На подножку слэшер-тренда, открытого в Америке в конце семидесятых культовым сериалом "Пятница 13-е", в восьмидесятые годы не вскочил только ленивый, ведь экономически создание слэшеров было делом чрезвычайно выгодным. Стоили такие фильмы недорого, ибо известные актеры в них задействованы не были, а съемки проходили обычно "на натуре". Так как интерес у публики к этому жанру был огромен, то возврат бюджета и прибыль были делом гарантированным, а если создатели хоть немного старались, и фильм у них получался действительно необычный и качественный, то можно было быстро заработать и на "безбедную старость"... Руководствуясь примерно такими соображениями, в начале 1983-го года двадцатипятилетний студент киношколы Роберт Хильтцик приступил к съемкам низкобюджетного (350 тысяч долларов) дебюта по собственному сценарию "Sleepaway Camp", еще не зная, что фильм его ждет серьезный успех и культовое будущее...
На озере напротив летнего детского лагеря "Arawak" произошел несчастный случай - моторная лодка на полном ходу протаранила перевернувшуюся яхту, в результате чего выжила лишь маленькая девочка Анжела. Восемь лет спустя повзрослевшая Анжела живет в доме своей эксцентричной (а проще говоря - "явно с придурью") тетки Марты и сводным братом Рики. Добрая тетушка отправляет своих деток на летний отдых в печально известный лагерь "Аравак", где тихая, застенчивая и нелюдимая Анжела моментально становится объектом насмешек и издевательств других детей (и даже некоторых воспитателей). Рики постоянно встает на защиту своей сестры, но особо это не помогает, и издевательства продолжаются. Вскоре, однако, с некоторыми людьми, особо досаждавшими Анжеле, начинают случаться "неприятности" со смертельным исходом. Поначалу руководство лагеря пыталось замять инциденты, настаивая на "трагической случайности" оных (ведь никому не хочется получить "bad publicity", верно? ;)), но когда людей стали уже откровенно убивать, промедление стало смерти подобно (в буквальном смысле!)...
"Кто убийца" в этом кино догадаться несложно, но Роберт Хильтцик умудрился поразить даже "видавших виды" поклонников слэшеров, и финальные кадры этого фильма навсегда останутся у вас в голове - настолько необычна и оригинальна концовка ленты. Необычны и оригинальны также многие убийства, которые сделаны с выдумкой, "небанально" и с использованием отличных для того времени спецэффектов и грима. Особенно запоминается эпизод, в котором на общем плане и без каких либо монтажных склеек мы видим, как стрела, выпущенная из лука, насквозь протыкает шею человека - весьма реалистично! Или другой момент, в котором повар-извращенец обваривается кипятком и нам показывают, как кожа на лице несчастного вздувается отвратительными пузырями и отслаивается, в то время как человек орет истошными воплями от невыносимой боли. "Слэшер компонент" фильма очень качественен и без сомнений порадует поклонников этого славного поджанра.
Однако помимо качественных и разнообразных убийств и остальные компоненты фильма сделаны на очень хорошем уровне. Во время просмотра ленты ностальгические детские воспоминания нахлынут на каждого, кто хоть раз был в пионерлагере: мы можем видеть игры и забавы на открытом воздухе; непростые, но такие интересные взаимоотношения между детьми (и в особенности между девочками и мальчиками, среди которых есть типичные представители - "задиры" и "суки" ;)); первые ростки сексуальности и изменение поведенческих стереотипов, с ними связанные; развлечения в "клубе" - кино и дискотеки, после которых некоторые выходят из дверей парочками, и тому подобные прелести жизни, оставшиеся уже в далеком детстве. Актеры, многие из которых находятся еще в "нежном возрасте", играют на удивление хорошо, и их присутствие на экране не вызывает никаких нареканий. Кинематография картины пусть и не блещет какими-то особыми изысками, но сделана на добротном профессиональном уровне и эффективно работает на общую атмосферу. Одним словом, лента получилась очень качественной с технической точки зрения, и нестандартной с творческой, что и обеспечило ей популярность.
В ноябре 1983-го года картина "открылась" на 85 экранах в городе Нью-Йорк и его пригородах, и в первый же уик-энд взобралась на верхнюю строчку самых кассовых фильмов городского проката, обойдя таких серьезных конкурентов, как очередную серию хоррор-франшизы "Amityville 3-D" и режиссерский дебют Барбары Стрейзенд "Yentl"! С успехом "прокатившись" по экранам кинотеатров и собрав внушительную сумму денег, фильм не замедлил свой "поступательный ход" и вскоре стал одним из фаворитов на видео, привлекая к себе все новых и новых поклонников, которые за короткое время превратили ленту в культ. Ну, а на культе всегда можно делать деньги, поэтому сиквелы к фильму были неизбежны, и они, естественно, вскоре появились...
Всем поклонникам слэшеров и культовой классики смотреть обязательно. Ностальгирующим по пионерлагерному детству - тоже! :) Остальным категориям зрителей принимать по вкусу...
25 июня 2008, 02:38 morloQuarres
я вот всё же не пойму - она по сюжету была-таки пацаном? на чем тогда основаны сиквелы (я помню что это не настоящие сиквелы но тем не менее) .. и.. сколько было убийств, и убила ли она\он?? своего приятеля, и почему такой сатанинский рёв в конце..?? местами там вообще так темно что непонятно что происходит. есть например сцена где один из вожатых находит 3 - видимо трупа - но фиг поймешь что это.
17 января 2009, 17:06 pooh76
ну вот взял и всё разболтал, хотя я с тобой согласен, для меня эти моменты тоже в непонятках, у меня даже создалось впечатление, что концовку изменили впопыхах
24 ноября 2009, 11:17 emperor
Да уж. Концовка неожиданно-сатанинаская... Хотя длится несколько секунд... И меняет общее впечатление от фильма.
20 августа 2010, 02:19 Maldoror
Я рад что такое кто-то снял
Это веха в мировом кино фильм который будет умилять поколение за поколение
14 сентября 2024, 21:45 Тоже любитель жанра
Насчёт оригинальности концовки — когда-то тоже так считал. Пока не посмотрел относительно малоизвестный (хотя и со звёздами) триллер A Reflection of Fear (1972). После чего лично у меня нет сомнений, что Хильцик сделал всё прям «по Тарантино»: «Лучший способ творчества — воровство у других авторов» © Бгг.