В 1997-м году низкобюджетный канадский фильм "Куб" стал, по сути дела, "независимой киносенсацией", благодаря своим многочисленным достоинствам и необычности моментально превратившись в культ. Оригинальный "Куб" был самодостаточным кинопроизведением с глубокой философской концепцией и сверхталантливым исполнением, которому вовсе не нужно было никакое "продолжение". Однако суровые реалии шоубизнеса диктуют свои законы, и в начале двадцать первого века появились первые слухи о планирующемся сиквеле, которые многие поклонники фильма восприняли крайне негативно, справедливо полагая, что "Куб" надо оставить в покое и больше к этой теме не возвращаться, ибо создать нечто лучшее, чем фильм Винченцо Натали (Vincenzo Natali), попросту невозможно. Честно говоря, будучи в безумном восторге от оригинала, я также крайне негативно отнесся к появлению на видео (театральный прокат фильм имел лишь в некоторых европейских странах, пойдя прямиком на видео во всем остальном мире) "Куба 2", но природное любопытство взяло верх, и фильм был мною куплен. И каково же было мое удивление, когда продолжение оказалось, что называется, "на уровне"!...

В абсолютно идентичных друг другу кубических помещениях, соединенных меж собой системой шлюзов, оказалась запертой небольшая группа людей. Все они, на первый взгляд, люди абсолютно разные и друг с другом никак не связанные, однако по мере их совместного путешествия по бесконечным кубическим комнатам начинают "вырисовываться" весьма занимательные подробности и факты, говорящие о том, что все они оказались в Кубе не просто так. Однако истинная причина их появления в столь странном месте большинству из них неведома, кроме...

Хочется сказать сразу - "Куб 2" (или точнее, "Куб в квадрате", как написано в титрах) получился отличным фантастическим кино, которое можно смело рекомендовать всем без исключения зрителям, включая и поклонников первого "Куба". Просто вторым не нужно его сравнивать с оригиналом, ибо по сути дела это два абсолютно разных фильма, и "сиквелом" эту картину можно считать лишь номинально. Из "Куба" авторы этой ленты взяли лишь базовую концепцию - группа совершенно разных (на первый взгляд) людей оказывается в системе соединяющихся меж собой кубических комнат. Однако если первый фильм обладал глубокой философской концепцией и по сути дела являлся скорее психологическим триллером, нежели фантастикой, то создатели второго фильма, наоборот, сознательно отбросили всю философскую и психологическую составляющие оригинала, сосредоточившись на научно-фантастическом и конспирологическом аспектах. В "Кубе в Квадрате" отличий от оригинала больше, чем совпадений. Поговорим об оных отличиях отдельно.

Ну, первое, что сразу бросается в глаза - измененный дизайн Куба. Теперь это одинаковые помещения хайтековского дизайна, залитые ровным белом светом, с "обновленным шлюзом", открывающимся простым нажатием ладони. В оригинале дизайн шлюза, равно как и стенок Куба, был иным (представляющим собой как бы "внутренности" знаменитой шкатулки Лемаршана из сериала "Восставший из Ада"), причем каждая из комнат обладала собственным цветом (желтым, зеленым, красным, синим и т.д.), что весьма влияло на настроения попадавших в нее людей (опять же - сильная психологическая составляющая, которой в новом фильме нет). Нету в новом кубе и смертельных ловушек, которые были серьезной помехой для обитателей первого фильма, так же как нет и стандартной "тюремной робы" на участниках событий - в новом фильме все они оказываются в кубе в собственной одежде и с некоторыми личными вещами (к примеру, с ножом). Хотя "новый куб" и лишен смертельных ловушек, очевидно, что он не стал местом более безопасным, ибо теперь это "гиперкуб", существующий в четырех измерениях вместо классических трех. Грубо говоря, внутри пространства куба сосуществуют множество параллельных реальностей, которые порождают очень интересные пространственно-временные феномены (к примеру, различную гравитацию в разных комнатах куба, замедленное или убыстренное течение времени, моментальную телепортацию кубических комнат и много чего еще). В связи с такой новой концепцией появились и новые опасности, основная из которых - теоретическая нестабильность системы, благодаря чему вся эта труднопредставимая структура рано или поздно обречена на коллапс...

Все вышеприведенное является "техническими" отличиями, в то время как основное внимание стоит обратить на отличия "творческие", ибо именно в творческих подходах сиквел в корне отличается от оригинала, что, на мой взгляд, со стороны создателей было наиболее верным решением. Поняв, что было бы глупо пытаться переплюнуть оригинал, играя "на его же поле" психологического триллера с глубоким философским подтекстом, авторы сиквела сместили акценты на фантастический аспект истории, выполненной в конспирологическом ключе. Если в первом фильме не дается никаких ответов на вопрос "Кто создал Куб и для чего?", то в сиквеле ответы на данный вопрос есть, пусть и в туманной форме - здесь у Куба есть вполне конкретное предназначение, и создан он вполне конкретными структурами. Если в первом фильме сам Куб являлся лишь эффектной ареной для разыгрывания психологической драмы, то в сиквеле именно Куб и его необычные свойства представляют наибольший интерес, в то время как попавшие туда люди не представляют собой ничего особо интересного и им нисколечко не сопереживаешь, соответственно, никакого особо психологизма нет и в помине. Учитывая данный факт, вполне очевидным становится то, что особое внимание авторы должны были уделить не актерской игре (которая, надо отдать должное, находится на очень хорошем уровне) и созданию психологического напряжения, а техническому исполнению ленты (читай - спецэффектам) и концепции "вселенной гиперкуба".

Что ж, создателям сиквела было намного проще реализовать все свои технические задумки (что они с блеском и проделали!), ибо, в отличие от первого "Куба" (снятого всего за триста тысяч долларов), на руках у них был приличный бюджет. Продюсировал фильм канадский "независимый мэйджор" Lions Gate Films, известный своей ориентацией на интересное и необычное кино и, зная культовый статус (да и коммерческий успех) оригинального "Куба", денег на сиквел выделил вполне достаточно, что позволило создателям не быть особенно стесненными в реализации своих творческих задумок. Снимал фильм (как в прямом смысле - оператором, так и в переносном - в качестве режиссера) не последний в киноиндустрии человек Анджей Секула, особенно прославившийся как оператор-постановщик и снявший, в частности, две первые картины Тарантино - "Бешеные Псы" и "Криминальное Чтиво". Как это нередко случается, талантливый оператор-постановщик Секула оказался к тому же и прекрасным режиссером, сделав "Куб 2" практически безупречным фильмом как с технической, так и с творческой точек зрения. Картина прекрасно сбалансирована и смотрится с неослабевающим интересом от начала и до самого конца, в котором господин Анджей подкинул конспирологам немного пищи для размышлений. Многочисленные спецэффекты в этом фильме выполнены исключительно качественно, ибо компьютерные фрагменты во многих эпизодах неотличимы от реальных декораций, и сказать, что нечто есть компьютерная графика, можно лишь в очевидных моментах, в то время как большинство сцен с полной или частичной компьютерной обработкой изображения зритель ни за что не отличит от "настоящих". "Не подкачало" в смысле профессионализма и прекрасное звуковое оформление фильма, все шесть каналов которого задействованы по полной программе, буквально погружая зрителя в звуковую составляющую альтернативной вселенной гиперкуба. Ну, и в заключение хотелось бы отметить замечательную "title sequence", в которой концентрации творческих идей и профессионализма исполнения хватило бы на иной полнометражный проект!

Подводя итоги, стоит пожелать, чтобы те люди, которые посмотрели и полюбили первый "Куб", не отказывались бы от просмотра его сиквела. Нужно лишь сразу понять, что это практически два разных фильма, объединенные лишь "кубической" концепцией и названием, хотя, безусловно, было бы намного проще для "независимого и объективного восприятия", если бы этот фильм не позиционировался маркетологами как "прямое" продолжение шедевра Натали, а рекламировался бы просто как отличная фантастика с необычной концепцией. Собственно, данный фильм и является прекрасным образцом "умной" научной фантастики с оригинальной идеей, прекрасной ее реализацией и конспирологическим подтекстом "для людей знающих" ;) Кстати, на "Гиперкубе" Lions Gate не успокоилась, и уже вовсю кипит работа над "приквелом" под названием Cube Zero, который планируется к выходу в 2004-м году. Режиссер у этого проекта уже другой, и что в итоге из всего этого получится, пока тоже непонятно, но в любом случае, после столь качественного "продолжения", лично у меня скепсиса по поводу очередной серии будет уже гораздо меньше - а вдруг и вправду тема еще не до конца исчерпана?...