В тихом датском пригороде Соргенфри (Sorgenfri), где в типовых двухэтажных таунхаусах живут благополучные датчане, началась эпидемия нового вируса, и всех посадили на карантин. Который поначалу не доставлял особых проблем, но с каждым днем становилось всё хуже и хуже. А когда стало совсем плохо и захотелось сбежать из оцепленного военными кордонами города, то люди поняли, что очутились в зомби-апокалипсисе.
   Можно с уверенностью сказать, что профинансированный кучей европейских кинофондов "Sorgenfri" (оригинальное датское название ленты, по месту действия) - это первый полноценный датский зомби-фильм. До этого снимали там, конечно, и другие фильмы про зомби, но все они были любительскими видеоподелками, в то время как над этой лентой поработали профессионалы как за, так и перед камерой. Причем перед камерой сыграли не последние для Дании актеры, вроде Троэльса Либи, засветившегося в начале карьеры у Ларса Фон Триера в "Идиотах" (Lars von Trier "Idioterne", 1998) и активно снимающегося для кино и телевидения по сей день. Именно Троэльс выдал тут, как по мне, самый лучший перформанс в образе осторожного и конформистского отца семейства Дино, хотя и все остальные актеры тоже не ударили в грязь лицом, включая молодежь. Что для подобных фильмов очень важно, ведь качественная актерская игра для камерного европейского кино значит очень много, ибо на ней, по сути, держатся большинство спонсированных кинофондами лент. Бюджеты которых обычно не позволяют разгуляться в плане масштаба и экшена, заставляя авторов рассказывать камерные "житейские истории", одной из которых, по сути, и является эта картина, снятая в лучших европейских традициях.
   Потому что упор в ней делается не на творящийся вокруг зомби-апокалипсис, которого мы практически не видим, а на отношения внутри семьи и среди соседей, вынужденных сплотиться под гнетом экстраординарных обстоятельств. Таких сюжетов, разумеется, в поджанре зомби-фильмов снято немало, но в этой ленте датским кинематографистам удалось рассказать свою историю особенно элегантно. Ведь несмотря на небольшое число действующих лиц и нечастые вылазки за пределы основной локации - таунхауса "среднестатистической датской семьи", картина нигде не провисает и постоянно держит на себе внимание зрителя с помощью визуально интересного повествования и довольно реалистичного, в свете прошедшего недавно по всему миру COVID'а, сценария. Ну и помогает этому, конечно, весьма компактный хронометраж всего в восемьдесят с небольшим минут.
   Делая упор на динамику человеческих взаимоотношений и не показывая нам зомби вплоть до третьего акта, картина не является, при этом, так любимой европейскими кинофондами "социалкой". Точнее так, частично, конечно, является, но и с жанровой составляющей в ней полный порядок. По ходу действия в ленте есть несколько довольно напряженных моментов и в ней присутствует пускай и небольшой, но "зомби-экшен", а также немного юмора. Хотя под конец фильм ожидаемо превращается в драму, которая, в отличие от многих других подобных лент, здесь к месту. Жаль только, что даже в родной для него Дании фильм откровенно "слили", "прокатав" всего в четырех кинотеатрах и отправив через две недели на местный стриминг. Не удалось картине взять призы и на фестивалях, где она активно светилась, получив по итогу всего три номинации, да и те в основном в "технических" категориях типа "лучший звук" или "лучшие спецэффекты". Которые, кстати, вполне заслужены, ибо и звук, и немногочисленные спецэффекты в ленте действительно на высоте. Единственную номинацию на "лучший фильм" картине дали в Каталонии испанцы, на Sitges Film Festival, да и там ее обошли американцы с драматическим хоррором "Приглашение" ("The Invitation", 2015).
   И если в свое время этот фильм прошел незамеченным, отправившись в большинстве стран сразу на видео и не имея у нас театрального проката, то сегодня у вас есть возможность "открыть" его заново на стриминге, куда в России он свалился в конце января 2023-го года. И где я искренне советую вам его посмотреть, ибо "Sorgenfri", или в международном варианте "What We Become", этого действительно достоин.