Про феномен E.V.P. (Electronic Voice Phenomena - Электронный Голосовой Феномен) обывателю практически ничего не известно, а между тем это удивительное явление изучается аж с конца тридцатых годов прошлого века и состоит в том, что иногда среди статического "белого шума" звуко- и видеозаписывающих устройств удается различить искаженные человеческие голоса, членораздельно проговаривающие осмысленные вещи. Среди множества объяснений этого явления, безусловно, доминирующее положение занимает теория о том, что это духи умерших людей общаются с миром живых посредством столь изощренного метода. Естественно, ни доказать, ни опровергнуть этот тезис современная наука не в состоянии, поэтому исследованиями феномена занимаются в основном группы энтузиастов, коих по всему миру насчитывается немалое количество, и за многие годы практики эти люди разработали действенные механизмы фиксации и обработки полученных данных. С приходом компьютеров и цифровых технологий в каждый дом расшифровка и обработка полученных записей существенно упростилась, равно как и упростилась организационная работа по координации усилий энтузиастов посредством интернета. К примеру, одно из самых крупных и авторитетных сообществ по изучению феномена располагается во "Всемирной Паутине" по адресу http://www.aaevp.com, и там вы можете не только получить исчерпывающую информацию по всем аспектам феномена, но и посмотреть/послушать фрагменты реальных записей, сделанных членами ассоциации. Довольно жуткий опыт, надо вам сказать.
Поняв, что столь интересная тема в кино еще никем серьезно не разрабатывалась, небольшая производственная контора Gold Circle Films взяла феномен E.V.P. за основу для малобюджетного паранормального триллера, который стараниями дистрибьютора Universal превратился в неожиданный коммерческий хит начала 2005-го года...
Успешный архитектор Джонатан Риверс жил счастливо со своей женой до того момента, пока та не погибла в автомобильной катастрофе. Однако трагедия не стала концом их общения, так как на Джонатана вышел человек, увлекавшийся феноменом E.V.P., который записал послание от Анны с того света. Поначалу Джонатан не поверил незнакомцу, но через некоторое время решил все-таки заехать к нему, чтобы воочию убедиться в существовании записи, а убедившись в реальности феномена, с воодушевлением стал оборудовать свою собственную студию для общения с умершими. Поначалу все шло довольно гладко, но, как вскоре выяснилось, не все духи были добрыми, и после насильственной смерти своего наставника Джонатан очень быстро понял, что и ему угрожает опасность. Также выяснилось, что многие вещи, которые он видел в помехах телевизора и слышал среди статики ленты, являлись не просто информацией о настоящем или прошлом, но также и о будущем, будущем, в котором происходили ужасные события...
Для "Бэтмена на пенсии", Майкла Китона, это первый прокатный хит за последние 12 лет его карьеры, и играет ветеран экрана очень хорошо, хотя выглядит серьезно постаревшим. По сути дела, именно Китон «везет» на себе весь фильм с точки зрения актерской работы, ибо он является главным персонажем ленты, а второстепенные женские роли (его жены Анны и владелицы книжной лавки Сары) написаны невыразительно и "разыграться" в них актрисам просто негде. Первая часть фильма выдержана идеально, используя различные проявления феномена E.V.P. для нагнетания напряжения и саспенса, которые заставляют зрителя глубже вжиматься в кресла и крепче цепляться за ручки сидений. Однако во второй половине повествования сценариста и режиссера явно уносит в сторону стандартного паранормального триллера с клишированными (но как всегда эффективными ;)) "пугалками" резким движением/звуком и прочими атрибутами "остросюжетного кино". И если в первой части фильма действие базируется на реальных фактах E.V.P., то во второй его части идет уже полная авторская отсебятина со стандартным набором "злых духов", их земных помощников и одинокого спасителя невинных в лице главного героя. Ну и в конце, разумеется, не обошлось без эффектного появления "в самый последний момент" полиции, а это уж, ребята, слишком, - показатель дурного вкуса, знаете ли, как в дешевых триллерах про маньяков. Хотя по сути дела это и есть "триллер про маньяков", которые, правда, находятся в потустороннем мире, но творят свои темные дела в мире нашем. Как говорится, "some souls will never rest", и эта фраза, видимо, про них.
Телевизионный режиссер Джеффри Сакс "Белым Шумом" дебютировал в большом кино, и дебют этот, несмотря на вышеперечисленные огрехи (которые оставим на совести сценариста), оказался очень даже неплохим. Напряженная атмосфера саспенса нагнетается им довольно искусно, а "пугалки" всегда неожиданны и зрители в зале из-за них активно подпрыгивают, то есть свою основную задачу, напугать, фильм выполняет на все сто. Также благодаря этой картине огромное количество людей узнало о реально существующем феномене E.V.P., который до сегодняшнего момента находился в тени. Более того, в эффектном трейлере этого фильма использованы реальные фрагменты E.V.P. записей, которые русские зрители, правда, не услышат, ибо у нас они были продублированы на великом и могучем...
Неожиданно дебютировав в начале января на втором месте бокс-офиса с 24 миллионами (и это на двух с небольшим тысячах экранов, что является показателем "среднего" релиза), в Штатах к концу своего проката картина собрала 56 миллионов, плюс половину этой суммы за рубежом. Такой результат оказался весьма неожиданным не только для аналитиков, но и для руководства самой Universal, так как обычно в начале нового года сборы любой картины довольно скромные. Маркетинговый отдел компании наверняка получил неплохую премию, ибо подобные сборы стали возможны благодаря продуманной рекламной кампании ленты, которая смогла заинтересовать весьма широкие демографические массы как по возрастному, так и по половому признаку. Фильм, естественно, не является шедевром, но довольно силен в своем классе, а тот факт, что его сюжет основан на реально существующем феномене паранормальной активности, лишь добавляет ему очков. Думаю, "Белый Шум" с интересом могут посмотреть самые широкие слои зрителей, только "сердечникам" надо быть поосторожнее, а то мало ли чего...
15 марта 2007, 04:26 Хуго Баскервиль
Фильм из серии "не понятно - зачем, не известно - на кой". Сняли, чтобы было.
Деревянный сценарий, частично содранный с Х-files, частично высосанный из пальца левой ноги. Совершенно низкопробные спекуляции на темы таинственных радиошумов, потусторонних голосов и т. п.
Главный вопрос, мучивший меня на протяжении всего фильма - за каким чертом голосам с того света понадобилось спасать каких-то там (причем, совершенно левых) людей? Вопрос сей так и остался, к сожалению, без ответа.
Про игру актеров лучше промолчать - ее просто нет. Да и не очень-то хотелось.
В целом - поганенькое и дешевое кинишко.
ЗЫ
Вылетающие в финале демоны - неподражаемо. Ржал в голос.
29 апреля 2009, 12:30 Ah
"Человек мотылёк" Гиром, "Белый шум" с Китоном и "Стреказу" с Коснером, из за общей фабулы (все трое теряют в самом начале жён, с чего всё и начинается) и практически общей атмосферы я воспринимаю как трилогию. При этом если "Мотылёк" мною нежно любим, то "Стрекоза" кажется скучной и нудной.
Что до "Шума" то он не плох и не хорош, но зато в нём сыграл сам барон Владимир Харконен.