"Новый Кошмар" Веса Крейвена технически - впрочем, как и логически - НЕ является продолжением культового франчайза. Однако этот фильм входит в boxset "The Nightmare On Elm Street Collection", поэтому можно считать, что официально студия считает его частью сериала. На самом деле похождения Фредди действительно закончились в шестой части, где его окончательно уничтожили (хотя всем известно, что настоящее зло никогда не умирает) - в этом фильме старого Фредди нет, но есть злой дух, использующий его образ. Однако не будем забегать вперед, а расскажем лучше о сюжете.
Актриса Хитер Ландженкамп, звезда первого "Кошмара На Улице Вязов", живет спокойной размеренной жизнью в пригороде Лос Анджелеса, Голливуде, где и положено жить актрисе. Она состоит в счастливом браке со специалистом по спецэффектам, и у них есть маленький сын, Дилон. Однако не все так спокойно и безоблачно в ее жизни, как это может показаться на первый взгляд. Ее терроризирует телефонными звонками некий псих, говорящий голосом Фредди и считающий ей по телефону культовую считалочку. А в последнее время и вообще ей стали сниться кошмары, очень-очень похожие на реальность. По всей видимости, подобные кошмары снятся и ее сыну, Дилону, причем в них постоянно фигурирует один и тот же персонаж - Фред Крюгер... Но все это еще лишь цветочки, ягодки начинаются тогда, когда Хитер понимает, что все таинственные события, которые происходили вокруг нее в последнее время, отнюдь не плод ее воспаленного воображения, и что реальная действительность куда страшнее самого страшного кино...
Да, да, и еще раз да - Фредди вернулся, только на этот раз уже в новом, по-настоящему страшном и "темном" обличии. И этот Фредди - уже не та жизнерадостная и хохмящая версия, которую представлял на экране актер Роберт Инглунд, а самое что ни на есть чистейшее зло, которое обитало на земле всегда и решило наконец-то выбраться из мира грез в реальный мир. По версии Веса Крейвена, это зло просто было поймано на десять лет внутри истории про Фредди, но Фредди больше нет - в шестой части его окончательно убили, тем самым уничтожив оковы, сдерживавшие это зло, и теперь оно хочет проникнуть в наш мир, используя Хитер как врата, что вполне логично, ведь именно она впервые "победила" Фредди...
Этот фильм является попыткой Крейвена вернуться к истокам, к чистому жанру триллера/ужасов, в ключе которого и был полностью выдержан первый фильм. Однако невозможно через десять лет снять то же и так же, как это было в 1984, поэтому Крейвен привнес в свой фильм еще и постмодернистские элементы "фильма про фильм", окончательно запутав зрителя и порадовав киномана, показав ему изнутри всю "киношную кухню" с потрохами. Этот фильм, пожалуй, стал прямым предшественником знаменитого "Крика" ("Scream", 1996), где эти элементы стеба над киношными клише и закулисой достигли своего апогея. А пока мы смотрим лишь фильм о том, как собираются снимать новый фильм про Фредди, в котором собираются снимать новый фильм про Фредди, где собираются снимать новый фильм про Фредди... Одним словом - это надо смотреть, словами описать это непросто.
Раз новый "фильм про Фредди" подвергся коренному пересмотру и выдержан в относительной "жанровой чистоте", то вполне очевидно, что пересмотру подвергся не только сам персонаж Фреда Крюгера, но и его внешний вид. Теперь Фредди по-настоящему пугает, являясь обладателем более чем инфернальной внешности и новой перчатки "биомеханического" дизайна. Теперь он в основном держит язык за зубами, предпочитая прежним хохмам прямое действие. И действие это, я вас заверяю, разрушающее!
Последний (на сегодня) фильм о Фредди Крюгере местами действительно страшен. Плюс к этому, сценарий картины по-настоящему отличный, с огромным количеством неожиданных поворотов, сценарных подвохов и постмодернистских изысков, безусловно порадующих истинных синефилов. Эта картина порадует не только фэнов сериала, но и просто ценителей умных, лихо закрученных триллеров, снятых настоящим профессионалом своего дела, да и просто талантливым режиссером Весом Крейвеном. "Новый Кошмар" - это неожиданное развитие темы сериала "Кошмар На Улице Вязов", так сказать, взгляд на его персонажей под другим углом. И "взгляд" этот действительно стоит того, чтобы его посмотреть!
P.S. Фильм, что неудивительно, не стал кассовой сенсацией наподобие "Криков" (хоть и эксплуатирующих те же идеи, но подающих их в намного более "мягком" ключе, ориентируясь на молодежную аудиторию), собрав в прокате всего около 18 миллионов долларов. Но относительная прокатная неудача была компенсирована несколькими номинациями и призами, которые фильм собрал на престижных кинофестивалях. И еще один любопытный факт: в картине есть множество сцен землятресений, которые, не так уж и редки в Калифорнии, однако буквально через две недели после окончания съемок разразилось одно из самых мощных землятресений в этом регионе. Вот так вымысел напрямую перекликается с реальностью... (Съемочная группа сняла реальные развалины после этого землятресения и вставила эти сцены в свой фильм.)
04 марта 2007, 10:10 Лиса
отличная статья! фильм и правда клёвый). и Фред там другой, злой.
23 апреля 2007, 04:48 Ash
Лиж первый фильм лучше.
07 июля 2013, 18:05 youphie
Полностью согласен. Первый фильм - исключительный случай, когда всё в нём сработало, и создатели постарались на отлично. Сколько фильмов я не смотрел, не видел ни одного лучше.
Что касается нового кошмара, то он, наверное, больше всего понравился тем, кто принимал участие в создании, но никак не зрителям. Если честно, то мне почему-то кажется, что все, кто вторит американским критикам, которые знают о киноиндустрии больше рядовых зрителей, просто лицемеры. Этот фильм не страшный, Фредди там, по факту, отсутствует, музыка совершенно не дополняет атмосферу, а элементы постмодерна, опять же, для рядового зрителя ничего существенного в произведение не добавляют. Вообще, на мой взгляд, постмодерн - следствие отсутствия свежих идей.
Единственный светлый момент в фильме для меня, это когда Джон Саксон появляется в образе лейтенанта Томпсона.
01 февраля 2010, 20:54 den47
Фильм слаб. Им самим они просто взяли и плюнули на всю вселенную Фредди. Позор Крейвену! 3\10
15 февраля 2010, 13:56 dimka.qwer
Я считаю этот фильм одним из лучших в карьере Крейвена и седьмая часть наряду с первым Кошмаром является жемчужиной серии "КНУВ". 10 из 10!
01 декабря 2011, 14:27 Ah
Ещё до появления "Криков", Крейвен уже показал себя мастером постмодерна. Этот фильм был бы невозможен без первой части (как и всей серии), но эта игра с реальностью в кино и сделала его таким шедевральным. А главное . никакой иронии.
P.S. - Мне здесь дико жаль убитую няньку.
27 июня 2021, 16:51 Бобруйский Маньякъ
«Лошадь сдохла — слезь».
В «номерных» франшизах, как в казино, самое главное — вовремя остановиться. В случае с «Кошмаром на улице Вязов» стоило бы остановиться уже на номере 4, так как шестой (и, нет, я не перепутал последовательность) на фоне предыдущих четырёх смотрелся откровенно бледно, а пятый так и вообще вызывал вопрос — «а NoES-то тут при чём вообще?».
Ну а «седьмой»… ГМ. В седьмом Уэс Крейвен взял дефибриллятор и мастерски, на пятерочку, выполнил полный курс реанимационных предприятий… по отношению к полусгнившему трупу.
А смысл?