В жанровой киноиндустрии период конца девяностых годов прошлого века и начала нулевых века нынешнего ознаменовался ростом интереса к продукции японских киноделов. Но так как американский зритель не любит смотреть чужие фильмы, а только исключительно свои, то истории про мёртвых девочек, вылезающих из телевизоров, приходили на рынок Штатов в виде ремейков. При этом снятых, зачастую, авторами оригинальных лент, которые показывали пучеглазым гайдзинам как у них на родине снимают фильмы ужасов. А поднабравшиеся восточных мудростей голливудские киношники довольно быстро рассудили, что раз эта тема стала так популярна, то надо снять свой собственный j-horror с блэк дж..., простите, саспенсом и мистикой ;).
Однако сказать легко, а сделать — уже не очень. В итоге, прежде чем этот проект обрёл свою окончательную форму, над ним, по слухам, успело потрудиться аж 10 сценаристов. В первоначальном сценарии рассказывалось как группа студентов внезапно обнаружила, что всем миром на самом деле управляет раса биомеханических роботов, которая использует население в качестве ходячих мешков с запчастями. Контроль над обществом жалких людишек осуществляется ими с помощью манипуляций записями и воспоминаниями. Но то ли продюсерам показалось, что подобный сюжет это уж слишком, то ли они не нашли способ реализовать этот сценарий в рамках доступного им бюджета (примерно 17 миллионов), но в итоге от первоначального варианта в фильме остались лишь персонажи студентов, да и то в сильно изменённом виде. А в ходе многочисленных дописываний и переписываний сценария в нём временами появлялись даже пришельцы, на зависть "Секретным материалам" ("The X-Files" series, 1993–2002) похищавшие детишек для всеразличных опытов.
Когда же буйство сценарной фантазии немного поутихло, то дело устаканилось на истории о студентке психологического факультета Джулии Ланд, которая однажды понимает, что ночные кошмары, мучавшие её и некоторых её друзей в детстве, никуда не исчезли, а лишь затаились, чтобы вернуться вновь. Только теперь они, похоже, обрели материальное воплощение в виде жутких монстров, обитающих во тьме.
Этот последний вариант, как мне думается, — самый интересный. Он подкупает своей простотой и в то же время обладает достаточным потенциалом для игры на такой распространённой фобии, как страх темноты. Да и сама идея о монстрах, которые каким-то образом появляются из тени и не могут существовать на свету, выглядит довольно оригинально. По крайней мере, она значительно лучше промежуточных набросков, к каждому из которых можно найти по 2–3 других фильма, в которых подобные задумки были показаны ранее.
К сожалению, весь этот чад кутежа со сценарием не прошёл бесследно, так как всё намекает на то, что именно в нём заключён корень основных, но, впрочем, не фатальных, проблем фильма. Первое, что сразу хочется отметить, — картина представляет собой некую смесь жанровых направлений, в которой типичные черты молодёжных ужастиков, вроде чисто комических персонажей и черноюморных шуточек, сочетаются с атмосферой и неторопливой динамикой, характерными в большей степени для азиатских фильмов ужасов. И дело тут даже не в том, что шутки получились несмешными, наоборот, сами по себе они довольно забавные, просто в подобной ленте они не совсем к месту. Такие шутки обычно предназначаются для снятия излишнего напряжения и хорошо работают в фильмах вроде "Я знаю, что вы сделали..." ("I Know What You Did Last Summer", 1997) и "Крик" ("Scream", 1998), которые изначально позиционируются как безбашенное и отвязное зрелище, но в более серьёзных лентах, вроде этой, они выглядят чужеродно. Думаю, ее авторы так до конца и не определились, какое именно кино они хотели снять.
Второй момент — это наличие странных эпизодов, которые никак не объясняются и никуда не ведут. Например, в фильме есть сцена, где главная героиня вытаскивает из своей головы десятисантиметровую металлическую спицу, имплантированную, по всей видимости, "ими" ей в детстве. С которой она прожила 20 лет, ничего не замечая, - обычная история, с каждым бывает :). При этом никак не объясняется ни назначение сего девайса, ни то, почему он обнаружился именно у неё, а не у других жертв. Лично у меня есть сильное подозрение, что это "привет" от версии с инопланетянами ;). Ну а чтобы окончательно всё запутать, у ленты ещё есть две альтернативные концовки, помимо альтернативного начала (о, боже мой!). Одна из них вошла в дополнительные материалы диска и позволяет снять некоторые вопросы по сюжету картины, но, правда, не путём каких-то объяснений, а ценой их списания на "глюки" героини. В общем, если вы хотите взять простую, как 5 копеек, идею и изложить её так, чтобы никто ничего не понял, но не знаете как это сделать, то в этой ленте вы найдёте все необходимые рецепты.
Любознательный читатель может поинтересоваться, - неужели фильм настолько плох? Да вовсе нет, наоборот, — довольно хорош. Ну а что хорошего можно сказать о фильме ужасов? Он страшный! Причём страх и саспенс здесь нагнетаются очень грамотно: не за счёт неожиданно выпрыгивающих кошек, а за счёт создания постоянного чувства тревоги в лучших традициях японских ужастиков. Конечно, "скримеры" в ленте тоже имеются, но они оправданы тем, что за внезапно наступившей темнотой и зловещими скрипичными запилами далее действительно следует то, чего стоит бояться.
Самих монстров, однако, никогда не показывают полностью, что лишь делает их ещё более жуткими, ибо ничто не пугает так, как неизвестность, а уж пищи для ее наполнения чем-то зловещим предоставляется воображением зрителя достаточно. Одним из приёмов, используемым для этого, является то, что сцены "их" нападения нарочито сделаны похожими на какой-то кошмарный и бредовый сон, когда сначала всё, вроде бы, идёт как обычно, но это впечатление обманчиво, так как герой уже в смертельной опасности. Такой приём позволяет держать напряжённую атмосферу практически весь фильм как для персонажей ленты, так и для её зрителей, ведь "они" могут появиться из тени в любой момент. Отлично работает на саспенс и звуковое сопровождение, а особенно звукорежиссеру удались звуки, издаваемые монстрами. Когда их слышишь, то интуитивно и безо всяких объяснений понимаешь, что ничего хорошего они не предвещают.
Неплохо показала себя в этой ленте и исполнительница главной роли Лаура Реган, очень естественно изобразив все то, что, скорее всего, произошло бы с человеком, находящимся под таким постоянным давлением. Наиболее показательны в этом смысле две сцены: одна в начале фильма, и другая — в самом конце. В первой её персонаж встречается с другом детства, который уже находится на грани сумасшествия из-за всей этой истории, а во второй мы наблюдаем её саму, доведённую, по ходу действия ленты, почти до такого же состояния. Про остальных же актёров картины нельзя сказать ничего особенного, поскольку сценарий им, в общем-то, ничего особенного и не предложил, сведя их роли к скудным объяснениям сюжета, а то и просто к заполнению фона, на котором происходят основные события.
Несмотря на все свои недостатки, которые я с увлечением вам тут расписывал, фильм мне, тем не менее, понравился. Ведь, по своей сути, он простой и ни на что особо не претендующий (ни в плане актёров, ни на какую-то зрелищность), но при этом - очень страшный. Могу рекомендовать его тем, кому нравятся неторопливые атмосферные азиатские картины, ибо уж очень он на них похож. Только убедитесь, что поблизости нет мерцающих лампочек...
04 августа 2014, 00:08 Kloga
Просто, но при этом страшно - это один из принципов работы Хармона. Что "Попутчик", что "Люди Шоссе" не обладают столь уж лихо закрученным сюжетом, однако он выжимает из этого материала просто отличный результат...
04 августа 2014, 08:00 Yanmax
Вполне приличный фильм, но концовка уж очень дурная. То есть она сводит на нет весь смысл просмотра. Четыре героя, со всеми происходит одно и то же, без развития. В результате получается что нам могли бы показать одного героя с этой концовкой и все. Никакого смысла, откровения, разъяснения. Просто хоп - и всё, монстры и всё. А снято красиво, эффектно. Хармон умеет
По поводу рецензии - все здорово, особенно бэкграунд проекта. Но мемов с луркморья достаточно двух, чтобы уже раздражали.
04 августа 2014, 20:02 Ярослав Бологов
Мне кажется дело не в том, что концовка именно "дурная", а в том, что её по сути и нет, впрочем, как и начала. Нас сразу бросают в середину действия, которое, наверное, потом ещё продолжается после окончания фильма.
В какой-то мере это всё равно, что смотреть из окна проезжающей мимо машины на драку двух каратистов у тротуара. Вроде бы, захватывающее зрелище происходит, но при этом соверщенно не понятно, зачем они дерутся, откуда вообще взялись эти каратисты (тем более, целых два), равно как и нет возможности досмотреть это дело до конца или увидеть его начало.
Тем не менее, я не могу сказать, что концовка испортила мне всё впечатление. Для меня это просто не самая удачная часть фильма, но здесь, видимо, всё индивидуально.
05 августа 2014, 06:09 Yanmax
Кино, как мне кажется, все же несколько другой вид искусства. Допустим, для видеоклипа или короткометражки такой подход вполне работает. Мол, мимо проходили и подглядели. Но полтора часа кинофильма, с какими-то мотивами и персонажами все-таки требуют начала и конца. Иначе просто надоедает. Это как смотреть, к примеру, как человек просыпается, идет на работу, там выполняет свои обязанности, а вечером приходит домой и спать ложится. И так четыре раза подряд. А потом все, пришел домой и лег спать - титры. Под этим может скрываться какой-то гениальный подтекст, социальный комментарий, абсурдизм, высказывание.... либо это все должен снять Содерберг. Чтобы просто красиво, упражнение в форме. Я бы еще добавил Кубрика или Кроненберга, только у них обязательно будет второе дно.
Здесь мы имеем как раз такую картину. Причем, судя по твоей рецензии, никакого второго дна не было (да его и не считывается), просто толпа сценаристов так и не придумала что делать с материалом, а снимать надо. Вот и весь вывод. Атмосфера ради атмосферы, пугалки ради пугалок. Опять же - смотреть можно, но на фоне тысячи отличных жутких фильмов со смыслом и полноценной композиции, фильм просто несостоятелен
P.S. А есть какая-то информация насчет фамилии Крэйвена на обложке? Как на имдб пишут, тупо подписался для пиара или здесь есть другая cool story?
05 августа 2014, 19:55 Ярослав Бологов
Про Крейвена я ничего определённого не слышал. Формально, он исполнительный продюсер, а по факту кто его знает. Впрочем, шанс пропиариться его именем, в любом случае, никто бы упустил :-)
06 августа 2014, 06:16 Yanmax
Из Фака на ИМДБ-шке:
The complete U.S. title for They is Wes Craven Presents: They. Craven was considered an 'executive producer' of the movie. However, other than lending his name to the title, he had no part in the making of They. It's assumed that the purpose for putting his name in the title was to publicize the movie and attract horror fans.
06 августа 2014, 20:50 Ярослав Бологов
Это да, но где их доказательства?
07 августа 2014, 06:23 Yanmax
Доказательства чего? То, что он светится только на плакате подтверждается тем, что в данных фильма нигде больше не встречается (ни в титрах, ни в каких базах), и к исполнительным продюсерам не относится. Вот единственное что пишут: Wes Craven ... presenter
07 августа 2014, 19:38 Ярослав Бологов
Я имел ввиду какие-нибудь заявления от съёмочной группы или самого Крейвена. Ну а так всё верно: если и было его участие, то минимальное. Поэтому в рецензии я даже не стал об этом упоминать.