Кинобизнес семидесятых в Италии работал в основном на экспорт, поэтому схема у фирмачей была такая: продюсеры заказывали сценаристам "treatments" (короткие сценарные заявки с общим описанием сюжета), из которых потом отбирали наиболее для себя интересные и поручали художникам нарисовать по их мотивам привлекательный плакат. С этими самыми плакатами к несуществующим фильмам, продюсеры раз в год съезжались на международный кинорынок MIFED в Милане и пытались "толкнуть" там виртуальные фильмы западным покупателям. Если те проявляли заинтересованность, то продюсер говорил им, что фильм находится на этапе съемок, и требовал предоплаты, после получения которой тут же звонил сценаристу и заказывал срочно писать полноценный сценарий на тот или иной treatment. Таким образом ставились больше половины сценариев, но была и другая схема - "комиссионная", когда сценарист писал "по собственному почину", после чего отправлял свое творчество в свободное плавание по продюсерам в надежде, что кто-нибудь им заинтересуется и купит для постановки. Сценарий "Зомби 2" появился следующим образом: летом 1978-го года продюсер Джанфранко Коюмджиан (Gianfranco Couyoumdjian) загорелся популярными в то время вестерн-комиксами про Текса Виллера (Tex Willer) и позвонил сценаристу Дардано Саччети (Dardano Sacchetti) с просьбой написать эдакий зомби-вестерн про Текса. Дардано данная идея показалась абсурдом, и он сообщил Джанфранко, что работать она не будет, но зато можно написать сценарий приключенческого фильма, добавив туда экзотики в виде зомби. Продюсер попросил написать treatment страниц в пятнадцать-двадцать, что и было вскоре сделано, но Коюмджиану он не понравился, и тогда он поделился материалом со своим партнером, Фабрицио Де Ангелисом (Fabrizio De Angelis), которому эта идея также не приглянулась. Однако через два месяца Коюмджиан снова позвонил Дардано и попросил написать полноценный сценарий по тому treatment'у, так как им заинтересовался другой продюсер, Уго Туччи (Ugo Tucci). Именно Туччи "поверил в фильм" и раздобыл гарантированное финансирование в четыреста тысяч американских долларов, после чего начались поиски режиссера. Сначала этот проект предложили Энцо Кастеллари (Enzo G. Castellari), но тот от него отказался, ибо хоррор был не его стезей, но именно он предложил продюсерам позвонить своему другу, Лючио Фульчи, который до этого момента дела с хоррором тоже не имел (снимая музыкальные фильмы, комедии и ближе к концу семидесятых триллеры-джиалло), но по личным обстоятельствам (от него ушла очередная жена, забрав с собой все деньги и дом режиссера ;)) очень нуждался в деньгах. Лючио, разумеется, отказываться не стал и, запросив гонорар в семь раз меньший, чем обычно брал Кастеллари (шесть миллионов лир против сорока у Энцо), отправился на съемки в Штаты (Нью-Йорк) и далекую Доминикану (Санто-Доминго). Общий бюджет фильма составил около миллиона долларов, поэтому большую часть сцен снимали в ультрадешевой Доминикане, а в Нью-Йорке работали без разрешений, с постоянным риском быть пойманными за руку. К примеру, не желая тратиться на дополнительные костюмы, полицейских в начале фильма играют настоящие Нью-Йоркские полицейские, которых продюсеры позвали, чтобы сэкономить на форме. Так как у фильма не было никакого pre-production периода, многие вещи пришлось придумывать и реализовывать сразу на месте, без предварительной подготовки. Это относится как к гриму зомби, который принципиально разрабатывался без оглядки на фильм Ромеро (George A. Romero), "с нуля" (и получился, надо сказать, исключительно эффектным!), так и к многочисленным кровавым спецэффектам, масштаб которых был уникален для тогдашнего итальянского кино. Актерский же состав, наоборот, уникальным не являлся, а был скорее типичным для итальянских фильмов того периода - пара узнаваемых лиц с "международными" именами (Ян МакКаллох, Ричард Джонсон) и местные "no name" таланты (Ауретта Гей, Эл Кливер). Как бы там ни было, основной актерский состав играет вполне адекватно, вдохнув жизнь в историю про то...

...как в бухту Нью-Йорка вплывает неуправляемая яхта, на борту которой нет ни души. Для проверки туда поднимаются двое полицейских, один из которых становится жертвой огромных размеров зомби, а второй расстреливает всю обойму пистолета в этого самого зомби, после чего тело падает в воду. Этим необычным делом, разумеется, заинтересовалась пресса в лице ушлого репортера Питера Веста, который проникает ночью на яхту и сталкивается там с дочерью ее владельца, Анной Баулс. Анна рассказывает Питеру о том, что это яхта ее отца, ученого, который несколько месяцев назад отправился на тропический остров, и о котором она не слышала уже больше месяца. Решив расследовать все обстоятельства на месте, любознательная парочка отправляется на прОклятый остров, на котором эпидемия зомби как раз в самом разгаре...

Так как для Фульчи это был первый опыт постановки хоррора, то маэстро снимал исключительно по сценарию, не изменив в нем даже запятой, чего впоследствии он обычно не делал, всегда перекраивая сценарий на свой лад. Дардано Саччети, однако, написал ультражестокий сценарий (не став "светиться" в титрах по личным мотивам), поэтому Фульчи было легко раскрыть через него свои садистские наклонности и показать миру немало шокирующе-интересного. Речь идет, разумеется, о знаменитой "сцене проткнутого глаза", когда симпатичную греческую актрису Ольгу Карлатос (помытую предварительно в душе ;)) насаживают правым глазом на деревянную щепку, после чего многочисленные зомби поедают ее мертвое тело, смачно чавкая кишками. Немало нового в жанр привнесла и сцена подводного поединка зомби и акулы, в котором победила, разумеется, дружба ;) Однако истинной иконой жанра стал не глаз и не подводный зомби, а сцена вылезания из земли полусгнивших трупов испанских конкистадоров, и конкретно - "зомби с червяками в глазнице", который попал на иконостас всех любителей зомби хоррора - оригинальный плакат фильма. За одно только это картина достойна быть в сокровищнице мирового кинематографа, а ведь в нее еще столько всего интересного! - толпы понурых страшных зомби, осаждающих деревянное здание больницы, оторванные руки и раздробленные головы, вырванные куски плоти с фонтанирующей кровью, горящие, но упорно продолжающие идти трупы, и много чего еще в таком вот духе... От количества столь реалистично показанной крови и насилия народ того времени был просто в шоке, а в некоторых кинотеатрах перед каждым сеансом на сиденья клали "рвотпакеты", как в самолетах (больше в рекламных целях, разумеется, нежели из желания помочь страждущим ;)). Разумеется, цензура не дремала, поэтому на многих территориях фильм либо сразу был запрещен к прокату, либо существенно порезан местными дистрибьюторами, но даже в своем "порезанном" виде картина все равно производила грандиозное впечатление!

Фильм еще даже не закончили, а продюсерам уже удалось продать его на международных рынках за полтора миллиона долларов, получив тем самым чистой прибыли в полмиллиона, и это не начиная проката! А в прокате фильм ждал грандиозный успех, как в родной Италии, где он вышел под именем "Zombi 2" (чтобы "наварить", разумеется, на успехе вышедшего месяцем раньше ромеровского "Рассвета Мертвецов" ("Dawn Of The Dead", 1978), который в Италии Дарио Ардженто (Dario Argento) прокатывал как "Зомби"), так и в Штатах, где картина шла под именем "Zombie" (на сорок второй улице Нью-Йорка по ее поводу просто кипятком писали!). Продюсеры, разумеется, были очень довольны, но режиссер фильма, Лючио Фульчи, не получил от успеха своей ленты почти никаких дивидендов, тщетно сидя у телефона почти год, в надежде на поток интересных и выгодных предложений. Поняв, в конце концов, что предложения сами не посыплются, ибо хоррор-жанр в Италии никогда в почете не был (в отличие от джиалло, к примеру), и являлся в большинстве случаев экспортным продуктом, старина Лючио связался со сценаристом "Зомби" Дардано Саччети и попросил его написать еще "чего-нибудь в таком же духе", что вылилось в череду классических и коммерчески успешных фильмов маэстро - "City of the Living Dead", "The Beyond" и "The House by the Cemetery". "Зомби" стал для Фульчи не только прорывом в жанр хоррора, но и безоговорочным шедевром, моментально занявшим свое место в истории кинематографа. Этот фильм должен быть в коллекции не только уважающего себя поклонника хоррора, но и вообще в коллекции любого киномана, ибо для хоррора это картина уровня "Гражданина Кейна"... эммм, ну, почти ;)