Пятеро американцев возвращались на тачке со свадьбы в Канаде и были остановлены на ночной дороге двумя пограничниками, которым не понравился паспорт сидящего за рулем парня. Попросив выйти всех из машины, офицеры стали обыскивать личные вещи молодых людей и в одном из чемоданов нашли пакетик с марихуаной. По этому поводу возник конфликт и одного из парней офицеры убили, а остальных облачили в оранжевые арестантские робы и отвезли в лес, где заперли в железных клетках прямо под открытым небом. И начали потом пытать, выбивая их них признания в пособничестве радикальным мусульманским террористам.

В 2010-м году авторы этой ленты наверняка хотели сорвать джекпот на горячей теме обещанного президентом Обамой закрытия скандально известной тюрьмы Гуантанамо, замешав свой фильм на посттравматическом синдроме побывавших в Ираке солдат и террористической паранойи, но у них, с моей точки зрения, ничего путного из этого не вышло. По нескольким причинам. Первая из которых очевидна, - фильмы, снимающиеся "на злобу дня", редко проходят проверку временем и довольно быстро после своего выхода начинают смотреться как анахронизмы эпохи. Если авторы хотят, чтобы их картина смотрелась интересно и через сто лет после своего выхода, то надо снимать на глобальные общечеловеческие темы, а не о местечковых проблемах, про которые через несколько лет все уже напрочь забудут. Возьмем, к примеру, первого "Рэмбо" ("First Blood", 1982), - фильм смотрится отлично и сейчас, потому что поднимает общие проблемы без особенной привязки к конкретным обстоятельствам, хотя все о них и сейчас прекрасно знают, - вьетнамская война и все такое. А много ли из вас сейчас помнят про тюрьму Гуантанамо и обещание Обамы ее закрыть? Полагаю, что не многие, хотя она до сих пор действует, просто скандалов в последнее время ее администрации удается избегать :)

Вторая проблема этой ленты, - поданная "в лоб" террористическая паранойя на фоне посттравматического синдрома. Якобы отвоевавшие в Ираке солдаты (в нашем случае двое из них) настолько поехали там крышей, что стали видеть во всех людях с "неамериканскими" именами, а в фильме это Джали Адель Калид, мусульманских террористов. И чтобы доказать это держали захваченных ими путешественников в железных клетках и подвергали их психологическим пыткам, допрашивая с особым пристрастием. При этом местный шериф ничего не знал и даже не догадывался о проблемах этих двух "голубков". Ведь согласитесь, странно видеть живущих друг с другом в лесной глуши мужиков, которые вовсе не родственники. И хотя прямых намеков на их "нетрадиционные" отношения авторы фильма нам не дают, но сомнения закрадываются... ;)

Более чем странной на этом фоне выглядит и небольшая сюжетная линия с ширяющимся "герычем" частным детективом, которого глючит по поводу его малолетней дочери (?) и который под "трипом" решает проверить лесные владения двух мужиков, где натыкается на пленников. А потом получает себе пулю в живот и пристегнутый наручниками к двери автомобиля идет в его салоне на дно озера... На кой хрен надо было вводить под конец эту короткую и более чем странную сюжетную линию, лично мне не понятно. Как непонятны и жанровые притязания авторов картины, пожелавших, вероятно, усидеть сразу на двух, а то и на трех стульях. Потому что "Территории" везде рекламируются как хоррор чуть ли не в традициях "Техасской Резни Бензопилой" ("The Texas Chain Saw Massacre", 1974), однако никакого хоррора там нет, равно как и крови, если не считать за таковую несколько пулевых ранений и один укус. Не особо тянет фильм и на психологический триллер, потому что хотя в нем и есть несколько эффектных сцен психологического прессинга, акцент в картине сделан не на них, да и сами эти эпизоды достаточно короткие. Не является лента и детективом, потому что если не считать появления в конце ленты уже упомянутого мною "частника" и местного шерифа в первом акте, исчезновение молодых людей особо вроде как никто и не расследует, и уж совершенно точно фильм не заостряет на этом внимания.

Так о чем он вообще тогда, спросите вы? Я вам отвечу хитро, - он обо всем, и ни о чем :) Лента о психологических последствиях участвовавших в боевых действиях солдат, но без серьезного углубления в тему. Фильм о похищении людей и их психологических пытках, но без особого показа таковых. Картина о террористической паранойи современного западного общества, но эта тема в ней проиллюстрирована настолько натужно и нелепо, что воспринимать ее всерьез не представляется возможным. Да и от лесной локации, в которой проходит 90% времени всей ленты, зритель быстро устает. Потому что она не предполагает визуального разнообразия, хотя оператор Карим Хуссейн (Karim Hussain), известный по своему культовому кинодебюту "Subconscious Cruelty" (2000), и постарался разнообразить визуальную подачу материала дергающейся камерой в наиболее "напряженных" моментах. Снимался фильм, кстати, на 16 миллиметров, что, однако, нисколько не добавило ему "крутости", и сделано было лишь явно для понтов, мол, "мы настоящие кинематографисты и свое кино олдскульно на пленку снимаем, как Кристофер Нолан (Christopher Nolan)". Проблема только в том, ребята, что вы не Кристофер, а кинопленка не волшебная палочка, которая из говна всегда конфетки лепит :)

При этом я вовсе не считаю данную ленту говном. Она неплохо сыграна и неплохо, даже несмотря на дергающуюся не всегда к месту камеру, снята. И даже режиссура я бы не сказал, что в картине плоха, - она вполне себе на среднем уровне. Но в этом то и заключается проблема, - тут все средненько на фоне откровенно слабого "на злобу дня" сценария. Который не имеет интересных идей и не может сказать чего-то нового, хотя задумка, видимо, была именно такая, - подать "злободневные" темы фильма через новую для зрителя историю. Но подобных историй (про похищение) мы посмотрели уже, на самом деле, десятки и сотни, а "злободневность" ленты весьма быстро улетучивается, ведь публика постоянно переключает свое внимание на более свежие и актуальные темы. Поэтому я и не могу порекомендовать вам "Территории" для просмотра.