Как вспоминал Стивен Кинг (Stephen King), однажды рано утром в его доме раздался телефонный звонок. У Стива было похмелье, он пытался побриться, а в этот момент зашла его жена и сказала, что на телефоне Стэнли Кубрик. Порезавшись, Кинг подошел к телефону. Они несколько минут разговаривали про смешные истории о призраках, и о желании что-то подобное снять. Потом Кинг спросил: "как насчет фильма об аде?". Кубрик помолчал и ответил: "я не верю в ад". После чего заговорил о романе "Сияние", название которого, согласно Стивену, навеял ему рефрен из песни Джона Леннона "Instant Karma" - "Мы все сияем" ("We all shine on").
Кастинг к будущей картине проходил весьма интересно. Изначально, на главную роль Кубрик планировал взять Роберта Де Ниро (Robert De Niro) или Робина Вильямса (Robin Williams, интересно, кстати, было бы на него поглядеть в роли "настоящего плохиша"), но в ходе переработки сценария отказался от этой идеи. Причем отказался от обоих по одинаковой причине: по его словам, "для этой роли они недостаточные психи". Стивен Кинг не раз просил режиссера убрать из фильма Джека Николсона и пригласить на его место Джона Войта (Jon Voight). Именно тогда он произнес свою, ставшую знаменитой, фразу: "вместо того, чтобы играть человека, постепенно сходящего с ума, Джек играет человека, который является психом изначально, что отвлекает внимание зрителей от драматической линии". Когда Николсон получил-таки роль, то, по просьбе своего друга Скэтмэна Крозэрса, с которым снимался в шедевральном "Полете над гнездом кукушки" ("One Flew Over the Cuckoo's Nest", 1975), организовал для него кастинг на роль Дика Халлорана. А вот психику шестилетнего Дэнни Ллойда, который больше нигде не снимался (по его словам: "роль актера мне стала неинтересна, когда я увидел себя на экране"), опекали и оберегали как могли. Он вообще не знал, что снимается в фильме ужасов, пока не увидел рекламный плакат картины.
Как обычно для Кубрика, фильм получил хвалебные отклики критиков, и не только их: при затратах в 22 миллиона долларов, лента собрала 65. Журнал "Variety", впрочем, критиковал режиссера за то, что он "уничтожил весь хоррор, который был в книге Кинга", но тут они явно ошиблись, спутав два понятия, о чем далее. Ведь не экранизацию делал Кубрик, отнюдь не экранизацию.
Уже десятилетия ленту называют одним из величайших творений в жанре хоррор. В 2001 году ее поставили на 29-е место среди ста лучших фильмов за последние сто лет по версии AFI, а Джека Торранса назвали двадцать пятым среди всех знаменитых злодеев. Эпизоды фильма несколько раз попадали в десятку самых страшных сцен кинематографа, из-за чего Мэт Грёнинг (Matt Groening) над ним вдоволь поиздевался в одной из хелловинских серий "Симпсонов" ("The Simpsons", кстати, один из самых удачных эпизодов), назвав серию "Свечение" ("The Shinning"). Фраза "А вот и Джонни!" входит во все хит-парады самых популярных фраз в ужастиках, хотя в сценарии ее вообще не было. Николсон придумал ее сам, а если быть точнее, то взял из шоу Джонни Карсона "Сегодня" ("The Tonight Show Starring Johnny Carson"), который, после выхода картины, уже сам использовал данную сценку при открытии своего юбилейного шоу.
Рецензируя данный фильм, я постараюсь быть беспристрастным. Почему? Ну тут, пожалуй, друг на друга наложились несколько векторов. Первое: я не очень люблю Кубрика. Мне очень понравился "Заводной апельсин" ("A Clockwork Orange", 1971), в основном, правда, из-за Макдауэла (Malcolm McDowell); мне до жути не понравились "Широко закрытые глаза" ("Eyes Wide Shut", 1999) со "сладкой парочкой"; и я совсем не понял его "Космическую одиссею" ("2001: A Space Odyssey", 1968). Вот поэтому и не очень люблю, это первое. Второе: книга для меня является одним из трех любимых романов Кинга. Причем сначала я прочитал роман, а потом уже посмотрел фильм. Ну и третье: там играет Николсон, которого я боготворю - ни больше, ни меньше, поэтому именно эти векторы, я, по возможности, уберу из рецензии.
Начинающий молодой писатель Джек Торранс, оставшись без работы, соглашается стать зимним сторожем в горном курортном отеле "Оверлук". (Я специально не перевожу название – так лучше. Наши мудрые переводчики использовали слова "Обзор" и "Взгляд", но это совсем не то.) На зиму отель закрывается, но нужен человек, чтобы обслуживать котельную, счищать снег с крыши, бороться с крысами. Джек берет с собой жену и маленького сына Дэнни, который, как оказывается, владеет даром предвидения. Там, впрочем, не так все просто. У парня есть и предчувствие, и телепатия - он, по словам шеф-повара отеля Дика Халлорана, "сияет". Именно повар и предупреждает малыша – "если случится что-то плохое – позови, и я приеду". А плохое легко может случиться, ибо у отеля непростая история. В нем было совершено несколько убийств, а предыдущий зимний сторож сошел с ума, убив жену и дочерей, после чего застрелился. Отель будто бы одержим духами, прямо как дом в Эмитивилле. Так оно, впрочем, и есть - призраки существуют, и им нужны новые жертвы в лице Джека Торранса и его семьи. Джек, попав в расставленные призраками сети, постепенно сходит с ума, и только Дик Халлоран может помочь его жене и ребенку остаться в живых.
Данную историю можно и нужно рассматривать с двух точек зрения. С точки зрения несомненного наличия злых сил в отеле, или с точки зрения изначальной ненормальности Джека Торренса, подкрепленной вынужденным заточением. В нескольких первых главах романа создается впечатление, что ведутся обе линии - и в отеле однозначно есть что-то нехорошее, но и Джек Торранс не совсем здоров. И если бы Стивен довел до конца именно вторую линию, то это был бы роман-бомба. Он изучался бы в американских школах, как изучаются там "Повелитель мух" Голдинга и "Над пропастью во ржи" Селинджера. Однако Кинг выбрал вариант с духами, с существующими злыми силами, и читатели получили отличный, крепкий, полный трагизма, но – хоррор.
Кубрик же, похоже, придерживался варианта с призраками, которые живут внутри человека, а не существуют в природе. Об этом говорит и Роджер Эберт: "Когда Джек общается с духами, в кадре всегда присутствует зеркало. Может, это потому, что никаких духов нет и он говорит сам с собой?". В первой версии финала есть сцена, когда мистер Улман, нанявший Торрансов на работу, приходит в госпиталь к Венди и рассказывает, что тело ее мужа не нашли. Это великолепно объясняет тот факт, что Джек присутствует на фотографии в отеле, датируемой 1921-м годом. Он, несомненно, провалился в прошлое, исчезнув из нашего мира, оставшись лишь бесплотной тенью в коридорах "Оверлука". Потом Кубрик эту сцену убрал, отказавшись от поворотов сюжета в духе Дэвида Линча. Жаль. Было бы очень симпатично.
Актерская игра? Тут все просто. Я не люблю оценивать детскую игру, потому что не понимаю как ее оценивать. Ну не знаю я, как сыграл маленький Дэнни Ллойд. Наверное, по мере своих возможностей, с учетом того, что он вообще не понимал, в каком фильме снимается. По-крайней мере, одну фразу в пантеон крылатых выражений он добавил – знаменитый "redrum". Шелли Дювал мне понравилась. Она единственная, кто пошла по стопам книжной Венди Торранс, которая в романе не отличается умом и сообразительностью – обычная кроткая жена при не вполне психически здоровом муже, вынужденная, в итоге, защищать свое дитя. В принципе, это все про актеров. Николсон? Помните, что я написал чуть выше про свое отношение к нему? Так вот, признаюсь – у меня это один из самых нелюбимых фильмов Николсона. Стивен Кинг тоже был крайне недоволен игрой Джека, только ему не понравилось видение роли Торранса, а мне - сама игра Николсона, какая-то дерганая и скомканная. Он играет психа по-книжному, по медицинским, что ли, показателям (правильно написал кто-то из рецензентов: "чем безумнее становится Джек Торранс, тем идиотичней выглядит Джек Николсон"), а не придумывает роль сам. Короче, складывается впечатление, что ему не давали выйти за поставленные рамки. Кстати, известен факт, что со временем Джек просто перестал читать сценарий, просматривая только тот кусок, который вот-вот должны были снимать. И все из-за огромного количества исправлений первоначального варианта, которые появлялись практически каждый день. Повторюсь, было бы очень любопытно посмотреть на Робина Вильямса в этой роли, весьма любопытно.
Вне всяких сомнений, Кубрик снял выдающийся фильм, как с технической (я не буду заострять внимание на том факте, что здесь чуть ли не впервые был применен steadycam, потому что об этом уже давно прожужжали все уши), так и с визуальной (виды Колорадо, снятые в Орегоне, и убранство отеля, специально построенного для съемок фильма - эстетически безупречны) точек зрения. Почитав иностранных рецензентов я с удивлением обнаружил, что практически все они говорят Кубрику спасибо за то, что он снял фильм не близко к книге, сделав его, тем самым, гораздо интереснее. Это, с моей точки зрения, немного не соответствует действительности. Вернемся к тому, о чем я писал выше - не экранизацию делал Кубрик. Какая уж тут экранизация с таким количеством сценарных изменений. Фильм получился вообще другой, и дело даже не в том, что не по книге, все дело - в атмосфере. Теоретически, роман Кинга можно отнести к готическим. С натяжкой, но можно. Как говорил сам автор, "роман ситуационный: молодой неуравновешенный писатель в доме с привидениями" (тоже самое он потом скажет и про "Мешок с костями"). Кубрик же снял совершенно другое. По сути, его "Сияние" нельзя подогнать под ту или иную категорию, ибо фильм настолько мощный, что какие-либо рамки ему тесны. И я не соглашусь, что он "самый страшный" и содержит "самые страшные сцены", о чем писалось выше. Нет. Строго говоря, у Кубрика вообще получился не хоррор и даже не "фильм по произведениям Стивена Кинга". Это, скорее, притча, история про одиночество и падение, история про то, как слаб человеческий разум, как просто его обмануть и взять над ним верх. Как раз этим Кубрику и удалось довести и без того отличный роман до грани величия, чего, как мне кажется, не удалось Кингу. Поэтому дам совет: смотрите на это произведение искусства (и великого, надо сказать, искусства) с двух точек зрения. Визуально-атмосферной – здесь Кубрик снял потрясающий фильм; и с точки зрения экранизации – здесь Кубрик, плюнув на книгу, пошел своим путем и получил иное прочтение романа, которое очень даже имеет право на существование.
Я обещал быть беспристрастным? До конца уж, видимо, не получится, поэтому простите маленькую слабость. Будем считать, что этот фильм я до конца тоже не понял.
12 июня 2008, 09:09 maxi-m
Стыдно ставить 4 такому фильму, который мало того является эталонным хоррором, так ещё и входит в список самых лучших фильмов всех времен :(
12 июня 2008, 10:53 Тыкворез
Хорошая рецензия.Было интересно и познавательно.
12 июня 2008, 11:47 MaxPain666
стедикам впервые применили на съёмках "Рокки", по поводу Уильямса согласен, во всяком случае плохиша он всё таки сыграл ))
12 июня 2008, 13:07 Коко
Угу, это был "Рокки". учи матчасть.
13 июня 2008, 16:23 insemenoid
Похоже, что у Исаева проблемы со вкусом!
29 января 2010, 06:05 hdrcmnagzyo
MROu5J opzylqvefpcz, [url=http://gnekzgclxinr.com/]gnekzgclxinr[/url], [link=http://xibtnfpxkvim.com/]xibtnfpxkvim[/link], http://ybktlyvsojyt.com/
13 июня 2008, 18:21 Марсель
В рецензиях Исаева слишком много его очень навязчивого "Я". Это портит всю содержательную часть. Пишутся же они настолько же старательно, насколько нудно воспринимаются. Слишком очевидно, что Исаевым движет любовь не к синематографу, а к себе.
14 июня 2008, 14:43 Николсон
По доброй традиции на Куль-синема появилась очередная говяная рецензия от Исаева
14 июня 2008, 22:43 italian spiderman
исаев лажает!!! зачем захламлять культсинему?? его рецензиями, пусть вон для других типа "ресусов" пишет, например гадит на weird-movies !!! поганить единственный качественный русскоязычный ресурс глупо!!!
14 июня 2008, 23:03 unknown
Во-первых ты хуй, во-вторых, приведенный пример неудачен, потому, что на нем таким пейсателям сразу бьют кочергой по ебалу, дабы не засоряли инет своим бредовым мыслеиспражнением. А вот "единственный качественный ресурс", невозбранно вбирает в себя отбросы всяких графоманов, странно не правда ли?
14 июня 2008, 23:06 Serega_M
Странно - не то слово, это просто ПИЗДЕЦ КАКОЙ-ТО!!! И куда только смотрит Владимир Владимирович с Дмитрием Анатольевичем? ... :)
Я тут с ваших комментариев просто хуею, чесслово :)
15 июня 2008, 13:09 Imhigh
Зачем же хуеть, уважаемый. Видимо просто нужно хорошенько редактировать рецензии господина Исаева, или, ежели нет такой возможности, вообще не публиковать.
15 июня 2008, 14:20 Serega_M
Рецензии господина Исаева неплохо написаны и хорошо мною отредактированы. Если Вам не нравится данный автор и его мнение - просто не читайте, и все. А то развели тут апокалипсис местного масштаба из ничего.
15 июня 2008, 22:48 insemenoid
Уважаемый, Вы, конечно можете обманывать себя, но вот обмануть всех своих посетителей неполучится. Или наплевать на своих посетителей? Видимо их так много, что насчет парочки высказавшихся против можно не заморачиваться? Охуительный подход.
15 июня 2008, 23:17 Serega_M
Я высказал исключительно свое мнение и свою позицию. Посетители сайта вольны иметь собственное мнение на этот счет и поступать так, как считают нужным :)
16 июня 2008, 00:10 insemenoid
Фактически ты согласился со мной. Можно было просто сказать "Да", смысл твоего ответа аналогичный - тебе плевать на посетителей своего сайта. Главное что бы его владелец был доволен. Заебатая политика.
16 июня 2008, 01:18 Serega_M
Я сказал то, что сказал. А то, что сказал ты - это исключительно твои личные домыслы, к реальности отношения имеющие мало :) А вообще - страница комментариев не место для подобных дискуссий. Если желаешь продолжить дискутировать - милости просим на форум. Я тут больше отвечать не буду.
16 июня 2008, 09:44 italian batman
Исаев реально лажает. Ведь уёбищных сайтов в рунете до хера. Пускай валит на всякие дебильные ресурсы зарегистрированные на Народе, типа ainearth, susperia и пишет там всякую херню
16 июня 2008, 10:10 italian spiderman
Исаева сжечь вместе с его рецензиями, в рунете и так мусора хватает
16 июня 2008, 11:12 Iceberg
Да что вы так накинулись на бедного Исаева. Рецензия очень даже вполне. А что касается его субъективной оценки, так и Меренков иногда любит пообсирать культовые фильмы.
22 июня 2008, 10:52 Username
2 Iceberg
"Да что вы так накинулись на бедного Исаева" да потому что этот обозреватель, не фига писать не умеет, стоило Меренкову один раз сказать что тот классный рецензент, и тот сразу же завали Куль- синему свое убогой писаниной
18 июня 2008, 16:41 Миша
Вполне норм. рецензия. Я фильм не читал и книжку не смотрел, так хоть полезную инфу по фильму получил. Посмотреть фильм после рецензии захотелось. А этот факт - рецензии только в плюс.
Спасибо, господин Исаев. Продолжайте. (А всем угодить всё равно не получится).
22 июня 2008, 10:47 Иваня
Фильм не смотрел но книгу читал, после такой ужасной рецензии, наоборот хочется фильм посмотреть, когда обсирают что-то необоснованно, значит это хорошо
Книга 5 из 10
Рецензия от Исаева 0/10
Сам Исаев 0/10
13 августа 2008, 05:00 PUMPUPUM
рецензия отличная, в ней много интересной информации: о книге, о фильме, о кубрике, о кинге, о николсоне и обо всем, что может заинтересовать.
насчет, "эгоцентризма" исаева, так это абсолютно нормально, потому что каждая (любая) рецензия выражает отношоение автора к объекту рецензии. так вот, господин исаев делает это в более искренней манере, чем любой другой чел. что позволяет глубже и лучше понять подробности, и оценить их со своей точки зрения.
я впервые на этом сайте. попал сюда только потому, что заинтересовался конкретным фильмом, когда прочитал роман. я узнал все что мне нужно, благодаря рецензии, написаной, кстати, очень интересно.
посему заявляю - исаев молодцом, а вы все уебаны, которым лиш бы напиздеть всякой хуйни про других))))))) вот так
22 июня 2008, 13:00 insemenoid
Миша, вы случаем не сам Павел Исаев aka Blacky ?
23 июня 2008, 00:05 Иваня
Скажу по секрету это он и есть
27 июня 2008, 00:01 Roise
Нормальная, достаточно информативная рецензия. А некоторым господам не помешало бы поднабраться манер, прежде чем разводить преисполненный мата, пардон, срач в комментах.
По поводу фильма - один из моих любимых фильмов ужасов. И не из-за страха, а из-за эстетики, режиссерской, операторской и актерской работы. Фильмы Кубрика вообще отличаются тем, что их приятно смотреть, они выверены до последнего кадра (не даром режиссер даже в книгу Рекордов Гиннеса попал за самое большое количество дублей на съемках). Множество потрясающих по своей экспрессивности сцены, удивительная завораживающая атмосфера, шикарные актеры. В общем, фильм стал классикой вполне заслуженно.
27 июня 2008, 19:50 italian spiderman
только Исаев этого не понимает и е признает!!!
02 июля 2008, 18:39 Решетов
>Нормальная, достаточно информативная рецензия
Хммм, а Исаев об этом знает? Сюдя по его писанине, он не знает. а на самом деле у него говяная, не информативная рецензия
03 июля 2008, 21:42 italian spiderman
да это сам Исаев, наверняка и писал про "нормальная, достаточно информативная рецензия"
08 июля 2008, 19:09 Паша
Нормальная, вполне информативная рецензия. Я узнал из неё много нового
20 июля 2008, 10:45 Решетов
"Я узнал из неё много нового " я тоже узнал из неё много нового, что Исаев не хуя писать не умеет, графоманит рзличную херню. Паша видать тоже самое узнал, для него видать НОВОЕ что Исаев хуевый обозреватель