Великолепный готический роман Мэри Шелли "Франкенштейн" ("Frankenstein" by Mary Wollstonecraft Shelley, 1818) почти сразу же привлек внимание кинематографистов, как только появилось немое кино, и с тех пор экранизирован бесчисленное количество раз, с большей или меньшей степенью достоверности. Новая версия, написанная сыном Джона Лэндиса (John Landis), Максом (Max Landis), рассказывает классическую историю с точки зрения ассистента Виктора, Игоря, которого вообще в классическом романе не было... ;)
Циркового горбуна Игоря, увлекавшегося медициной, вызволяет из неволи студент медицинского колледжа Виктор Франкенштейн, который видит в нем идеального помощника для его экспериментов по превращению мертвой материи в живую с помощью электричества. Вдвоем, молодые люди семимильными шагами продвигаются к созданию новой жизни из кусков мертвой плоти животных, в то время как по их следам идет религиозный инспектор Скотлэнд-Ярда Турпин. В итоге, прорывными экспериментами Виктора Франкенштейна заинтересовался сынок одного из самых богатых людей Англии, который предложил ему продолжить их в его родовом замке в Шотландии, где Виктор вместе с Игорем окончательно убедился в пагубности своих желаний создать "нового Прометея" из кусков мертвой плоти...
Скажем прямо, историю Виктора Франкенштейна и его монстра в кино залапали до дыр, до такой степени, что воспринимать ее серьезно уже практически невозможно, и кинематографистам приходится идти на ухищрения, чтобы снова возбудить к ней интерес простого зрителя. В данном конкретном случае они решили пересказать ее с точки зрения ассистента Виктора, Игоря, который по ходу фильма стал "голосом разума" для гениального ученого, одержимого идеей покорения смерти и создания жизни "из ничего" с помощью электричества. Именно Игорь стал центральным персонажем фильма, в котором, в отличие от других картин про Франкенштейна, основное внимание уделяется не монстру, а его создателю, или создателям, как в нашем случае. Ведь именно они, в безрассудной жажде познания, ответственны за появление в нашем мире искусственно созданных монстров, которым нет места в природе. И именно они тяготятся осознанием содеянного, точнее, тяготится этим в основном Игорь, в то время как Виктор Франкенштейн не воспринимает свои неудачи как трагедию, стараясь учиться на собственных ошибках не опуская рук в поисках идеальной технологии создания новой жизни.
С таким подходом эта лента сильно отличается от сонма других экранизаций готической классики, в которых основное внимание уделялось, обычно, монстру, в то время как здесь сам "монстр Франкенштейна" появляется лишь в конце третьего акта всего минут на на десять. Он, кстати, весьма впечатляющ, как и весь art direction картины, полностью снятой в Англии с английскими же актерами и режиссером из Шотландии. Дэниел Рэдклиф в роли Игоря и особенно Джеймс МакЭвой в роли Виктора Франкенштейна составляют идеальный творческий тандем, в котором персонаж Дэниэла пытается быть голосом разума, а Виктор Фарнкенштейн МакЭвоя желает двигать вперед науку, невзирая на религиозные предрассудки и моральные принципы. В итоге, эти два человека не только кардинально изменят жизнь друг друга, но и станут настоящими друзьями, даже несмотря на разногласия и ужасный опыт, через который им обоим предстоит пройти.
Получив на руки "всего" 40 миллионов долларов бюджета, Пол МакГуйгэн умудрился снять на них в Англии восхитительный во всех отношениях триллер, с потрясающе стильным art direction'ом, масштабными экшен сценами и замечательными спецэффектами, часть из которых выполнена на компьютере, а часть снятая "в натуре", с помощью сложного грима и "практических" эффектов. Сам "монстр Франкенштейна", впрочем, как я уже сказал, появляется в картине лишь в конце третьего акта, поэтому основное внимание режиссера, декоратора и спецэффектщиков было уделено созданию аутентичного Лондона девятнадцатого века, с чем они все прекрасно справились, в результате чего зритель видит на экране задымленные грязные улицы бедных кварталов Лондона, ярко контрастирующие с роскошью элитных клубов для высшего общества.
Явно ставя себе целью показ человеческих отношений и моральных дилемм основных участников постановки, фильм не имеет фокуса на созданных Виктором Франкенштейном монстрах, и это идет ему только на пользу, потому что мы и так уже имеем мегатонны фильмов про "монстра", которые забывают об его создателе. А тут упор сделан именно на человеке, стоящем за чудовищем, и кинематографисты пытаются показать и объяснить зрителю не только его мотивы, но и проникнуть в саму душу этого персонажа, которого лучше всего понимает бывший цирковой уродец Игорь, которого в оригинальной новелле вообще не было.
Пригласив на главные роли известных актеров и потратив на производство немалые деньги, 20th Century Fox, отчего то, решили прокатывать ленту в конце ноября, где она столкнется лоб в лоб с мегаблокбастерами, вроде пиксаровского "The Good Dinosaur" и "The Hunger Games: Mockingjay - Part 2", не говоря уже о до сих пор показывающего хорошие позиции "Spectre". Вероятно, студийные боссы решили сделать "ход конем" и поставить эту ленту в качестве "контрпрограммирования" (counter-programming) другим блокбастерам, но эта фишка вряд ли сработает, ибо такие фильмы традиционно лучше ставить на более "спокойные" месяцы вроде октября, или еще лучше января-февраля. Учитывая, впрочем, относительно небольшой бюджет и "громкие имена" как задействованных в ней актеров, так и суперпопулярного литературного первоисточника, я вполне могу допустить что фильм соберет приличную кассу, но не факт. В любом случае, всем поклонникам классической истории будет небезынтересно посмотреть ее новую интерпретацию, тем более, что в конце есть вполне очевидный задел на сиквел. Который будет реализован лишь при условии хороших сборов, разумеется, во что могут внести свою лепту и отечественные зрители. Поэтому идите, и внесите ;)
30 ноября 2015, 02:31 DrMaxistein
Фильм классный! Распустили америкашки ))
30 ноября 2015, 10:42 Kloga
Отличный фильм.
09 декабря 2015, 23:33 serg.prais
Попкорновая поделка не страшная, не удивляющая, не увлекающая. Если это закос под старенькие B-movie то придури маловато.
04 декабря 2016, 17:07 Ah
"Новый взгляд на фантастическую историю Виктора Франкенштейна, на этот раз — с точки зрения его помощника Игоря."
Трейлер чем - то ципанул, поэтому я даже возлагал на этот фильм надежды. А зря, и да простят меня боги за наивность.
Итак. "Новый взгляд", которым так заманивали нас авторы, неожиданно вылился в то, что "Франкенштейн" стал сильно напоминать... "Реаниматора", за понятным исключением крови и кишок, и погружённого в исторический антураж.
Первая напоминалка случилась в сцене когда Виктор, глядя на клетку со львом начинает, как бы, разбирать его на части. Эта сцена мигом включила в памяти знаменитые титры.
Ну а дальше, да что тут говорить, та же ситуация. Молодой гений (студент) одержим победой над смертью, но ему обязательно нужен верный коллега, который находится. Однако у этого коллеги появляется дама сердца, которая отвлекает его от дел, да ещё и будит в нём сомнения. Учёного раздражает эта дама, а даме не нравится учёный. При этот мечущийся между любовью и наукой парень, вроде как главный герой, однако его гениальный товарищ неумолимо перетягивает на себя одеяло.
И это, кстати, занятно. Лавкрафт был вдохновлён на создание Герберта Уэста, романом Шелли, а теперь его текст (разумеется в том виде который он обрёл в фильме Гордона), вливает в Франкенштейна свежие соки. Круг замкнулся.
Хотя о чём это я? На слух это может и весело, но похожесть на "Реаниматора" единственное, что можно увидеть в этом, обещавшем новый взгляд, фильме.
Сам же по себе фильм вышел посредственным, что особенно бросается в глаза в заключительной части, где занятные персонажи уныло сливаются, где возникает ужаснейше скучный монстр, где всё завершается сопливейшим хеппи-ендом.
По сути, только игра Джеймса МакЭвойя, создаёт в этой ленте впечатление жизни, ибо актёр он действительно хороший, и пылкостью своей уступает только Кенету Бране (никто не сравнится с Кенетом Бранай). Виктор в исполнении МакЭвойя - единственный персонаж за которым тут интересно следить.
Джессика Браун-Финдли мне тоже понравилась, а вот Рэдклифф нет, ибо единственное, что в его образе запоминается, это парик. Горб же ему, буквально, слили.
А ещё есть два героя второго плана, на которых возлагались большие надежды, но авторам не удалось сделать с ними ничего путного.
Первый - инспектор Турпин, в исполнении Эндрю Скотта. В начале это очень умный, прозорливый сыщик, который, являясь ярым католиком, видит в деяниях Виктора преступления против Бога. Он хочет помешать Франкенштейну во что бы то ни стало. При этом Турпин действительно хороший человек.
Но в финале, этот персонаж превращается в карикатурного вопящего фанатика, у которого не хватает ума для разумных действий. Он словно призван олицетворять толпу с факелами и вилами.
Второй - Финнеган, в исполнении Фредди Фокса. Это манерный, и очень богатый молодой человек смекнувший, что открытие Виктора можно использовать в своих целях. Однако, этого парня с наполеоновскими планами ликвидируют быстро и тупо.
А ведь именно эти двое могли внести в сюжет тот самый новый взгляд, который нам обещали авторы.
В итоге нам предоставляют только очередного скучного (очень скучного) монстра-качка, который всё крушит и ломает. Да обезьяна в середине фильма впечатляла гораздо больше!
Итог. Неплохая режиссура, неплохая игра актёров (МакЭвойя), и несколько удачных сцен (обезьяна), разумеется не поваляют назвать фильм халтурой.
"Виктор Франкенштейн" это посредственность, и нового взгляда в нём нет.