Эта картина в силу разных обстоятельств практически неизвестна широкому зрителю, хотя она является не только культовым фильмом, но и настоящим шедевром в самом широком смысле этого слова. И как это зачастую бывает с настоящими шедеврами, у фильма была исключительно тяжелая производственная и непростая прокатная судьба...
На небольшой остров Саммерайленд, расположенный недалеко от Шотландии, для расследования исчезновения местной девочки прилетает сержант Гови, полицейский инспектор с "большой земли" и убежденный христианин. На острове, однако, он моментально сталкивается с холодной враждебностью местных жителей по отношению к его расследованию и к нему самому. Сначала все утверждают, что никогда не видели девочки, фотографию которой полицейский показывает жителям острова, что ничего о ней не знают, но через некоторое время Гови удается выяснить, что девочка такая на острове все-таки была. С этого момента те же самые люди, что вначале утверждали, будто никогда ее не видели, внезапно "вспомнили", что действительно, была такая девочка в их рядах, но, к сожалению, полгода назад скончалась. Вскрыв ее могилу, полицейский находит в гробу вместо трупа кроличью тушку... Помимо очевидного заговора местных жителей с целью сокрыть истинную причину произошедшего с девочкой, сержант видит, что все без исключения жители острова во главе со своим лидером, лордом Саммерайлом, практикуют ритуалы одной из древних кельтских языческих религий. Однако сержант и не догадывался, что истинная причина исчезновения девочки кроется в нем самом, и что очень скоро придет его черед поучавствовать в древнем языческом ритуале...
Для своего времени эта картина во многих аспектах была революционной и предельно неоднозначной, ибо поднимала многие вопросы (особенно религиозного и морального характера), о которых люди предпочли бы помалкивать. Масла в огонь подлило и то обстоятельство, что многие актеры, занятые в этой картине, асоциировались у массового зрителя с horror-жанром и непосредственно студией Хаммер (Кристофер Ли, Ингрид Питт (Ingrid Pitt), и каково же было их удивление, когда вместо привычных уже "вампирских" и прочих вымышленных ужасов, зрители видели на экране обычные, бытовые, казалось бы, вещи, которые, однако, на поверку оказывались намного страшнее самой изощренной фантазии... "Простая публика" по этой причине картину в основной своей массе воспринимала негативно, в то время как критики и немногочисленная категория "думающих зрителей", наоборот, оценила фильм очень высоко.
На самом деле, как я уже отметил выше, процесс создания и последующей дистрибуции картины проходил очень трудно. Фильм финансировался студией British Lion Films на пороге своего банкротства, поэтому бюджетных средств на него было выделено минимальное количество. В связи с этим некоторые актеры (в частности, Кристофер Ли) и члены творческой группы работали на чистом энтузиазме, бесплатно, лишь из любви к искусству, ибо сценарий действительно был потрясающе хорош и оригинален. Хотя действие картины происходит в конце апреля/начале мая, то есть уже теплой весной, фактически же фильм снимался в октябре-ноябре, когда на острове уже было более чем прохладно, что доставляло огромное количество дополнительных проблем большинству актеров и съемочной группе. Из-за недостатка бюджета количество съемочных дней было сокращено до предела, что заставляло всех участников постановки работать буквально на износ по 16 часов в день (и ночь). Когда же фильм с огромным трудом был отснят и начерно смонтирован, то из-за разгильдяйства одного из складских работников студии оригинальный негатив и гора неиспользованного материала были навсегда утрачены, что оставило мир лишь с несколькими десятками копий фильма в различных стадиях готовности.
С дистрибуцией, очевидно, у картины также были серьезные проблемы. Первое, что потребовали продюсеры - сократить фильм со ста с лишним минут как минимум на четверть часа, что и было проделано без ведома режиссера. Более того, даже у этой "короткой" (102 минуты) версии есть еще более короткая - 88 минут, сделанная западными дистрибьюторами для мирового (читай американского) проката... Снятый в 1973 году в Америке фильм начали прокатывать лишь два года спустя в ограниченном количестве залов, хотя там, в отличе от родины, картину приняли достаточно благосклонно как критики, так и рядовые зрители, и фильм даже имел относительный коммерческий успех. Однако после ограниченного проката картина будто канула в лету, и даже во времена "видеобума" восьмидесятых-начала девяностых ее даже не издали на видео! Одним словом, у фильма была весьма нелегкая судьба, но именно так и рождаются настоящие культовые шедевры, так что "on the long run" это даже пошло фильму на пользу.
На самом деле эта картина выполнена просто на высочайшем творческом уровне. В ней подобраны и потрясающе играют замечательные британские актеры: Эдвард Вудвард, ветеран британской сцены и в то время весьма популярная личность на телевидении (благодаря участию в некоторых исключительно успешных телесериалах) просто идеально вписался в роль сержанта Гови, честного христианина и человека долга, которого, однако, вера во Христа не спасла ни от сомнений, ни от страха перед смертью. Кристофер Ли же просто роскошен в образе владельца острова и идейного лидера местной коммуны жителей - лорда Саммерайла. Ли настолько органичен и естественен в местами эксцентричном, но по сути очень "темном" и фанатичном образе лидера местных язычников, что его игра заслуживает вознесения на самые высокие ступеньки пантеона великих актеров современности. И кстати, сам Ли считает свою работу в этом фильме - лучшей ролью за всю свою творческую карьеру.
Естественно, в дополнение к замечательной актерской работе, несмотря на мизерный бюджет, все технические аспекты продукции выполнены на подобающей высоте. Картина прекрасно снята и смонтирована (я веду разговор о 102-минутной "британской" версии), а во многих ключевых местах весьма к месту звучит музыка композитора Пола Джованни (Paul Giovanni), для которого это был первый и, к сожалению, последний опыт работы в кино. Вообще же, что касается музыки, то в первой половине фильма есть несколько музыкальных номеров (сцена соблазнения сержанта, танец весны...) с явными отсылками к традициям мюзикла, жанра довольно легкомысленного, что, тем не менее, идеально вписалось в общую повествовательную конву этой серьезной картины.
Этот фильм смотрится на одном дыхании даже сейчас, по прошествии тридцати лет со дня его выпуска, что говорит об исключительном таланте его создателей и только подтверждает, что свой культовый статус картина получила вполне заслуженно. Фильм этот действительно "horror for the thinking people", как сказал Кристофер Ли, и любому "думающему человеку" просто необходимо ознакомиться с данным шедевром. Более же "легкомысленные" особы, я думаю, ничего не потеряют, этот фильм не посмотрев...
21 января 2009, 14:16 autopsy
Фильм - гавно полное. Сельскохозяйственный фильм ужасов. Но, определенно, является важным в истории жанра...
23 апреля 2009, 14:41 Адольф Крамер
Дерьмовое кино. Начитался в свое время много положительных отзывов на него. Не понял я что в нем такого великого. Актеры играют отвратительно, особенно главный герой, идиотский песни и пляски. Идиотизм в каждом кадре. Смотрел и не понимал, тот ли это Плетеный человек о котором я читал
11 января 2010, 15:23 Horror Fan
autopsy и Адольф Крамер
Этот фильм расчитан на серьезную аудиторию, а не на таких, как вы, кого называют детьми Шарикова. Ваш уровень - пиво, мат и замызганные подворотни. И фильмы ужасов типа "крика" или еще какой-нибудь дешевки. Не суйтесь в подобное кино, дегенераты.
26 мая 2009, 20:04 Anti-autopsy&Крамер
Предыдущие комментарии, судя по всему, оставляли любители крутых американских боевиков с крутыми спецэффектами. Мое мнение таково: отличный фильм и сюжет, замечательная игра актеров. Полностью согласен с автором статьи Сергеем Меренковым.
22 сентября 2009, 23:51 Ah
Фильм даже не отличный, он мегагениальный и уникальный, ибо подобного больше нет и не будет. Даже зарание зная концовку, (и тихо посмеиваясь над напыщеностью главного героя) меня прброло до глубины души. Всё снято безукаризненно, можно наслаждатся каждой сценой. Актёры - сплош точные попадания в обраы (учительници и глав. герой особенно).
Увы находятся у нас ещё таварищи "кинолюбы" которые не вкуса не имеют, не понемания.
11 января 2010, 15:25 Horror fan
Фильм великолепный. Но только для тех, кто умеет думать. Авторам двух верхних отзывов, конечно, не понравится. Я о них высказался в ответе на их комменты.
11 марта 2010, 01:49 Васяткин
Шедевр! Очень глубокий, умный и жесткий фильм. Недавний ремейк с Николасом Кейджем - лишь бледная тень оригинала
16 декабря 2010, 12:54 edinorojek
Фильм настолько кинематографически-органичен, что и смотрится на одном дыхании, и удивляет. Музыкальные фрагменты работают совсем по Брехтовски - "очуждение", потому очень органичны в структуре фильма. А эротизм... "Сексом всё дышит вокруг." Он естественен для этой картины, потому не воспринимается даже как что-то отделенное от реальности острова. Финал просто шокирующе хорош.
PS. Недавний римейк этого не идет ни в какое сравнение с оригиналом.
23 января 2012, 01:12 Я
Сперва я смотрел ремейк. Лишь потом вот этот "шедевр". Больше всего меня поразило то, что в очевидно попсовом фильме с Кейджем языческая вера действительно прочувствованна; дух религии островитян не излагается рационалистически(что выглядит просто смешно) зловещим лордом, а буквально просвечивает сквозь ритуалы и всю атмосферу, царящую на острове, сквозь их образ жизни - и "просвечивает" с такой яркостью, что в результате внешние ритуальные проявления религии просто растворяются в этом ужасающем свете дикой и чужой для нашего мира(всмысле реалий нашего времени) Веры. Хотя и надо признать, что некоторые комичные моменты могут помешать зрительскому восприятию...
В оригинальной же версии фильма всё просто тонет в этой мишуре и бесконечной клоунаде, которой нет конца. Какие то пионерские гулянки и гимны-щиталочки для скаутов представленные как "языческие"(или как часто уточняют - "кельтские") - это уже просто убожество!
19 декабря 2019, 12:59 morf
Интересно, автор смотрел документальмое 40-минутное, кажется, кино о фильме? Я смотрел, и, основываясь на отсмотреном материале, где лорд заявляет о сохранности оригинального негатива, делаю вывод что, как и Уродцы Браунинга, шедевры не доступны в полной мере обывателям. Грусть в такие моменты охватывает. Но, несмотря на все «увы», фильм — шик и блеск кинематографа.