Став коммерчески мегауспешной культовой классикой хоррора, оригинальная "Резня" запустила режиссерскую карьеру Тоби Хупера, который, тем не менее, в большие голливудские мастера так и не выбился, хотя на жанровом небосклоне его имя было известно и уважаемо. Однако даже в относительно широких жанровых рамках никаких суперхитов у него больше не выходило, если не считать, конечно, "Полтергейст" ("Poltergeist", 1982), где режиссером, в общем-то, был Спилберг :) Именно после скандала с "Полтергейстом" "обиженного" большими дядями из Голливуда Тоби пригласила к себе поработать легендарная CANNON Inc., как выяснилось позже, на свою голову. Потому что его первый проект для Голана и Глобуса под названием "Lifeforce" (1985) с весьма большим, даже по нынешним временам, бюджетом в 25 миллионов, в прокате собрал всего одиннадцать с половиной; а второй фильм годом позже, "Invaders from Mars" (1986), при бюджете в двенадцать миллионов чуть-чуть не дотянул в прокате до пяти... При таких ужасных коммерческих и, кстати говоря, довольно кислых критических "успехах" его картин бедному Тоби позарез был нужен стопроцентный хит, и тогда он вынужденно снова обратился к фильму, давшему ему "путевку в жизнь", то бишь к "Техасской Резне". Правда, по второму кругу снимать всё ту же историю у него желания не было, поэтому он заказал сценарий своему приятелю Киту Кэрсону (L.M. Kit Carson), который не только наконец-то дал семейке деревенских маньяков фамилию (Sawyer), но еще и превратил вторую часть в комедию...
С момента жутких событий первого фильма прошло больше десяти лет, но полиция так и не смогла найти никаких подтверждений истории выжившей девушки, спустив ее расследование на тормозах. В Техасе, тем не менее, продолжали пропадать люди и случаться "дорожные инциденты", один из которых случайно записала радиоведущая местного радио, прокрутив эту кассету в эфире по просьбе лейтенанта Лефти, давно охотившегося на маньяков. Надо сказать, что хитроумная приманка действительно сработала, и благодаря ей Лефти сумел выйти на логово деревенских каннибалов, где бедная радиоведущая провела не самые приятные моменты своей жизни...
Обжегшись с Тоби на больших бюджетах, для производства этого сиквела CANNON выделила господину Хуперу порядка шести миллионов долларов, срезав перед самыми съемками один из них. В итоге, производственный бюджет составил "жалкие" 4.7 миллиона, то бишь почти в восемьдесят раз больше изначального бюджета первого фильма (60 тысяч), что, разумеется, кардинальным образом сказалось почти на всех производственных аспектах второй части, которая теперь могла щегольнуть не только звездным именем Денниса Хоппера в титрах, но еще обширными декорациями и качественными реалистичными спецэффектами. Авторства не кого-нибудь, а Тома, нашего, Савини (Tom Savini), который тут действительно постарался, особенно над гримом дедули Сойера (Grandpa Sawyer), одним из высочайших достижений его профессиональной карьеры, как он сам неоднократно говорил.
Однако с (относительно) большим бюджетом пришло и серьезное давление студии, которая жестко установила дату выхода ленты в прокат на 22 августа 1986-го года, заставив кинематографистов работать буквально на износ, ибо короткий период пре-продакшена был весной (!), а монтировать картину начали уже в середине съемочного процесса. То же самое происходило и со сценарием, который постоянно переписывали и доделывали буквально на ходу, а его последняя ревизия датирована 26-м июля 1986-го года, то бишь всего за месяц до выхода ленты в прокат! Понятно, что такая нервотрепка и постоянный прессинг не могли не сказаться на конечном качестве продукта, тем более что студия, увидев ржущую аудиторию на тест-просмотрах, потребовала от Хупера существенно сократить юмор, сосредоточившись на "хорроре". А это, разумеется, кардинально шло в разрез с изначальной идеей "веселого" сиквела, в результате чего получилось ни рыба, ни мясо, - фильм почти не смешной и совершенно не страшный, что в свое время вызвало справедливое возмущение поклонников оригинала.
Зато вот с чем картине совершенно точно повезло, так это с актерами, все из которых исполняют свои роли замечательно. Ну, с Деннисом Хоппером и так все ясно - он яркий профессионал и культовая личность, отлично смотрящийся в любой ленте. Но и остальные исполнители ему подстать, хотя в то время никто из них не был известен. Для культового нынче Билла Мосли роль Чоп-Топа, в которой он, поистине, великолепен, стала второй в карьере и первой в крупном голливудском фильме. Для симпатичной Кэролайн Уильямс роль радиодиджея Стрэтч стала "счастливым билетом" в Голливуд, после которой она резко пошла в гору и до сих пор активно снимается как в кино, так и на телевидении. Ну а Билл Джонсон вписал себя в историю как "второе Кожаное Лицо", весьма удачно заменив на этом поприще Ганнэра Хэнсена (Gunnar Hansen), который отказался сниматься в сиквеле за базовый актерский гонорар (две штуки баксов за рабочую неделю, между прочим!). С моей точки зрения, кстати, Билл Джонсон в этой роли выглядит даже получше Хэнсена, возможно потому, что во второй части ему уделено чуть больше внимания и дано пространство для проявления хоть небольших, но эмоций, чего в оригинале не было. Кстати, из оригинального актерского состава лишь один Джим Сидоу появился в сиквеле, получив намного больше экранного времени в роли "повара" Дрэйтона, ну и еще в картине мы можем наблюдать иссохший скелет Пола Пэртэйна (Paul A. Partain) на коляске, точнее, его персонажа Фрэнклина, но это за "возвращение на экран", как мне кажется, уже не считается ;)
Работая под жестким прессингом со стороны студии и не имея возможности снять то кино, которое он изначально хотел, для Тоби этот проект стал одним из самых малоприятных опытов кинопроизводства, что вылилось в картину "полукровку", которая разочаровала как поклонников оригинала, так и новых зрителей, которые его не видели. Потому что первые не получили того, на что рассчитывали, - атмосферного и жуткого хоррора, а вторые не поняли из-за чего сыр-бор, увидев на экране откровенный балаган, к концу существенно усугубляющийся. Нет, дуэль Денниса Хоппера с Кожаным Лицом на бензопилах, конечно же, весьма забавна, равно как и кое-какие "one liners" Джима Сидоу, но вот зачем было "ремикшировать" сцену семейного ужина из первой части, лично я ума не приложу, ибо ничего нового или забавного в ней нет. Я понимаю, разумеется, что эпизод "ужин маньяков" давно уже стал неотъемлемым атрибутом любого уважающего себя фильма про сдвинутую семейку душегубов, но его можно было хотя бы обыграть по другому, а тут мы видим кальку чуть ли не один в один, - нехорошо. Еще нехорошо и полное отсутствие какого-либо саспенса, замененное истошными воплями Кэролайн Уильямс и бесконечным пилением Кожаного Лица, а потом еще и Денниса Хоппера. Грим и спецэффекты Савини, разумеется, на высоте, но общую картину они, естественно, не спасают, являясь лишь приятным гарниром к основному блюду, которое, как бы это помягче выразиться, - не особо вкусное. И вроде по отдельности все очень неплохо - актеры, спецэффекты, декорации и съемки, но в общую картину это все не складывается, оставаясь разноцветными кусочками стекла на песке, а не цельным и красивым витражом.
В результате, разумеется, в прокате Штатов "Техасская Резня Бензопилой 2" потерпела фиаско, дебютировав на пятом месте и собрав за несколько недель лишь жалкие восемь миллионов, в то время как в Англии картину вообще решили на экраны не выпускать, ибо BBFC честно предупредила CANNON о том, что для получения прокатного сертификата им нужно будет убрать из фильма 20 или 25 минут... :) В Штатах, кстати, MPAA тоже влепила фильму рейтинг "X", в результате чего "Резня" там прокатывалась без рейтинга (Unrated), и без него же впоследствии вышла на видео, снискав там гораздо больший успех, чем в кино. Естественно, не обошлось и без запретов, и фильм, например, до сих пор официально запрещен к продаже в Германии и Сингапуре, а Австралия сняла запрет лишь пять лет назад. Антиподы, одно слово, - дикари! :) Ну а пока некоторые государства мира до сих пор упражняются в защите своих граждан от "плохих" материалов с помощью цензуры, мы с вами легко можем оценить продолжение "Резни", которое, к сожалению, весьма далеко от оригинала. Посоветовать его я могу лишь комплетистам, поклонникам занятых там актеров и просто любопытствующим, в то время как более широкая аудитория зрителей ничто не потеряет, этот фильм не посмотрев :)
07 ноября 2011, 01:09 Maldoror
Как же так не было хитов ?
Lifeforce ,Salem's lot -уже их одних достаточно ,но и пара других вполне смотибельных в его карьере наберется.
Незачем плохо говорить про дядю.
07 ноября 2011, 01:49 Weirdo
"которая теперь могла щегольнуть качественными реалистичными спецэффектами".
Как сказал в одной документалке Роберт Бернс, делавший спейэффекты к первой части, там маска Leatherface'а выглядела так, будто ее действительно сделал умственно отсталый психопат, а в сиквеле - так, будто ее делал профессиональный мастер по спейэффектам. Эти его слова применимы и ко всем эффектам и декорациям в фильме. Из-за более профессионального подхода все выглядит чересчур гротескно и театрально, и убивает весь эффект, который был у первого фильма ИМХО.
07 ноября 2011, 22:36 Kloga
Кстати, согласен, хотя в целом для меня этот фильм виноватое, но удовольствие. И дедуля мне куда больше понравился в первом фильме - в этом как-то перестарались, что ли, в результате он более живой, чем нужно.
07 ноября 2011, 05:35 Yanmax
На самом деле мура, которую ничего не спасает. Хоппер еще туда-сюда (хотя тоже замтно дурака валяет), акультовый Билл Моусли чересчур кривляется, подражая исполнителю этой роли в первоц части. Впрочем, он вписывается в общую канву кривляний самого фильма. По гриму кино не показалось впечатляющим, в оригинальной Резне грим был куда более жутким, а здесь именно что "ни рыба ни мясо". Я бы поставил значительно меньше, а из всей карьеры Хупера внимания заслуживают только первая Резня, Полтергейст (я все-таки усматриваю в нем и немногочисленные фишки Хупера) и Жизненная сила (причудливый секс-фантастико-мистико-боевичок)
07 ноября 2011, 09:33 Karnosaur123
В сравнении с поздними опусами ВСЕ ранние фильмы шедевральны. Тогда он вообще делал отличное кино, хотя данный образец и впрямь ни рыба, ни мясо. Надеюсь, Сергей напишет рецензию на FUNHOUSE, вот это - классный фильм.
07 ноября 2011, 22:38 Kloga
Сергей, ну почему ты утверждаешь, прямо-таки, что ЕДИНСТВЕННЫЙ режиссер "Полтергейста" - Спилберг? По-моему там все-таки очевидно, что Хупер тоже немало приложился...
07 ноября 2011, 22:39 Kloga
Хотя, в целом рецензия, как всегда хорошая?
А на третью и четвертую часть оригинального франчайза мы дождемся рецензий? :)
08 ноября 2011, 01:27 Serega_M
Дождётесь :)
08 ноября 2011, 23:45 Kloga
И это хорошо. :)
08 ноября 2011, 01:57 Иван Пиписькин
Вопрос к Сергею: будет ли обзор на 3 часть?
08 ноября 2011, 02:38 Serega_M
Будет :)
08 ноября 2011, 02:49 Maldoror
А на Жизненную силу ?
08 ноября 2011, 05:20 Serega_M
Не будет, и давайте уже отвыкать задавать мне вопросы в комментариях, для этого есть форум :)
08 ноября 2011, 12:59 HardHorror
С рецензией в данном случае согласен. Но, по личным ощущениям, это всё же больше "черная комедия". Фильм не безнадежен. И действительно, в первую очредь, благодаря кастингу. Весь фильм бегает, такая вся сексапильная Каролин Уильямс в коротеньких шортиках, ... весьма так приятно смотрится:) опять же наполненная эротизмом сцена когда Кожемордый имитирует половой акт с ней с помощью бензопилы. Это ж придумать надо такое! :)
08 ноября 2011, 17:12 хрен собачий
Спасибо за рецензию.Мне как почитателю фильмов сделанных преимущественно в восьмидесятых и подделок студии "cannon" фильм очень понравился,одна звуковая дорожка от культового лейбла "IRS RECORDS" чего стоит.В общем балаган в стиле подделки "Вой 3".
11 ноября 2011, 03:34 DrMaxistein
Самое классное в этой части, это финальный танец Кэролайн Уильямс с бензопилой! Это то, ради чего уже можно начинать просмотр...
16 июля 2020, 14:41 Ghost
Чоп-Топ самый эпичный персонаж из всей серии фильмов. :))