Наконец то один из самых культовых жанровых режиссеров современности, Джон Карпентер, решил выползти из своей калифорнийской VIP-берлоги и порадовать общественность новой полнометражной работой. Ведь не делал он этого уже без малого десять лет, со времен провалившегося в прокате и оплеванного критиками "Ghosts of Mars" (2001), а два эпизода кабельного сериала "Masters of Horror" не в счет. Видимо, окончательно устав от безделья но не желая, тем не менее, особенно перенапрягаться, ибо возраст уже, знаете ли, далеко не детский ;), Карпентер выбрал для своего "камбэка" относительно низкобюджетный (10 миллионов долларов) проект с небольшим количеством персонажей, действующих в одной локации.

Молодую девушку Кристен в 1966-м году упекают в местную психушку где творятся, судя по всему, довольно мрачные вещи. Там она знакомится с другими обитателями женского отделения, которых пытается лечить доктор Стрингер, обладающий мягким голосом с пугающими нотками. Буквально кожей ощущая скрытую угрозу, Кристен во что бы то ни стало пытается выбраться из больнички, но ее ловят вновь и вновь, а угроза вскоре принимает вполне ясные и весьма зловещие очертания...

Не желая вновь становиться "человеком-оркестром" который и продюсирует, и сценарий пишет, и музыку сочиняет, да еще и режиссирует проект в придачу, в "Палате" Карпентер ограничился исключительно режиссерскими функциями, доверив написание музыки Марку Килиану (Mark Kilian), а сценария - братьям Майклу и Шону Расмуссенам (Michael & Shawn Rasmussen), которые выдали на-гора грамотный психологический триллер с толикой потусторонней мистики и эффектными сюжетными поворотами. Так как успех подобных фильмов в довольно большой степени зависит от качества актерского ансамбля, первостепенной задачей Джона был адекватный подбор актеров, с чем он справился блестяще, пригласив в картину как людей, уже снимавшихся в жанровых лентах, вроде Амбер Хёрд, Даниэль Панабэйкер и Джереда Хэрриса, так и совершенно свежих в этом смысле актрис, вроде Лоры-Ли или Мэми Гаммер. Впрочем, жанровый опыт или его отсутствие не играет большого значения если человек талантлив, а управляет съемочным процессом такой заслуженный ветеран как Джон Карпентер, который уже давно совершенно точно знает чего конкретно он хочет и как именно этого добиться.

Вот и в своем новом фильме он не использует практически ничего из новомодных кинотехнологий, вроде 3D или засилья компьютерной графики, зато вовсю пользуется любимым стэдикамом (правда не в формате Panavision, впервые со времен дебютного "Dark Star", 1974) и "практическими" эффектами везде, где это имеет смысл. Специальным гримом и эффектами, кстати, занимались парни из KNB, хотя и без компьютерной пост-обработки, разумеется, не обошлось, но сведена она к минимуму. Таким образом, Джону удалось с одной стороны сделать свою новую картину весьма "олдскульной", а с другой, - вполне современной, что вкупе с его фирменным визуальным стилем и идеальным чувством ритма помогает зрителю с головой окунуться в рассказываемую историю, не ожидая подвоха. Который там, разумеется, есть, и не один ;)

Не растеряв за годы способности грамотно нагнетать саспенс и подавать обычные, вроде бы, вещи с необычных ракурсов, Джон втягивает зрителя в историю Кристен постепенно, по ходу дела обманывая наши ожидания. Так, играя на насмотренности жанровых зрителей и их знании стандартных подводок к очередной "пугалке", Джон пугает нас по-настоящему вовсе не там, где мы рассчитываем увидеть нечто страшное. И перед ним за это надо снять всем шляпу, ибо в начале второго десятилетия двадцать первого века уже довольно сложно наполнить свой фильм действительно пугающими моментами, тем более в таком расхожем жанре как "хоррор в психушке", пускай и психологический. Некоторые эпизоды, впрочем, развиваются по вполне предсказуемым классическим канонам, так что не стоит думать, будто весь фильм Джон водит нас за нос. Нет, не весь, что, может быть, и к лучшему, ибо хочется же иногда почувствовать себя умнее режиссера и сценариста "предсказывая" то, что произойдет в дальнейшем на экране :) Тут главное, впрочем, не переборщить, и Джону удалось сохранить эту тонкую грань между "жанровой знакомостью" и пугающей неожиданностью. Одно слово, мастер! Чего тут еще скажешь?

Сказать, впрочем, еще можно многое :) Ну, например, то, что снимался фильм в настоящем здании психиатрического госпиталя, правда, в пустующем крыле, но все-же, ведь реальные психи были совсем рядом, да и атмосфера места соответствовала. Еще можно сказать что новая работа маэстро, к сожалению, скорее всего минует американский прокат, во всяком случае широкий, и пойдет там прямиком на видео, что весьма печально, ибо качество картины на очень высоком уровне. Джону это, впрочем, все по барабану, а вот заокеанским зрителям желающим посмотреть его новый фильм на большом экране, такая возможность может и не представиться. Зато нам (и кое-кому из европейцев) она представилась, ибо картина идет сейчас в нашем прокате, правда с не очень хорошим дубляжом и в маленьком числе залов. Но хоть идет, так что не упустите свой шанс посмотреть "камбэк" маэстро на большом экране, и уж поверьте, он того стоит!