Молодой сценарист, продюсер и режиссер Грег МакЛин впервые засветился на New York International Independent Film and Video Festival в 2001-м году со своей короткометражкой "ICQ", которая получила престижную номинацию AFI Award (австралийского института кинематографии) в категории "Best Achievement in Sound in a Non-Feature Film". Однако дальше этого дело не пошло, и ни один из его многочисленных сценариев никто не хотел финансировать, пока Грег не вспомнил про свою давнюю работу, написанную им еще в конце девяностых. Тот сценарий изначально писался им как стандартный фильм ужасов про маньяка из деревенской глубинки, но жизнь подкинула автору свой сочный материал - знаменитое дело Ивана Милата (Ivan Milat), убивавшего одиноких путешественников на пустынных дорогах Южной Австралии. В июне 1996-го дядю Ивана посадили на семь пожизненных сроков, по числу доказанных убийств, однако его старший брат, Борис, в мае 2005-го в интервью Australian Broadcasting Corporation признался, что "где бы Иван не работал, там всегда пропадали люди", и что, по его мнению, истинное число жертв переваливает за пару десятков... Вдохновившись этими событиями, которые он "смиксовал" с похожим делом другого австралийского маньяка Брэдли Мюрдока (Bradley Murdoch), Грег частично переписал сценарий, придав ему флер магической для маркетинга фразы "based on true events", и пошел с ним обивать пороги немногочисленных (в Австралии) киноинвесторов. Хотя режиссер и не претендовал на многомиллионные бюджеты, даже небольшую сумму денег на реализацию проекта пришлось добывать с огромным трудом, и лишь удачное стечение обстоятельств в лице Брайана Розена (Brian Rosen, новый шеф государственной Film Finance Corporation, решивший поддерживать жанровое кино) помогло зажечь перед фильмом "зеленый свет". Получив на руки 1.3 миллиона австралийских долларов (около миллиона американских) вместе с цифровыми камерами Sony HDW-F900, с небольшой командой техников и актеров Грег отправился в австралийскую глубинку, чтобы снять там фильм о том, ...
...как двое молодых англичанок Лиз и Кристи, вместе с их австралийским приятелем Бэном отправляются с беззаботного туристического побережья на юг Австралии, чтобы посмотреть на знаменитый метеоритный кратер "Wolfe Creek" 875-ти метров в диаметре. На красной развалюхе, купленной Беном за "полтора куска", молодые люди весело пересекают полстраны и без особых приключений добираются до кратера, который своими громадными размерами действительно впечатляет, однако погода в его окрестностях почему-то резко портится, и молодежь решает оперативно двигать дальше. Но, не тут то было! Их тачка, еще недавно резво колесившая по проселочным дорогам стоит как вкопанная и не заводится, да и часы у всех остановились ровно на позиции 6:30. Зная про аномальную электромагнитную активность в этом районе и частое появление там НЛО, Бен предположил, что именно в этом причина их неполадок, однако реальность оказалась куда прозаичнее - в машине полетел генератор, о чем и сообщил приунывшим было путникам случайно заехавший "на огонек" местный житель. Предложив молодым людям отбуксовку на его базу для замены генератора, добрый дяденька-реднек Мик привез их на заброшенную шахту, напоил вкусным чаем и уложил спать, а наутро... Лиз проснулась в грязном сарае одна, связанная по рукам и ногам...
Снятый ручной камерой в псевдодокументальной манере, этот фильм как бы является беспристрастной журналистикой, методично фиксирующей все этапы жизни и смерти героев. У картины нет классического "второго акта", так как первые сорок пять минут мы наблюдаем обычное путешествие молодых людей по туристическим маршрутам Австралии, после чего резко наступает кульминация, и в течение последующих сорока пяти минут мы видим их страдания, отчаянную борьбу за выживание, и смерть... Да да, никаких вам "голливудских хэппи эндов" и классического пропагандистского месседжа капитализма о том, что "если ты много работаешь, то всего достигнешь, преодолев преграды". Зло тут остается безнаказанным, "плохой парень" продолжает жить, а персонаж, который больше всех боролся за свою (и чужую) жизнь, не смотря на все свои неимоверные усилия терпит поражение, и жестоко, мучительно умирает. При этом все показано настолько реалистично и "без прикрас", что становится действительно жутко, потому что это вполне может произойти с кем угодно, и концовка у этой истории вряд ли будет хэппи-эндово киношной. Огромный вклад в реализм и жуть показываемой истории, разумеется, вносит замечательный актерский ансамбль, в котором особо выделяется молодая австралийская актриса Кассандра Маграт, и "лучший австралийский актер" по версии Квентина Тарантино, Джон Джеррат. Причем именно Джон, всегда игравший добродушных положительных персонажей, тут раскрывается в полную силу, талантливо показав бытовой ужас своего героя, приветливого деревенского дяденьки себе на уме... Что же касается Кассандры, то именно она является центральной частью второй половины ленты, остервенело борясь за себя и жизнь своей подруги всеми возможными способами, и именно она встречает самый жуткий и жестокий конец. Вообще, жути в этом фильме немало, но заключается она не в кровавых подробностях действий маньяка (хотя и таковые здесь, безусловно, присутствуют, причем камера от них стыдливо не отворачивается), а в бытовой реалистичности всего, что на экране происходит. Ибо все это вещи вполне достоверные, которые происходят чаще, чем многие думают, и от того являются еще более страшными.
Имея полную творческую свободу, и сняв именно такой (жесткий и бескомпромиссный) фильм, который он хотел, с Каннского фестиваля 2005-го года Грег МакЛин возвращался триумфатором, продав картину для кинотеатрального проката на нескольких крупных территориях, включая Англию (где только за первые пару недель фильм собрал больше трех миллионов долларов) и Штаты, для которых ленту прикупили знаменитые братья Вайнштейны. Вышедшая под лэйблом "Dimension" на тысяче семистах экранах Америки, лента заработала отличные шестнадцать миллионов, что вкупе с восемью миллионами международного проката составляет неплохую прибавку к пенсии господина МакЛина. Причем ни на одной из территорий фильм не был порезан цензурой, хотя на DVD, как это нынче водится, картина доступна в "rated" и "unrated" версиях (в ней добавлено несколько дополнительных сцен). Если Вы поклонник отлично сделанного и грамотного кино, не боитесь испортить себе настроение и увидеть правду жизни именно в том виде, как она есть, тогда этот замечательный фильм для Вас. А малахольным родителям с их веселыми улыбчивыми чадами я на это кино ходить не рекомендую, ведь нервные клетки, как известно, не восстанавливаются...
11 августа 2006, 15:25 Pashooka
По мне так скукота смертная - кажется что фильм идет уже часа два прежде чем начинается хоть что то происходить. Именно это и убивает фильм. После - ощущения не страха и не ужаса - а просто мерзости, потому что все уже ясно и ясно как и что покажут дальше. Злыдень действительно отлично разыгран - жутковато. А вот молодежЪ - да что с них взять... материал для убоя. А ведь за два часа... тьфу первых 45 минут можно было хоть что то сделатьч то бы они людьма казались. Если вы не смотрите ВСЕ ужастики что идут в прокате спокойно это кинцо пропускайте. Это вам не "The Descent".
12 августа 2006, 21:13 CrAZyMAN
А по-моему, фильм сильный. Да, начало немного затянуто, но именно из-за этого зритель начинает относиться к героям как к своим знакомым, которых ждёт незавидная участь. Можно также заметить, что действия героев немного нелогичны: например, Кассандра, выстрелив в маньяка, лишь несколько раз ударяет его прикладом по спине и бросается к своей подруге, хотя надо было бы... Но, если на чистоту, то в таких эксремальных условиях сохранить хладнокровие и здравое мышление очень сложно. И, повторюсь, фильм сильный, асболютно не попсовый, и после просмотра на уше становится очень и очень хреново.
11 апреля 2007, 14:01 Андрей Паломник
Первая моя попытка просмотра этого фильма завершилась полным фиаско - хватило на восемь минут. Но после прочтения данной статьи г-на Меренкова, к чьему мнению я в последнее время прислушиваюсь все больше, решил попробовать еще раз... До сих пор нахожусь под впечатлением. Да, это не "Ведьма из Блер", но при этом и не плагиат на нее. Данное творение лишь подтверждает зарождение новой, революционной школы кинематографии, в которой упор делается не не бюджет, звезд и помпезность, смачно приправленные потом Брюса Уиллиса и соплями Джулии Робертс, а на оригинальность идеи и придельный реализм. А это, на мой взгляд, пробирает поглубже...
26 ноября 2007, 09:24 frost_nn
Фильм очень сильный! И затянутость вступительной части картины на 100 процентов оправдана. Кстати, жена (единственный человек, целиком и полностью разделяющий мою любовь к данному жанру) сказала, что ей страшно ещё за долго до начала "страшного". А мне стало очень жутко от того, что с первой и до последней минуты фильм заставляет безоговорочно в себя поверить...
20 марта 2011, 15:52 edinorojek
Фильм классный, однако концовка, когда парень пробирается по пустыне, могла бы обойтись без всех этих красивостей, которые испортили атмосферу фильма - солнечного затмения, полной луны (он две недели там что ли по пустыне ползал?), летящего над кратером самолета.