Один из пионеров итальянского хоррора, режиссер Риккардо Фреда "ужасный" жанр на самом деле не любил, предпочитая ставить исторические эпики и приключения. Однако продюсеры постоянно подкидывали ему очередные хоррор проекты даже не смотря на то, что к началу семидесятых режиссер заметно сдал как в коммерческом, так и в творческом плане. Что, в общем то, было не удивительно, ибо возраст брал свое, ведь родился Риккардо аж в 1909-м году в Египте. Однако "Печальная Церемония", известная в Италии под длинным названием "Из Секретных Архивов Полиции Европейской Столицы" оказалась настолько плоха, что сам Фреда поспешил благоразумно откреститься от ленты, сделав вид, что он ее не снимал :)

Трое молодых людей и девушка во время отдыха на природе неожиданно попали под сильный дождь и приютились в большом особняке аристократической пары дьяволопоклонников, очень кстати устроивших у себя в подвале черную мессу. В качестве жертвоприношения Люциферу, разумеется, пошла молодая девушка, но в самый последний момент ее друзья предотвратили ритуальное убийство, сбежав из особняка в котором сатанисты стали отчего-то в экстазе "крошить" друг друга. От смерти им, впрочем, убежать так и не удалось, ибо она, как выяснилось позже, преследовала их буквально по пятам...

Культовой эту невнятную низкобюджетную поделку сделали два имени, - Риккардо Фреда и Камилла Китон. Фреда понятно почему, - известный итальянский классик и пионер хоррора, почитаемый ментор легендарного Марио Бавы (Mario Bava) и просто стильный режиссер. Ну а Камилла, - будущая звезда мегакультового "I Spit On Your Grave" (1978), а тогда лишь молодая и, надо заметить, довольно сильно еще прыщавая :), начинающая актриса, волею судеб стартовавшая карьеру не в американском, а в итальянском кино с роли в джиалло "What Have You Done to Solange?" (1972). Ни Риккардо, ни Камилла, однако, режиссерских и актерских чудес нам тут не демонстрируют, участвуя, по сути дела, в откровенном шлаке со слабым сценарием и халтурной кинематографией.

"Слабым" этот сценарий, который писали, если верить титрам, аж ТРИ человека, я назвал еще с натяжкой, ибо вообще сомневаюсь в его присутствии на съемочной площадке, что вылилось в совершенно дебильный и невнятный сюжет, абсолютно непонятные взаимоотношения всех без исключения персонажей, и кучу откровенных нелепостей и нестыковок. О его "качестве" ярко говорит тот факт, что в конце ленты зрителю вынуждены объяснять все то, что они наблюдали на протяжении полутора часов устами "свадебного генерала" Пола Мюллера (Paul Muller), явно обалдевающего от той несусветной чуши, что он вынужден нести с экрана :) И Пол в подобном положении тут вовсе не один, потому что в других микроскопических ролях еще задействованы такие известные любому поклоннику еврокульта люди как Луиджи Пистилли (Luigi Pistilli) и Лучиана Палуцци (Luciana Paluzzi), помимо прочих в массовке, чьи лица мы припоминаем, но имена не знали и не знаем.

Общая слабость, а иногда и полное отсутствие актерских работ объясняется, впрочем, не только идиотским сценарием, но еще и тем, что в картине вообще малозаметна рука режиссера, тем более такого опытного, как Риккардо Фреда. Не зря он всеми силами открещивался в свое время от этой ленты, потому что "Печальная Церемония" выглядит как криво сшитое не пойми из чего лоскутное одеяло, с плохим монтажом, обилием дергающейся ручной камеры и хренового света. При этом в некоторых моментах видна классическая постановка кадра старины Риккардо и не так уж плохо поставленный свет, что дает определенную пищу для размышлений, - вполне возможно старика Фреда просто уволили во время съемочного процесса, поручив доснять картину кому-то другому, но сохранив имя мэтра в титрах. В любом случае, результат оказался подстать американскому названию фильма, весьма печальный ;)

Зато вот кто действительно тут постарался, так это знаменитый оскароносный (за "E.T." и "Alien") спецэффектщик Карло Рамбальди (Carlo Rambaldi), специальный грим и кровавые эффекты которого в картине бесподобны, особенно всаживание меча в лицо одному из персонажей. Правда, под самый конец ленты в идиотском "флэшбэке" этот момент нам показывают бесчисленное количество раз, что создает уже не страшный или трагический, а исключительно комический эффект, но это уже вопросы к монтажеру, а не к господину Рамбальди. Собственно, он единственный из участников всего этого безобразия, действительно отработавший "на все сто" и к которому у меня нет абсолютно никаких вопросов, в то время как про остальных этого сказать, увы, не получается.

Рекомендовать эту весьма скучную и сюжетно идиотскую картину я могу лишь особенно стойким поклонникам еврокульта, любителям качественных кровавых спецэффектов, которых здесь, правда, от силы на минуту, и задорно стоящих сисочек молодой Камиллы Китон, серьезные прыщи которой не удалось скрыть даже толстым слоем грима...