религии Тоня. Ее сумасшедшую мать, в свое время, местные жители забили камнями, но религиозный фанатизм двадцатидвухлетней девственницы Тони, обучающей детей вместо отбывшего на лечение пастора местной церквушки, напрягает многих соседей не меньше. Тем более, что Тоня действительно ведет себя местами не совсем адекватно, сгорая от любви и плотского влечения к мяснику Симону, которого она стыдится и пытается подавить всеми доступными ей способами, вроде растирания влагалища морской солью или "очищения" песком. Молодых девушек, при этом, она учит тому, что все мужчины являются воплощением Дьявола, и стоит опасаться "рога", который растет у них между ног. И все бы было ничего, если бы не возвращение из города в деревню Сельды, бывшей подруги Тони, соблазнившей, в свое время, Симона. С ее приездом любовно-сексуальные страсти закрутились с новой силой, постепенно втягивая в свой водоворот все новых людей. Добром это кончиться никак не могло, и не кончилось...
Этот фильм стал, по словам режиссера, его единственным по настоящему независимым проектом с уникальным видением из более чем сорока работ, и тому есть простое объяснение - творческий карт-бланш от молодого независимого продюсера (на тот момент, а сейчас уже умудренного опытом кино- и телевизионного магната ;)) Уилсона Тиенга (Wilson Tieng) и оригинальный сценарий одного из самых знаменитых сценаристов Филиппин, Рикардо Ли (Ricardo Lee). Собственно, именно участие Рикардо, сценарии которого дали некоторым филиппинским кинематографистам возможность попасть в Канны, и сподвигло Эльвуда Переза, на тот момент уже востребованного и коммерчески успешного мэйнстримового режиссера, взяться за производство независимого фильма, жанр которого не поддается простой классификации. Ибо картина начинается как сексплоийтешен, продолжается как любовная мелодрама, а под конец скатывается в настоящую психованную трагедию вперемежку с "revenge movie"! При этом фильм является не просто нарезкой малосвязанных друг с другом секс и шок сцен, как это часто бывает в подобной продукции, а настоящим искусством, с провокационным сюжетом, грамотно разыгранными мизансценами и отличной операторской работой. Секс и шок тут, разумеется, тоже присутствуют, причем в немаленьких количествах, но они настолько грамотно вплетены в общую канву повествования, что являются не только неотъемлемой, но даже обязательной его частью, ибо по-другому эту историю рассказать было невозможно. Историю, у которой нет одной лишь "правильной" интерпретации, и под конец зритель волен выбирать как минимум из двух возможных вариантов "основного месседжа" картины: "все зло от женщин" и "все зло от религии". Это я, разумеется, предельно упростил, ибо на самом деле вариантов интерпретации и понимания увиденного масса, и думающий зритель наверняка найдет в картине массу дополнительных и скрытых смыслов, даже тех, которые и не имел ввиду режиссер :)
Если честно, то фильм смотрится довольно провокационно даже по нынешним меркам, с обилием более чем откровенного секса со стоячими членами и местами ВЕСЬМА реалистичными совокуплениями, и шокирующего кровавого насилия, включая психованное убийство одного из персонажей детьми (!!!) и групповое изнасилование! Я уж не говорю про такие шалости, как детская обнаженка и настоящее убийство животных. В одной из главных ролей, при этом, снимается бывшая "Мисс Филиппины" (за 1982-й год), Мария Изабель Лопез, что для единственной католической страны региона со строгими консервативными моральными устоями было в то время просто из ряда вон. Кстати, она единственная из всего актерского состава, у которой получилась впоследствии отличная карьера и которая активно снимается до сих пор, в то время как большинство других исполнителей в конце восьмидесятых сошли с дистанции. Играют тут все, впрочем, замечательно, во всяком случае в контексте довольно безумной, местами, истории, с кучей азиатского мелодраматизма и сложными постельными взаимоотношениями. Это вам не классический европейский "любовный треугольник", - в Азии это ПЯТИугольник, плюс куча неизвестных ;)
Будучи на родине фильмом действительно значимым и коммерчески успешным, на международной арене "Silip" не "выстрелил", во многом благодаря тому, что в Канны пробиться ему так и не удалось, даже не смотря на именитого сценариста и успешного талантливого режиссера. Заграничные зрители смогли посмотреть картину в ужасном английском дубляже и под названием "Daughters of Eve" лишь на чикагском международном фестивале (Chicago International Film Festival) в ноябре 1985-го, после чего она исчезла с радаров киноманов аж до 2007-го года, когда его издали, наконец-то, в идеальном качестве на DVD ребята из Mondo Macabro. За что им честь и хвала, разумеется, ибо теперь любой может ознакомиться с одним из самых ярких представителей недолгого "bold" бума в филиппинском кино начала восьмидесятых. Поверьте, фильм этого действительно заслуживает.
14 ноября 2011, 15:01 gason
Я сначала подумал, что это опухший Джеймс Спейдер. Как-то похож в таком ракурсе.
14 ноября 2011, 17:24 Kloga
Класс, вместо обычной рецензии уелый экскурс в историю филиппинского жвнрового кинематографа! :)
14 ноября 2011, 17:25 Kloga
Пардон, это я опечатался. "Уелый" - имелось в виду "целый".
14 ноября 2011, 17:26 Kloga
Черт, я ещё и не раз опечатался. Вот что делает с людьми выходной понедельник!
15 ноября 2011, 21:06 Шмак
Серега, это случаем не ты, там на скриншоте? Правда, у тебя хер вроде побольше...
01 декабря 2011, 00:40 Ah
Действительно напрягающий, сложный, но понятный при этом шедевр. Тут нет не одного лишнего персонажа или даже жеста, всё выверено идеально.
Что касается тройки главных героев, то мне не был симпатичен не один, их участь ими же и заслужена.
Отдельно отмечу мамашу сначала активно выступавшую против Тони, но преобразившуюся в конце в гуманистку (и обратно). Разыгранно потрясающе.