Эта картина в силу разных обстоятельств практически неизвестна широкому зрителю, хотя она является не только культовым фильмом, но и настоящим шедевром в самом широком смысле этого слова. И как это зачастую бывает с настоящими шедеврами, у фильма была исключительно тяжелая производственная и непростая прокатная судьба...

На небольшой остров Саммерайленд, расположенный недалеко от Шотландии, для расследования исчезновения местной девочки прилетает сержант Гови, полицейский инспектор с "большой земли" и убежденный христианин. На острове, однако, он моментально сталкивается с холодной враждебностью местных жителей по отношению к его расследованию и к нему самому. Сначала все утверждают, что никогда не видели девочки, фотографию которой полицейский показывает жителям острова, что ничего о ней не знают, но через некоторое время Гови удается выяснить, что девочка такая на острове все-таки была. С этого момента те же самые люди, что вначале утверждали, будто никогда ее не видели, внезапно "вспомнили", что действительно, была такая девочка в их рядах, но, к сожалению, полгода назад скончалась. Вскрыв ее могилу, полицейский находит в гробу вместо трупа кроличью тушку... Помимо очевидного заговора местных жителей с целью сокрыть истинную причину произошедшего с девочкой, сержант видит, что все без исключения жители острова во главе со своим лидером, лордом Саммерайлом, практикуют ритуалы одной из древних кельтских языческих религий. Однако сержант и не догадывался, что истинная причина исчезновения девочки кроется в нем самом, и что очень скоро придет его черед поучавствовать в древнем языческом ритуале...

Для своего времени эта картина во многих аспектах была революционной и предельно неоднозначной, ибо поднимала многие вопросы (особенно религиозного и морального характера), о которых люди предпочли бы помалкивать. Масла в огонь подлило и то обстоятельство, что многие актеры, занятые в этой картине, асоциировались у массового зрителя с horror-жанром и непосредственно студией Хаммер (Кристофер Ли, Ингрид Питт (Ingrid Pitt), и каково же было их удивление, когда вместо привычных уже "вампирских" и прочих вымышленных ужасов, зрители видели на экране обычные, бытовые, казалось бы, вещи, которые, однако, на поверку оказывались намного страшнее самой изощренной фантазии... "Простая публика" по этой причине картину в основной своей массе воспринимала негативно, в то время как критики и немногочисленная категория "думающих зрителей", наоборот, оценила фильм очень высоко.

На самом деле, как я уже отметил выше, процесс создания и последующей дистрибуции картины проходил очень трудно. Фильм финансировался студией British Lion Films на пороге своего банкротства, поэтому бюджетных средств на него было выделено минимальное количество. В связи с этим некоторые актеры (в частности, Кристофер Ли) и члены творческой группы работали на чистом энтузиазме, бесплатно, лишь из любви к искусству, ибо сценарий действительно был потрясающе хорош и оригинален. Хотя действие картины происходит в конце апреля/начале мая, то есть уже теплой весной, фактически же фильм снимался в октябре-ноябре, когда на острове уже было более чем прохладно, что доставляло огромное количество дополнительных проблем большинству актеров и съемочной группе. Из-за недостатка бюджета количество съемочных дней было сокращено до предела, что заставляло всех участников постановки работать буквально на износ по 16 часов в день (и ночь). Когда же фильм с огромным трудом был отснят и начерно смонтирован, то из-за разгильдяйства одного из складских работников студии оригинальный негатив и гора неиспользованного материала были навсегда утрачены, что оставило мир лишь с несколькими десятками копий фильма в различных стадиях готовности.

С дистрибуцией, очевидно, у картины также были серьезные проблемы. Первое, что потребовали продюсеры - сократить фильм со ста с лишним минут как минимум на четверть часа, что и было проделано без ведома режиссера. Более того, даже у этой "короткой" (102 минуты) версии есть еще более короткая - 88 минут, сделанная западными дистрибьюторами для мирового (читай американского) проката... Снятый в 1973 году в Америке фильм начали прокатывать лишь два года спустя в ограниченном количестве залов, хотя там, в отличе от родины, картину приняли достаточно благосклонно как критики, так и рядовые зрители, и фильм даже имел относительный коммерческий успех. Однако после ограниченного проката картина будто канула в лету, и даже во времена "видеобума" восьмидесятых-начала девяностых ее даже не издали на видео! Одним словом, у фильма была весьма нелегкая судьба, но именно так и рождаются настоящие культовые шедевры, так что "on the long run" это даже пошло фильму на пользу.

На самом деле эта картина выполнена просто на высочайшем творческом уровне. В ней подобраны и потрясающе играют замечательные британские актеры: Эдвард Вудвард, ветеран британской сцены и в то время весьма популярная личность на телевидении (благодаря участию в некоторых исключительно успешных телесериалах) просто идеально вписался в роль сержанта Гови, честного христианина и человека долга, которого, однако, вера во Христа не спасла ни от сомнений, ни от страха перед смертью. Кристофер Ли же просто роскошен в образе владельца острова и идейного лидера местной коммуны жителей - лорда Саммерайла. Ли настолько органичен и естественен в местами эксцентричном, но по сути очень "темном" и фанатичном образе лидера местных язычников, что его игра заслуживает вознесения на самые высокие ступеньки пантеона великих актеров современности. И кстати, сам Ли считает свою работу в этом фильме - лучшей ролью за всю свою творческую карьеру.

Естественно, в дополнение к замечательной актерской работе, несмотря на мизерный бюджет, все технические аспекты продукции выполнены на подобающей высоте. Картина прекрасно снята и смонтирована (я веду разговор о 102-минутной "британской" версии), а во многих ключевых местах весьма к месту звучит музыка композитора Пола Джованни (Paul Giovanni), для которого это был первый и, к сожалению, последний опыт работы в кино. Вообще же, что касается музыки, то в первой половине фильма есть несколько музыкальных номеров (сцена соблазнения сержанта, танец весны...) с явными отсылками к традициям мюзикла, жанра довольно легкомысленного, что, тем не менее, идеально вписалось в общую повествовательную конву этой серьезной картины.

Этот фильм смотрится на одном дыхании даже сейчас, по прошествии тридцати лет со дня его выпуска, что говорит об исключительном таланте его создателей и только подтверждает, что свой культовый статус картина получила вполне заслуженно. Фильм этот действительно "horror for the thinking people", как сказал Кристофер Ли, и любому "думающему человеку" просто необходимо ознакомиться с данным шедевром. Более же "легкомысленные" особы, я думаю, ничего не потеряют, этот фильм не посмотрев...