Начало 70-х годов, Соединенные Штаты Америки. Одна часть молодежи погибала во Вьетнаме, другая протестовала, экспериментируя с различными "веществами", а над всем этим нависала Страшная Красная Угроза. Мэйнстримовый Голливуд продолжал размазывать старые добрые семейные ценности толстым приторным слоем, но рано или поздно безумие окружающего мира должно было прорваться сквозь "серебряный экран" и хлынуть на обывателей. И произошло это не в последнюю очередь благодаря независимому американскому кинематографу.

Тоби Хупер - начинающий кинематографист, студент Техасского Университета, мечтающий прорваться в Голливуд. А для этого нужно было снять фильм в каком-нибудь популярном тогда жанре. Хупер выбрал жанр ужасов, достаточно прибыльный и востребованный. Впрочем, молодое дарование не собиралось идти по проторенным путям.

Сложно утверждать наверняка из чего именно родилась идея этого фильма. Этот вопрос (как, впрочем, и многие другие) в истории создания "Резни" полон противоречий. Причем иногда это противоречия в словах одного и того же человека, чего уж говорить о рассказах разных участников событий. Так или иначе, помимо самого фильма, мною было отсмотрено две документалки и "Резня" с закадровыми комментариями. И ту историю, что я из них узнал, можно было бы без преувеличения назвать "Адом, созданным в Аду"...

Позициони руемая как основанная на реальных событиях, история из "Резни" действительно имеет кое-какие корни в реальном мире. Речь идет о маньяке Эде Гейне, рассказами о котором пугали еще юного Тоби. Одержимый покойной матерью , Гейн раскапывал могилы, кушал тела, делал абажуры из кожи и успел убить двух человек до того, как его поймали. Также есть сведения, что он и сам носил человеческую кожу, снятую с трупов. Помимо этих историй Тоби видел немало отклонений и в окружающих его семьях, ведь, как говаривал Мэрлин, наш, Мэнсон: "Не все так ладно в американских подвалах, как кажется":) Одним из первых кинематографистов, пошедших по пути "реального хоррора" был Джордж Ромеро. В его культовой "Ночи Живых Мертвецов" ("Night of the Living Dead", 1968) хотя и действовали зомби, но также содержалось и немало социального подтекста, - уж очень ожившие там мертвецы напоминали живых людей. Следующим шагом был "Последний Дом Слева" ("The Last House On The Left", 1972) Крэйвена, уже полностью избавившийся от выдуманных чудовищ и сменивший их на вполне реальных.

Тоби тоже хотел снять фильм максимально правдоподобный, и при этом до жути страшный. В "Резне" вы не увидите инопланетян, оборотней или вампиров, да и зомби там тоже нет. В то время уже многие поняли, что хоррор выглядит гораздо более впечатляюще, если зритель про себя думает: "а ведь все это вполне может происходить где-то рядом!". Хупер сам хоть и вырос в Техасе, но из большого города выезжать не любил, и именно поэтому он выбрал местом действия своего фильма деревенскую глушь, где, как теперь известно, может произойти все что угодно... ;)

История, рассказанная в "Резне", проста как палка и не изобилует сюжетными поворотами. Пятеро молодых людей приезжают в сельскую местность, чтобы навестить могилу на кладбище, которое атаковали вандалы. Им необходим бензин и они заходят в ближайший дом за помощью. Горючего, как вы уже наверняка догадались, они не получат, зато получат вместо этого жестокие убийства и невыносимые пытки от членов абсолютно безумной семейки реднеков. Собственно, все :)

Отчасти из-за простоты истории, ставшей впоследствии каноном жанра, этот фильм считается чуть ли не основателем всех слэшеров, хотя на самом деле он является им лишь отчасти. Точнее, акценты здесь расставлены совсем по-другому и на других вещах. Классический слэшер состоит из нагнетаемого напряжения, готовящего зрителя к очередному "мясному" эпизоду. В таких фильмах важна динамика, оригинальность убийств, ну и количество красной жидкости с отрезанными конечностями тоже, само собой, должно зашкаливать. В "Резне" же всего этого почти нет. Напряжение в ней, конечно же, растет, причем весь фильм, но убийства происходят безо всякого ритма, а первое из них по праву признано одним из самых неожиданных. Не скажу на какой минуте, но далеко не в начале, ни с того ни с сего просто бах!, - и парень уже лежит на грязном полу с пробитой головой, а его трясущееся в конвульсиях тело (оригинальная на то время идея Хупера) затаскивает вглубь дома здоровяк в маске из человеческого лица. При этом звуки визжащих свиней, как и необычная дверь, намекают на скотобойню, которую даже в начале покажут. Примечательно, что в лучших традициях Хичкока вы не увидите как жертвам наносятся раны, но, как утверждали многие зрители после просмотра, им казалось, будто они это действительно видят, настолько мастерски все было сделано. При этом кровь в фильме есть, но не сказать, чтобы уж очень много, особенно если сравнивать с современными слэшерами.

Так что же тогда отличает "Техасскую Резню" от всех ее продолжателей и подражателей? Прежде всего, - дух настоящего творчества, витающий во всех сценах, декорациях и, самое главное, актерской отдаче. Фильм погружает в безумие, но очень по-своему. То, что в других хоррорах выставляется напоказ, здесь не так важно. Так, одна из самых давящих на психику сцен, – ужин, не изобилует натуралистичной жестокостью, зато лиц актеров вполне хватает, чтобы вам стало не по себе. А уж стоит узнать, как все это делалось, и вы сразу понимаете, что сейчас так кино уже не снимают. На коленке, в данном случае ободранной, но зато с душой!

Картину снимали в родном для Хупера Техаса при уличной температуре в 35 градусов, а в душном фургоне и в том самом доме она легко доходила до 45-ти. Еще больше ситуацию усугубляли запахи костей и разлагающихся трупов собак и кошек (настоящих!), составлявшие декор дома чудного семейства. По рассказам актеров, во время съемок то и дело кто-нибудь выбегал на улицу чтобы подышать, или даже поблевать :) Ответственная за грим Дороти Пёрл (Dorothy Pearl) впрыскивала в мертвых зверушек формальдегид для сохранности и случайно вколола немного себе, проколов ногу собаки насквозь. Рабочий день в пиковый момент съемок достигал 27-ми часов, то есть работали почти без перерывов больше суток, но даже при таком напряге превысили запланированный график вдвое. Особым бюджетом, при этом, Хупер не располагал, поэтому многое импровизировалось на ходу. Например, дохлый опоссум в начале ленты мог бы быть собакой и даже лошадью. Никаких каскадеров тоже не было. Все, что вы видите на экране, происходило в реальности и за вычетом нескольких монтажных трюков вообще без спецэффектов! Самые опасные сцены также снимались с "handmade" страховкой. Например, девушка на крюке висела на чулках, а в сцене падения пилы на ногу, актера защищала металлическая пластинка с куском мяса. Мэрилин Бёрнс, игравшая выжившую девушку (тоже будущий шаблон), сама прыгала из окон. Ее били метлой, царапали ветками, затыкали рот грязной тряпкой, резали палец и роняли на пол. В сцене, где она прибегает на заправку, спасаясь от Кожаного Лица, порванная одежда и кровь вовсе не грим. Бензопила Кожаного Лица, кстати, тоже самая что ни на есть настоящая (ее название, впрочем, было залеплено черным скотчем, чтобы избежать возможного судебного иска от производителя ;)), и во многих сценах работала в непосредственной близости от жертв!

Нев ероятная измотанность актеров доводила их до полубессознательного состояния, в котором они, по собственному признанию, уже переставали понимать грань между собой и своими персонажами, что особенно хорошо видно в запредельно-шизофренической сцене ужина. Нехватка осветприборов и другие ограничения родили множество интереснейших сцен, снятых самыми необычными способами. Например, задумка оператора лечь на низкую платформу так, чтобы дом рос в кадре, реализовалась вопреки желанию продюсеров. Но несмотря на все мытарства, а скорее и благодаря им, фильм у Тоби получился. И получился он невероятно смелым, атмосферным и очень сильным по воздействию, особенно на аудиторию 70-х. Сейчас во многих сценах "Резни" легко различимы черный юморок и даже социальная и политическая сатира, но тогда бОльшая часть зрителей их не увидела и воспринимала все на полном серьезе, даже фразу о том, что все показанное на экране основано на реальных событиях. Тот факт, что фильм начали снимать почти во время, указанное как дата "реальных" событий, никого не напряг :)

Все в этой ленте, и съемочная группа, и актеры, выкладывались по полной, несмотря на то, что многие ввязались в съемки из-за финансовых проблем, чтобы заработать хоть пару сотен долларов. Никто, включая самих создателей, даже не представлял, что этот фильм может иметь хоть небольшой коммерческий успех, и каково же было их удивление, когда картина прогремела по стране, собирая миллионы при бюджете в 80 тысяч! К сожалению, самим авторам из этих миллионов почти ничего не досталось, из-за мафии, контролировавшей компанию-прокатчика и проблем с авторскими правами. Зато они, сами того не подозревая, приняли участие в рождении настоящего культа и суперклассики фильмов ужасов.

Эта лента не устаревает, и если вы настоящий фанат хоррора, да и кино вообще, тогда вам просто необходимо посмотреть оригинальную "Техасскую Резню Бензопилой" которая, разумеется, породила кучу сиквелов и ремейков. Уверен, после просмотра вы незамедлительно пополните постоянно растущую армию ее поклонников!