Права на экранизацию романа Джеффри Конвица (Jeffrey Konvitz) "Страж" были проданы ещё в то время, когда книга существовала лишь в виде рукописи. Режиссером многообещающего проекта хотели сделать Дона Сигела (Don Siegel), автора оригинального "Вторжения Похитителей Тел" ("Invasion of the Body Snatchers", 1956), но в период вынужденной задержки, вызванной проблемами со сценарием, поступил в продажу сам роман, не снискавший особого успеха, в результате чего со съёмками пришлось повременить.

Через два года на "студийный долгострой" обратил внимание Майкл Винер, посчитавший, что сможет снять добротный фильм, собственноручно адаптировав новеллу Ковинца, тем более, что издатели к тому времени подсуетились, перевыпустив "Стража" в мягкой обложке. Неожиданно для всех, в своей второй инкарнации книга стала бестселлером, что, разумеется, подстегнуло интерес студии к ее переносу на широкие экраны. Майклу Винеру зажгли зеленый свет, и через четыре недели на стол продюсеров легла его версия сценария, которую моментально утвердили, начав готовиться к съемкам. На главные роли пригласили относительно неизвестного актера Криса Сарандона и фотомодель Кристину Рейнс, для которой профессия актрисы постепенно становилась основной. Зато для "второго плана", эпизодов и камэо Виннер решил собрать действительно звёздный состав, чтобы еще раз подчеркнуть тот факт, что "Страж" – это не какой-то там дешевый ужастик, а серьёзный высокобюджетный фильм сродни недавно вышедшему "Омену" ("Omen", 1976), от предложения снимать который Майкл неблагоразумно отказался. Впрочем, пора уж рассказать немного о сюжете. Итак...

Пролог. Где-то в Северной Италии на тайную вечерю собрались католические священники из разных стран. После недолгой проповеди кардинала один из них (позднее станет известно, что это Монсеньор Франкино, в исполнении Артура Кеннеди (Arthur Kennedy)) изрекает: "Угроза нависла над нами". Затем действие ленты перемещается в Нью-Йорк, где в то же самое время фотомодель Элисон Паркер работает и отдыхает, гуляя со своим возлюбленным Майклом, высокооплачиваемым адвокатом и обходительным щёголем с тёмным прошлым. Элисон не знает, может ли она полностью доверять своему "бойфренду", и поэтому хочет какое-то время пожить отдельно, сняв квартиру в старинном особняке. Подыскав подходящее жилье за скромные 400$ в месяц, она знакомится с соседями: милым старичком Чарльзом Чейзеном (в блистательном исполнении Бёрджесса Мередита), и лесбийской парочкой, которая не стесняется выставлять свои отношения напоказ, да и вообще ведет себя довольно агрессивно. Список чудаковатых соседей дополняет слепой священник, не покидающий своих апартаментов, и некто, кто живет в пустующей квартире наверху, потому что Элисон частенько слышит громкие шаги у себя над головой...

Легко можно заметить очевидные параллели с "Ребенком Розмари", не так ли? Однако, на мой взгляд, у фильма есть принципиальные отличия: в то время, как Розмари не понимала, что происходит вокруг неё, Элисон Паркер не может взять в толк, что творится с ней самой. Розмари знала, что должна спасти своего ребёнка, а Элисон кроме себя спасать некого, да она и не уверена, стоит ли ей пытаться это сделать?

К сожалению, замечательный роман Д. Конвица так и не получил достойного киновоплощения. Вялая режиссура Виннера вылилась в большое количество сцен, которые, по сути являясь важными, на экране выглядят плоско и скучно. Режиссёр не смог выстроить внятного повествования, сосредоточившись, видимо, на "шоковой" составляющей своего детища, в результате чего в картине присутствует несколько кровавых моментов, обязательная обнажёнка и люди с реальными физическими уродствами, для чего ассистентам пришлось бродить по близлежащим ярмаркам, предлагая «подходящим» персонажам сняться в кино. Последний момент, разумеется, вызвал неоднозначную реакцию критики и зрителей... Впрочем, эффекты и "специальный" грим, над которыми трудился небезызвестный Дик Смит (Dick Smith, в послужном списке которого уже была работа над хитом «Exorcist» 1973 года), действительно получились на славу, а самого мастера даже номинировали на жанровую премию Сатурн, которую, правда, никто из творческой группы ленты так и не получил :)

Что же касается актёров, то они в этой картине, скажем прямо, не стараются поразить зрителя вершинами своего мастерства, но если звёздам это еще простительно (от них многого не требуется, и уже одним своим присутствием они спасают некоторые эпизоды), то деревянная игра Кристины Рейнс серьезно напрягает. Элисон, в интерпретации Рейнс, практически не меняет выражения лица ни в палате умирающего отца, ни при осмотре новой квартиры, ни на дне рождения кошечки Чейзена, Джезебель. Хотя иногда она все-таки "просыпается", а в финале, так и вообще, смотрится довольно неплохо. Что же касается Криса Сарандона, то он оказался Кристине достойной парой, и львиную долю экранного времени ходит с ехидной ухмылкой на лице, совершенно не стараясь углубить свой образ хотя бы толикой эмоций. Музыка Жиля Мелле (Gil Melle), местами помпезная, делает картину ещё более вычурной и пустой, особенно серьезно диссонируя с вступлением и заключительными кадрами ленты.

Обладая столь весомыми "достоинствами", фильм не пользовался у зрителей успехом, на который рассчитывали авторы. Возможно, именно поэтому продолжение романа, "Страж II", так до сих пор никем и не экранизировано, хотя книжный сиквел получился у Конвица намного более кровавым и мрачным. Порекомендовать этот фильм можно только тем зрителям, которые без ума от "Омена", "Экзорциста" и "Ребёнка Розмари", а также всем, кто просто хочет посмотреть на большое количество голливудских звёзд "в одном флаконе"... :)