Джеймс везёт Кристен в дом своих родителей. Настроение – хуже не придумаешь: он только что сделал ей предложение и вместо традиционного «I do» получил неожиданное «я хочу ещё немного побыть в девках». По приезду лучше не стало: Джеймс заранее разбросал повсюду лепестки роз и приготовил шампанское к романтическому свиданию. Теперь всё это лишь бередит ему сердце. А минут через 40 станет совсем плохо, когда изнывающая от скуки молодёжь начнёт ломиться в дом с членовредительскими намерениями...
У Брайана Бертино было всё, чтобы сделать «Незнакомцев» серьёзным саспенс-хоррором. Когда режиссёр был маленький, к нему тоже так вот постучали и спросили Васю Пупкина, который, разумеется, в квартире не проживал. А на следующий день Брайан узнал, что в соседские квартиры кто-то вломился... Под впечатлением от пережитого Бертино накатал сценарий и был столь убедителен, что его беспрекословно назначили режиссёром и дали аж 9 миллионов американских денег на всё про всё. Кроме того, Брайан сам был не дурак и свёл количество "скримеров" к минимуму, понадеявшись на своё умение нагнетать саспенс. А дабы точно не промазать мимо кассы, на главные роли удалось завлечь актёров первой величины: «остроухую» Лив Тайлер и сахарноликого Скотта Спидмена.
Чувак любит саспенс, у него есть кулстори с пометкой «основано на реальных событиях», в главных ролях маячат всем известные лица, снято всё на стэдик и ручную камеру, чтобы выдать тремор за эффект присутствия. Словом, мечта, а не проект! Но это только на бумаге.
На деле же у Бертино не работает ровным счётом ничего. Самая большая и явная ошибка режиссёра – это то, что он смог развести крутых дядь и тёть на полнометражку. То ли магнетическое обаяние тут сыграло свою роль, то ли какое-то невиданное колдовство, но любой, даже самый неискушённый зритель очень быстро начинает осознавать, что тут нет материала на полнометражный фильм. Потолок «Незнакомцев» - 20 минут. В такой хронометраж влезло бы и знакомство с персонажами, и саспенс, и экшен-сцены, и концовка смотрелась бы эффектней. Но Брайан наснимал аж на полтора часа, и это гробит всю ленту.
В начале фильма господин Бертино без обиняков демонстрирует зрителю чем всё кончится, после чего повествование засыхает. Долго, обстоятельно, с разных ракурсов зрителя знакомят с персонажами. То есть по-настоящему обстоятельно. Минут 40. За это время можно увидеть все ипостаси Лив Тайлер: её лицо в красном свете, затем в зелёном; Лив Тайлер в платье, в ванной, в штанах и фланелевой рубашке; Лив Тайлер с пивом, с мороженым, с сигаретой... Скотта Спидмена в разы меньше, но суть от этого не меняется: половина хронометража потрачена на то, чтобы сделать персонажей живыми, ибо только так можно гарантировать эмоциональное вовлечение зрителя, а следовательно – запрограммировать ощущения и впечатления. К сожалению, от потуг Бертино персонажи тут живыми не становятся. Кристен и Джеймс ходят из комнаты в комнату, периодически бросаясь репликами-филлерами, но вместо них зритель продолжает видеть Лив Тайлер и Скотта Спидмана. Ни о какой эмоциональной связи тут речь не идёт: первую половину фильма зритель скучает и имеет полное моральное право рассчитывать хотя бы на затрапезный слэшер во втором акте. На персонажей ему насрать, главное, чтобы началось действо. А оно – сюрприз! – не начинается. Манит, намекает, дразнит, дескать, вот-вот, сейчас всё будет, и... И всё.
А больше в фильме ничего и нет. Нет, конечно, там ещё много всего: постоянные лирические отступления Питера Сова (Peter Sova), которые не добавляют картине динамики, зато радуют глаз после вереницы плохо освещённых сцен. Есть Лив Тайлер, которая хорошо знает, когда нужно сделать круглые глаза или открыть рот, ну или дышать часто-часто, для чего перед каждой «активной» сценой «бывшая эльфийка» наворачивала пару кругов по съёмочной площадке или отжималась. Есть Скотт Спидмен, который продолжает играть Майкла из «Другого Мира» ("Underworld", 2003): такой же бесполезный и беспомощный. Есть ещё очень красивый Ford F-100 семдесят второго года выпуска. Отдельно стоит отметить неплохую подборку кантри и блюграсса: в картине звучат треки легендарного Мерла Хаггарда (Merle Haggard), слегка подгруженного Ричарда Бакнера (Richard Buckner), а также Джоанны Ньюсом (Joanna Newsom) и Джиллиан Уэлч (Gillian Welch). Да ещё и на виниле. Но всё вышеперечисленное не то чтобы совсем бесполезно, оно просто не в силах вытащить фильм из болота, куда его целенаправленно погружает режиссёр.
Таким образом, весь саспенс слили в песок, сюжет прямолинеен и даже не помышляет о твистах, хронометраж затянут, персонажи открывают новые глубины понятия алогичности, а от бесконечного количества Лив Тайлер в кадре чувствуешь себя фанатом-вуайеристом.
Однако, несмотря на очевидные недостатки, «Незнакомцев» ждал оглушительный успех в прокате: в родных Соединённых Штатах фильм собрал 52 миллиона американских песо и ещё 30 за рубежом. Итого: 9 миллионов против 82-х собранных. И не забываем еще дополнительные 13 миллионов, собранных с продаж DVD. Всё-таки жизнь удивительнее любых сценарных твистов!
Поэтому резюмируем: «Незнакомцы» - весьма посредственный недохоррор, который при наличии полного набора необходимых ресурсов показывает, как не надо снимать жанровое кино. В принципе, если воспылать неземной безответной любовью к Лив Тайлер и очень-очень сильно постараться, то от фильма даже можно получить порцию вымученного удовольствия. Но готовьте себя заранее к тому, что подобное достижение даётся лишь избранным.
11 августа 2016, 15:05 Pedro
Походу, по мнению Макса, я избранный. Отличный же фильм, и сиквел его жду. К концу года вроде как обещают.
12 августа 2016, 11:43 Андрей Паломник
Впервые совершенно не согласен с мнением Максима. Фильм отличный, очень грамотно снятый и смонтированный. По сути, нынешний цикл "Судная ночь" - это тупо ремейк "Незнакомцев" с небольшой корректировкой сюжета. Бертино грамотно нагоняет саспенс и раскручивает мизерный сюжет на полтора часа действия. Если честно, у меня этот фильм изначально вызвал ассоциацию с работами Бергмана, который умудрялся снять шедевр с двумя актерами в одной декорации. Представляю себе мнение Максима на его работы...
12 августа 2016, 13:21 Distortion
"Представляю себе мнение Максима на его работы... " - если бы. Максим, слава Ктулху, видел "камерные" жанровые работы, да и Бергмана смотрел, и знает (или считает, что знает), где хорошо, а где - не очень.
"По сути, нынешний цикл "Судная ночь" - это тупо ремейк "Незнакомцев" - по сути, нет, потому что камерной была лишь первая часть. А оставшиеся две - очень даже масштабные. И у "Судной ночи" нет сюжетных проблем Бертино: конфликт не исчерпывается фразой "мы против них". "Purge" играет на социальщине и политике, и играет интересно. У "Ночи" неспешная первая половина сменяется тотальной поножовщиной, которой нет у "Незнакомцев". У "Ночи" есть харизматичный антагонист (Polite Leader), которого нет у Бертино. Идея Бертино - это то, что для насилия не всегда есть причины, и это очень страшно. Но показать её соответственно ему не удалось. А если уж вы так любите параллели, то держите ответный тезис: "Незнакомцы" - это тупо ремейк французского фильма "Они" с минимальной корректировкой сюжета (и с симулякром саспенса).
Очень круто, что вы не согласны с рецензией, ибо тогда можно поспорить и, возможно, увидеть то, что было сокрыто ранее. Но прикрываться аргументами "фильм отличный и грамотно снят", то есть общими фразами - это несерьёзный подход.
12 августа 2016, 14:56 Андрей Паломник
Не хочу вступать в словесную поножовщину, ибо не гоже так поступать истинным единомышленникам и братьям по кинематографическим предпочтениям. К тому же мучаюсь от дикого похмелья и силу этого ставлю свой приоритет на пиво, а не на перебранку. В плане кинематографии и качества реализации «Незнакомцев» я всего лишь выразил свою точку зрения, меня фильм реально зацепил и впечатлил. Я не оспариваю его вторичности, но при этом настаиваю на качестве реализации. Саспенс нагнетается грамотно, втягивая зрителя в болото ужаса, а не в водоворот событий, так как это сделано в той же «Судной ночи». Опять же, проводя параллели, плюс фильма Бертино именно в том, что он не указывает на подоплеку насилия, а выставляет ее как моральный акт с неизвестной мотивацией, тем самым раскрывая (или скрывая) темные стороны человеческой души. Лично я больше люблю недосказанность, чем полное раскрытие персонажей. Это дает поле для отождествления и, соответственно, более глубокого восприятия фильма.
Что же касается Бергмана – это просто пришло на ум из-за того, что я сейчас пересматриваю его и Ходоровского. Ни в коем случае не хотел задеть трепетные струны души истинного киномана и, тем более, указать на его дурной вкус. Просто разность суждений заставляет проводить параллели. Бергман снял «Девичий источник», с которого Крейвен нагло слизал «Последний дом слева», сделав из пули говно. Бергман снял «Сцены супружеской жизни», которые лично я отношу к пантеону камерного, да и истинного кинематографа. Продолжать бессмысленно, ведь мы на сайте культового кино.
В очередной раз подчеркиваю свою точку зрения – меня «Незнакомцы» пробрали по полной, на уровне «Ведьмы из Блер», которую многие здесь (В том числе и Меренков) не оценили. Поэтому на цвет и вкус фломастеры разные…
Извините за словоблудие, это все зеленый змий. Но все равно буду рад продолжить диалог.
12 августа 2016, 15:33 Distortion
Андрей, я за любую словесную поножовщину, ежели с аргументами.
Продолжаем начатое: так называемый "плюс"Бертино на деле оказывается вовсе не плюсом, а китчем. Повторюсь: идея о немотивированном насилии хороша. Наверняка у каждого есть своя история о том, как он становился свидетелем первобытной жестокости, не имеющей под собой никакой причины, кроме скуки. Такая концепция действительно пугает. Но в "Незнакомцах" этого не чувствуется: половину фильма люди неспешно идут ногами. Скучно, с филлерами, с абсолютно бесполезными сценами, которые не раскрывают характеры персонажей. А потом мы наблюдаем за игрой в салочки в слабоосвещённых местах: ни переживаний, ни кровищи, ничего. Скука. Ну, момент с заевшей пластинкой можно в плюс записать, да и то: в трейлере он смотрелся мощнее. И во имя чего смотреть бездумную беготню дорогостоящих манекенов? "Потому что вы были дома". Хреновая реализация потенциально неплохого концепта.
Что до "Судной ночи", то она работает в другой, смежной сфере. В ней всё предельно разжёвывается, чтобы подчеркнуть социальный подтекст. Именно на него, кстати, и направлена первая половина фильма: цветы на подоконнике, реакция общественности, America - a nation reborn. Множество ярких деталей составляют вполне реалистичную модель не то альтернативного мира, не то ближайшего будущего. И сравнивать Purge с The Strangers немного странно, так как единственное, что у них общего - это ограниченность локации.
Переходя к сути: как такового саспенса в картине я не увидел. Видел сцены, где Бертино ХОТЕЛ, чтобы был саспенс. Но не почувствовал его. А вот в тех же "Ils" - почувствовал. Что ж, видимо для одних приёмы режиссёра работают, для других - нет. Хотя это я добавил скорее для компромисса: я смотрел фильм, когда он только вышел, и он показался мне никаким. Пересмотрел перед рецензией (бывает, когда пересматриваешь, восприятие меняется кардинально), и опять по нулям. То ли я - мудак, то ли фильм - отстой. Я выбрал второе)))
PS "Ведьма из Блэр" - это единственный фильм, после просмотра которого мне было страшно. При правильном сеттинге он работает безотказно. Пожалуй, самый страшный фильм в истории кинематографа (эко я разошёлся).
12 августа 2016, 15:46 Андрей Паломник
Ну, хоть на "Ведьме..." мы с тобой сошлись. Когда я ее посмотрел первый раз, мне было страшно после этого ночью в туалет выходить. Второй раз показывал ее своей первой жене в видеопрокате, в котором тогда работал (естественно, ночью с выключенным светом). Результат тот же. Третий раз смотрел ее со второй женой и, блядь, ни чего не изменилось))) Схожее впечатление, кстати, на меня произвел "Малхолланд драйв"
19 августа 2018, 03:57 Roccoavdeev
"Бергман снял «Девичий источник», с которого Крейвен нагло слизал «Последний дом слева», сделав из пули говно. " - уважаемый Андрей, вы неправы! Бергмана понять сможет далеко не каждый. Посмотрите "Персону" - это мир Бергмана (его представления о сути женского характера). Интересует какую-то часть населения. "Дом слева" - это революция 1972 года. Американские зэки "почти как в жизни". Только "Убийство в экспрессе" 1974 года (Италия) повторил в какой-то мере его достижения. Думайте, что пишите. Не смешите людей. И Бога не гневите.
16 декабря 2016, 22:18 Ah
Чушь и ерунда. Это отличнейший фильм.