Остро переживая трагическую гибель своей музы, двадцатисемилетней Соледад Миранды (Soledad Miranda), в начале семидесятых Джесс с головой погрузился в работу, желая выплеснуть переполнявшие его грустные мысли в творчестве. Для (временного) избавления от диктата продюсеров он основал собственную контору, Prodif Films, под крылом которой и снималась эта ода ушедшей в иной мир актрисе...

Молодая девушка Кристина прибывает из Англии в поместье своего отца, недавно покончившего жизнь самоубийством, чтобы лично присутствовать на зачитке завещания. В фамильном замке Монсеррат (Monserrat) ее встречают эксцентричные родственнички в лице: развеселого дядюшки Говарда, с воодушевлением играющего вальс умирающей на втором этаже прислужнице; мрачной тетушки Абигайль, не выказывающей вообще никаких эмоций по поводу Кристины; постоянно курящей и вульгарно накрашенной Карменс, с явными лесбийским наклонностями; ну и дополняет общую картину их придурковатый прислужник, (чуть не написал "кот" ;)) Базилио, в колоритном исполнении самого Франко. В замке у девушки начинаются явные галлюцинации, и ее постоянно мучают ночные кошмары, в которых она застает членов семьи за неприглядными делами: то тетушка Абигайль вместе с Базилио снимают с отрубленной руки старушки кольца с драгоценностями; то в комнате на полу неожиданно появляется огромный черный фаллос; то Карменс смачно сосет кровь, надрезав грудь худенькой слепой девушки маникюрными ножницами; а иногда за ней гоняется сама Королева Тьмы... О которой, кстати, предупреждал Кристину и покойный папенька, также являющийся ей во сне, и умоляющий девушку убираться поскорее из этого прОклятого места. Девушка, однако, не послушалась, и вскоре сама отошла в мир теней, присоединившись к мертвым родственникам...

Пожалуй, это один из самых лиричных и грустных фильмов Франко того периода, снятый им на родине Соледад Миранды, в Португалии. Под завораживающую и отнюдь не веселую музыку Бруно Николаи (Bruno Nicolai, любимый дирижер Морриконе) мы наблюдаем за удивительным путешествием героини по тонкой грани между сном и бодрствованием, этим и иным миром, здоровым сознанием и безумием. Эксцентричные и в своем абсурде иногда комичные сцены сменяются чистым сюрреализмом сна, в котором нет ни логики, ни цели - только чистые образы, фантасмагоричность которых ограничена лишь режиссерской фантазией. Многочисленные съемки ручной камерой меняются на статичные планы, помещения замка - на красивый сад, день сменятся ночью и наоборот. В этом фильме мало логики, но она в нем и не нужна, так как картина является просто чувствами, перенесенными на целлулоид, а чувства и эмоции, как известно, логики не поддаются...

Снятый в 1971-м году под именем "Ночь, когда Умерли Звезды" (La Nuit Oa Nuit Ou Les Etoiles Meurent) в содружестве с французской Eurocine, этот явно необычный и откровенно авторский фильм моментально столкнулся с прокатными проблемами - владельцы кинотеатров не хотели его брать. Диалог, при этом, был примерно следующим:[br][br] Владелец кинотеатра: У вас есть какие-нибудь эротические фильмы?[br] Eurocine: Ну конечно, у нас есть "Девственница Среди Живых Мертвецов"![br] Владелец кинотеатра: Нет, нет! Нам нужны ЭРОТИЧЕСКИЕ фильмы![br][br] Что ж, эротические так эротические, и в 1973-м году Eurocine переименовывает фильм в "Кристину, Королеву Эротизма" (Christina, Princesse De L'erotisme), вырезает оттуда все отсылки к зомби и немногочисленные "ужасные" моменты, добавляет еще секс-сцен (доснятых другим режиссером) и благополучно выпускает в прокат. Эти "переделки", однако, были только началом. В 1980-м, когда на волне бешеного успеха фульчевского "Зомби" кинотеатры активно требовали "продолжения банкета", фирмачи подсуетились снова, на этот раз вырезав большую часть секса, вернув в фильм "ужасные" эпизоды Франко, и наняв Жана Роллена (Jean Rollin), чтобы он доснял зеленолицых зомби, вылезающих из куч опавших листьев и гоняющихся по лесу за главной героиней... Позже, в середине восьмидесятых, была сделана еще и "телевизионная версия", в которой убрали вообще всю обнаженку, а потом пошло-поехало, и на видео разных вариантов этого фильма вышло бессчетное множество - с обнаженкой, без обнаженки, с "замазанной" обнаженкой, на десять минут больше, на десять минут короче... Все эти варианты, разумеется, не имели ничего общего с оригинальной режиссерской версией, которая, кстати говоря, совсем не длинная, идет всего 79 минут. Смотреть, разумеется, нужно именно эту, оригинальную авторскую версию, которая теперь доступна на DVD от IMAGE Entertainment. По сравнению с сонмом откровенной халтуры, этот фильм Франко на удивление хорош и действительно является "авторским кино", а не очередной дешевой поделкой снятой им за пару дней, чтобы заплатить по коммунальным счетам этого месяца. Рекомендуется не только любителям старика Джесса, но и всем, кто не равнодушен к интересному, атмосферному и сюрреалистичному авторскому кино...