После выхода тарантиновского "Убить Билла", про шведский фильм "Триллер: Жестокое Кино" узнали не только поклонники трэша и еврокульта (многие из которых и до этого про него прекрасно знали), но и широкие массы "обычной" публики, благо господин Тарантино в своих многочисленных интервью в ярчайших красках расписывал влияние этого фильма на свой новый шедевр. (Угадайте с трех раз, в чем конкретно это влияние проявилось ;))

Необычная история "Триллера" началась с того, что молодой кинематографист Бо Арне Вибениус, поднабравшись опыта (в качестве ассистента и начальника съемочной группы) на двух картинах (Persona (1966) и Hour of the Wolf (1968)) иконы шведского кинематографа, Ингмара Бергмана (Ingmar Bergman), организовал собственную производственную контору BAV Film Company и в 1969-м году выпустил умопомрачительный "детский фильм" "Hur Marie traffade Fredrik". В нем речь шла о фантастическом путешествии двух подростков на тележке из супермаркета (!), которых преследовала полиция, и которые вынуждены были вступать в перестрелки (а-ля вестерн) с другими детьми, "состреливая" с них одежду!!! Естественно, зритель был еще не готов к таким экспериментам (да и вряд ли готов к ним даже сейчас :)), и фильм с треском провалился в прокате, оставив Бо с кучей долгов. Но семью то кормить как-то надо, поэтому в безумном (как выяснится позже ;)) мозгу Вибениуса родилась гениальная идея снять "самый коммерческий фильм, который когда-либо выходил в прокат". Проблема была лишь в том, что режиссер имел довольно своеобразное представление о "коммерческости" фильмов, поэтому его творение (сценарий для которого он без передышки настрочил на машинке за три дня и три ночи) было моментально запрещено к прокату на территории Швеции. Почему? Читайте дальше!

Итак, настрочив за 72 часа сценарий полнометражной картины и взяв в долг денег (Бо работал тогда начальником кинопроизводства рекламного агентства, клиентом которого был SAAB, а посему деньжат ему занять удалось), Арне пригласил в свой фильм восходящую секс-звезду с потрясающим телом Кристину Линдберг, и известного харАктерного актера, специализировавшегося на "плохих парнях", Хайнца Хопфа, которые вдвоем и составили костяк его ленты, снятой за полтора месяца в Стокгольме и его окрестностях. Благодаря своим армейским связям, режиссер заполучил специальные "ultra-slow-motion" камеры, позволявшие снимать 500 кадров в секунду (вместо обычных 24), но если военные использовали их для съемок ракетных испытаний, то Бо с их помощью снимал жестокую расправу Кристины Линдберг со своими экранными врагами. С этими камерами, однако, случился конфуз, загубивший режиссеру два съемочных дня. Работники местной лаборатории не знали, как правильно проявлять эти пленки, поэтому эпизод разборки с полицейскими пришлось полностью переснимать, но не на улице, как это было изначально, а в помещении портового склада. Вообще, в этом фильме очень много экспериментального, или, как это назвали бы сейчас, "артхаусного". Проявляется это в необычных ракурсах камеры и активном использовании slow-motion съемки, что вкупе с оригинальными монтажными решениями и "эмбиентным" звуковым сопровождением придает всему фильму очень необычный колорит и мрачную, болезненную атмосферу.

Болезненным и местами абсолютно абсурдным является и сам сюжет фильма, в котором рассказывается история молодой деревенской девушки Маделен (в американской версии - Фригга (Frigga)), которую в детстве изнасиловал в парке безумный старик (почему у него изо рта при этом пошла черная жидкость, не поясняется... ;)), отчего та потеряла дар речи. И вот однажды, спустя пятнадцать лет после этого события, Маделен отправляется из деревни в город, но опаздывает на автобус, и ее подбирает "добрый дядя" на шикарном дорогом автомобиле. Дядя Тони девушку спаивает, а потом в течение недели держит на героине, после чего сообщает, что теперь она конкретно подсела на жесткие наркотики и должна будет работать в его подпольном борделе проституткой, чтобы регулярно получать свою дозу. Своему первому клиенту Маделен исцарапала все лицо, за что Тони выколол ей скальпелем глаз (сцена выкалывания глаза крупным планом - ультрареалистичная, но не за счет хитрющих спецэффектов, а просто потому, что глаз выкалывают настоящему трупу...), после чего девушка в его каталоге стала проходить под кличкой "Пиратка"... После этого Маделен перечить уже не стала и покорно отдавалась немногочисленным клиентам (и клиентке-лесбиянке) хозяина (эти сцены показаны в hardcore-деталях, с настоящими проникновениями не только во влагалище, но и в анус, правда, гениталии принадлежат не Линдберг, а специально нанятой для съемки этих кадров проститутке) до тех самых пор, пока не узнала о самоубийстве своих родителей, которым Тони, якобы от ее лица, прислал кучу жестоких писем. Решив, что с нее хватит, Маделен стала копить деньги и тайно, по выходным, обучаться искусству вождения, рукопашного боя и стрельбе. Ну, а когда девушка во всем этом поднаторела, то пришла пора жестокой расплаты...

Теперь, я надеюсь, вполне очевидно, почему фильм был "забанен" в Швеции и не имел там никакого проката. "Самому коммерческому" фильму пришлось паковать чемоданы и срочно ехать в Канны, где хитроумный Бо развернул поистине террористическую рекламную кампанию своему детищу, снабдив повязками для одноглазых со вклеенной рекламой фильма чуть ли не весь город, и устроив перестрелку (!!!) в толпе на набережной, чем вызвал, разумеется, всеобщую панику, которая, правда, немного успокоилась после того, как Кристина Линдберг в стильном черном плаще довольно реалистично начистила морды "плохим парням"... Столь дерзкий промоушен картине, правда, не очень помог в Европе, хотя права на американский прокат незамедлительно купили фирмачи из легендарной AIP (American International Pictures), которые, перемонтировав (было вырезано около 20 минут, включая и все порнографические эпизоды, разумеется) и переименовав фильм в "Они Звали Ее Одноглазой", а при повторном прокате (в связке с "The Photographer’s Models") в "Месть Проститутки", выкинули его на экраны драйв-инов Америки, срубив немало зелени. Только проблема для Бо заключалась в том, что, во-первых, в кастрированном виде это уже был не его фильм, а во-вторых, с заокеанского финансового успеха "Одноглазой" он не получил ни цента, что, видимо, частично стало причиной его неадекватного поведения по отношению к недавнему видеорелизу. "Частично" потому, что у Бо и в молодости были явные проблемы с головой, что прекрасно видно в его фильмах, а сейчас, в относительной старости, и подавно. История эта безумно интересная, и я вам ее сейчас расскажу.

С расцветом DVD-формата огромное количество как культовых, так и просто старых трэш-картин обрело поистине вторую жизнь в зачастую роскошных DVD-релизах. И вот, в начале нового столетия, про "Триллер" вспомнила американская команда энтузиастов, которая, сформировав новый DVD-лейбл "Chrome", связалась с режиссером и купила у него права на американский видеорелиз картины, заодно и получив в свое распоряжение бесценные негативы. Начав работу над цифровым восстановлением ленты и сбором дополнительных материалов, команда "Chrome", однако, поняла, что в одиночку этот проект им не потянуть, а посему обратилась к одному из самых авторитетных людей в индустрии, владельцу лейбла Synapse Films Дону Мэю-младшему (Don May, Jr.) с предложением о совместном релизе. Тот, однако, предложил им альтернативный вариант - покупку "Chrome" со всеми активами в виде лицензии на выпуск фильма и негативами, и издание полностью отреставрированной суперверсии фильма уже под лэйблом Synapse. Сказано - сделано, но тут, как черт из табакерки, выскочил безумный Бо и стал заваливать офис Synapse факсами и электронной почтой (от имени разных людей ;)) с угрозами уголовного преследования, потому как якобы его контракт с "Chrome" был недействительным, хотя все бумаги были, разумеется, в порядке, на них стояла ЕГО подпись, и задаток, выплаченный ему "Chrome", господин Вибениус, понятное дело, не вернул. В течение двух лет пока шла работа над изданием, Бо угрожал Дону Мэю не просто судом, но также Интерполом, ФБР и самое почетное - президентом США Джорджем Бушем, который якобы является большим другом его семьи... Ну, как после этого можно назвать господина Арне адекватным и вменяемым человеком? Вообще, Дону Мэю явно везет на психов и фриков - сначала его автоответчик заваливал пьяными угрозами Джим Ван Беббер (Jim Van Bebber), недовольный DVD-трансфером его фильма "Deadbeat at Dawn" (1988) и оравший "I'll be watching you like a fucking eagle!" (уморительнейшие записи его сообщений выложены на сайте Synapse ;)), а теперь вот Бо Вибениус шлет факсы с угрозами "все рассказать Джорджу Бушу" - ну как можно работать в такой нервной и нездоровой обстановке? ;)

Как бы там ни было, лимитированное двадцатью пятью тысячами DVD-издание "Триллера" в конце 2004-го года поступило в продажу, и благодаря бесплатной тарантиновской суперрекламе (ну, и соответствующей наклейке на упаковке, разумеется ;)) сметалось с полок Wal- Mart как горячие пирожки, приобщая американского обывателя к бескомпромиссному шведскому кинематографу. Ну, а что же герои этого фильма, как сложилась их дальнейшая судьба? Да, в общем-то, нормально: Кристина Линдберг, закончив свою кинематографическую карьеру в начале восьмидесятых (видимо, поизносилась), ударилась в журналистику, где и работает по сей день; ее экранный партнер Хайнц Хопф до девяностых активно работал в кино и на телевидении, а в январе 2001-го умер от рака горла; ну, а безумный Бо Арне, через год после "Триллера" сняв еще один запрещенный цензурой фильм "Breaking Point", окончательно ушел из "большой режиссуры" и сейчас снимает рекламу под крышей собственной конторы "Channel One", подумывая, правда, о "Триллере-2"... Что, вы еще тут сидите? БЕГОМ летите вырубать этот шедевр hardcore-трэш-авангарда, бегом, я сказал, пулей! ;)