Ни один из участников оригинальной "Техасской Резни" и предположить не мог о том, что этот фильм не только станет культовой классикой, но и настоящим шедевром кинематографа, копии которого будут храниться в Нью-Йоркском музее современного искусства (New York City's Museum of Modern Art)! Ведь начиналось все довольно скромно, с желания молодого преподавателя колледжа и документального оператора Тоби Хупера попасть в Голливуд в качестве режиссера. Для этого ему надо было снять полнометражную ленту в одном из коммерческих жанров, из которых молодой человек выбрал хоррор, потому что для его производства не нужны были большие деньги. При этом у Хупера уже был за плечами один полнометражный фильм под названием "Eggshells", снятый им в 1969-м году, но так и не получивший театральной дистрибуции, потому что был это своеобразный арт-хаус про группу хиппи, - кино совершенно некоммерческое, но заработавшее режиссеру несколько призов второстепенных кинофестивалей, вроде Atlanta Film Festival. Надо сказать, что в начале семидесятых эпоха хиппи подходила к концу, а с ней менялось и мироощущение людей вроде Тоби, которые понимали, что преступления Мэнсона и продолжающаяся вьетнамская война поставили крест на миролюбивых идеях хиппи, введя Америку в новую эпоху страха, насилия и беспрецедентных политических скандалов, вроде Уотергейта. По этой же причине потихоньку начал меняться и хоррор, в котором до этого были сильны сверхъестественные элементы, и на смену вымышленным вампирам и прочим "монстрам из черной лагуны" пришли вполне реальные маньяки и убийцы, которые стали пугать зрителя намного эффективнее, потому что были настоящими. Такими, например, как Эд Гейн (Ed Gein), история жизни и преступлений которого вдохновила не только Хупера, но и других кинематографистов. Тоби из истории Эдди взял его склонность к раскопкам могил, "рукоделию" и ношению костюмов из человеческой кожи, а бензопила в картине появилась после того, как однажды господин Хупер стоял в переполненном людьми магазине, и во время его раздумий о том, как наиболее эффективно пробиться сквозь толпу, взгляд режиссера упал на стенд с бензопилами... ;) Написав сценарий со своим партнером Кимом Хенкелем (Kim Henkel) и основав с ним производственную контору Vortex Inc., Тоби "поднял" с помощью частных инвесторов шестьдесят тысяч долларов и отправился в техасскую глубинку снимать якобы реальную историю про ...

Двух девушек и трех парней, путешествующих по дорогам Техаса в минивэне и подобравшим на одной из них странного хичхайкера. Тот сначала рассказывал им про то, как забивают коров на скотобойне, а потом порезал лезвием руку одного из них, за что и был выкинут из машины. Но на этом инциденте приключения молодых людей не закончились, и вскоре они попали в лапы деревенской семейки каннибалов-вырожденцев, сделавших из них заготовки для барбекю. Правда, не из всех...

Снимали фильм в Техасе жарким летом 1973-го, когда дневная температура достигала 36 градусов по Цельсию, и так как бюджет у ленты был смехотворный, то работать приходилось семь дней в неделю по 12-16 часов кряду, что, разумеется, за четыре съемочных недели вымотало всех окончательно. Не имея денег на дополнительные костюмы, большинство участников постановки было вынуждено неделями ходить в одной и той же одежде, и особенно в этом смысле не повезло Ганнэру Хэнсэну, от костюма которого вонять начало уже через неделю, по причине чего никто не желал сидеть с ним рядом во время обеденных перерывов :) Не повезло в этом смысле и Мэрилин Бёрнс, которая не только получила во время съемок травмы различной степени тяжести, но еще и вынуждена была провести несколько дней облитая с ног до головы липкой искусственной кровью, что, как вы понимаете, доставило ей немало неприятностей. Немало неприятностей доставила и съемка сцены ужина, которая продолжалась почти без перерывов 36 (!) часов из-за того, что молодой парень, изображавший дедулю, не желал повторно проходить неприятную процедуру сложного грима и поставил режиссеру условие, что снять все сцены с его участием надо за "один присест". А так как снимали все на "медленную" 16-мм пленку Kodak, для которой требовалось в четыре раза больше света, чем при съемке на современные 35-мм камеры, то очень быстро вся еда и мертвая куриная голова, украшавшая стол каннибалов, начала источать удручающий запах, который из комнаты не выходил, потому что все окна была задрапированы плотной материей для имитации ночного времени суток. И за все эти страдания молодые актеры получили смехотворные гонорары (Ганнэр, например, получил аж 800 долларов :)), плюс небольшие опционы на потенциальные прибыли фильма, денег по которым они так и не дождались. Однако некоторые из участников постановки получили нечто более ценное, чем деньги, - карьеру. Так, оператор этой ленты, Дэниел Пёрл (Daniel Pearl), стал впоследствии известным оператором видеоклипов и рекламы, а также успешным кинооператором, сняв, в частности, и ремейк "Техасской Резни" 2003-го года. Из актерского состава ленты наибольшего успеха добился лишь Эдвин Нил, став известным актером озвучки (в основном аниме и рекламы), а также снимаясь в небольших ролях в кино и на телевидении. Хотя и исполнитель роли Кожаного Лица, Ганнэр Хэнсен, в последнее время активно снимается в низкобюджетном трэше, помимо основной писательской деятельности, так что и для его карьеры этот фильм сделал достаточно много. Ну и, разумеется, сам Тоби Хупер после выхода "Техасской Резни" осуществил свою мечту стать голливудским режиссером, сняв впоследствии такие фильмы, как телевизионный "Salem's Lot" (1979), "Poltergeist" (1982), "Lifeforce" (1985) и юморной сиквел "Резни", - "The Texas Chainsaw Massacre 2" (1986), помимо прочих. К сожалению, с каждым новым творением качество его картин падало, и в девяностых он приложил руку к такому откровенному шлаку как "Spontaneous Combustion" (1990), например, или "Night Terrors" (1993). И это тем более удивительно, потому что в оригинальной "Резне" Тоби продемонстрировал настоящий бескомпромиссный талант молодого кинематографиста, очень хорошо знающего что и, главное, как снимать, поэтому фильм у него получился очень эффектным и местами по-настоящему страшным, причем страх этот нагоняется саспенсом и неожиданными творческими решениями, а не показом вывороченных кишок или кровью, которой в фильме, на удивление, почти нет. Связано это с тем, что режиссер сознательно снимал свой будущий эпик под "детский" рейтинг PG, как это не парадоксально, поэтому в картине почти нет крови, в ней никто не обнажается и не ругается матом. Однако даже подобная "целомудренность" не спасла ленту от рейтинга R, с которым ее не хотел прокатывать ни один дистрибьютор, кроме Bryanston Distributing Company.

И с этого момента начинается классическая история дистрибьюторского "кидалова". Так как собранный Тоби и Кимом бюджет закончился еще на раннем этапе пост-продакшена, то им нужны были деньги на завершение проекта, которые они получили, продав часть собственных опционов на фильм. В итоге, производство ленты стоило в районе ста сорока тысяч долларов, и ее согласилась прокатывать только Bryanston Distributing Company, активно работавшая (читай, "кидавшая" ;)) в те времена с независимыми кинематографистами. Лишь после подписания контракта Тоби с партнером узнали, что Bryanston имела связи с мафией, что можно было легко предположить по имени ее президента, Луиса "Бутчи" Периано (Louis "Butchi" Periano) ;), и почти ничего, из положенных по контракту денег, кинематографисты на своих счетах не увидели, не смотря на то, что фильм пользовался феноменальным успехом и по приблизительным оценкам заработал в прокате Штатов около тридцати миллионов долларов, став одним из самых прибыльных независимых фильмов той поры! Разумеется, такая ситуация партнеров не устроила, и они подали на мафиозную контору в суд, выиграв компенсацию в пятьсот тысяч долларов, правда, Bryanston к тому времени была признана банкротом, потому что ее главу осудили за участие в дистрибуции первого "открытого" порнографического фильма Штатов "Deep Throat" (1972). После кончины Bryanston права на прокат "Резни" выкупила New Line Cinema, и кое-какие деньги со своего мегауспешного детища Тоби Хупер и компания все-таки получили, но по сравнению с тем, что прикарманила себе Bryanston это, конечно, были сущие копейки. Картина, впрочем, пострадала не только от полукриминальных дистрибьюторов, но и от цензоров, которые не выдали ей прокатных сертификатов в таких странах, как Австралия, Бразилия, Финляндия, Западная Германия, Чили, Исландия, Ирландия, Норвегия, Сингапур, Швеция и Англия. В последней этот фильм получил легальный сертификат (18) и право на прокат и продажу лишь в 1999-м (!!!) году, в то время как австралийские цензоры сменили гнев на милость уже в 1984-м. И такая ситуация, безусловно, довольно дикая, потому что в ленте, повторюсь, почти нету крови, и страх она вызывает больше психологический, нежели физиологический. Пути цензуры, впрочем, неисповедимы, поэтому она и должна отсутствовать во всех цивилизованных странах, в число которых Англия с Австралией, судя по всему, не входят :)

Моментально став не только одним из самых успешных независимых фильмов всех времен, но и культовой классикой, "Техасская Резня Бензопилой" породила три сиквела, ремейк, и его приквел, причем оригинальные создатели "Резни" напрямую поучаствовали лишь в двух из них, - Тоби Хупер вернулся для съемок "The Texas Chainsaw Massacre 2" (1986), а его партнер и ко-сценарист Ким Хенкель стал режиссером "The Return of the Texas Chainsaw Massacre" (1994). Ни один из этих проектов, впрочем, не был успешен, как и третья часть под названием "Leatherface: Texas Chainsaw Massacre III" (1990), зато ремейк и его приквел, спродюсированные Майклом Бэем (Michael Bay) и его конторой Platinum Dunes, стали коммерчески успешными. При бюджете в десять миллионов ремейк 2003-го года собрал в Штатах восемьдесят, а вот приквел, при бюджете в шестнадцать, собрал уже сорок, что тоже, в общем то, не плохо. Помимо впечатляющих финансовых показателей оригинальная "Резня" стала зачинателем и нового тренда в американском хорроре, который стал все дальше отходить от "сверхъестественных корней" и все больше показывать "правду жизни" с многочисленными маньяками и убийцами-психопатами :) Популяризировала "Резня" и бензопилу в качестве орудия убийства, хотя в фильме от нее погибает всего один персонаж, в то время как других "мочат" молотком по голове. Породив волну подражаний, эта лента навсегда вошла в попкультурные анналы, сделав одного из своих главных персонажей, Кожаное Лицо, настоящей иконой хоррора, а его финальный танец смерти в конце ленты, - воистину шедеврален! Замечательно снятая, отлично сыгранная и талантливо срежессированная, "Техасская Резня Бензопилой" должна быть в коллекции любого уважающего себя поклонника кино, а ознакомиться с этим шедевром хоррора должны все без исключения категории зрителей, хотя бы ради общего образования. Одним словом, это классика на все времена, которую будут любить и помнить до тех пор, пока существует кино и видеоносители...