В одиноко стоящий мрачный дом, окутанный сизым туманом, въезжает новый постоялец - бывший цирковой артист Луисон. Откликнувшись на объявление владельца здания и по совместительству мясника, Луисон не подозревал, что подвергает свою жизнь смертельной опасности, так как жители этого дома практиковали людоедство, и следующим деликатесом в их меню должен был стать добросердечный клоун. Но от печального конца его спасла любовь интеллигентной дочки мясника и "троглодиты", живущие в канализации нонконформистские вегетарианцы...

Полнометражный дебют Жене и Каро оказался настолько необычным, что буквально взорвал своим появлением европейское кинопространство, выкатив на его горизонт две новые звезды. Впрочем, имена режиссеров были известны французской публике и до появления "Деликатесов". Марк Каро был (и является до сих пор) весьма известным дизайнером и автором комиксов, а Жан-Пьер Жене прославился в восьмидесятых как постановщик креативных рекламных и музыкальных клипов, частенько в соавторстве с Каро. Вообще, их сотрудничество началось еще в 1974-м году, когда молодые люди познакомились друг с другом на кинофестивале. После знакомства последовала совместная работа над двумя анимационными короткометражками, завоевавшими кучу призов, и короткометражным "живым" фильмом под названием "The Bunker of the Last Gunshots" (1981), в котором впервые появились некоторые визуальные решения, использованные потом в полнометражных работах креативной пары. Распределение ролей в совместном творчестве режиссеров происходило следующим образом - Каро отвечал в основном за art-direction и общий дизайн фильма, в то время как Жене работал с актерами и выстраивал эпизоды. Над сценарием же работали оба, плюс Жиль Адриен (Gilles Adrien), написавший бОльшую часть диалогов. Считается, что "мрачность" этой ленте придал Каро, не отличающийся позитивным взглядом на мир, в то время как романтические и комедийные элементы - всецело заслуга Жене, хотя с моей точки зрения такой подход к оценке фильма не совсем корректен. Ведь кино - это всегда совместное творчество, и если окончательный результат получился таким, каким он получился, то значит такова задумка режиссера, или режиссеров, как в данном случае.

Вообще, во время просмотра картины моментально бросается в глаза то, что максимальное внимание авторы уделяли форме подачи материала, а не сюжету, который весьма прост, но при этом эффективен. Нам не рассказывается что за апокалипсис случился с миром, в котором люди были вынуждены вернуться к каннибализму, равно как не раскрывается и территориально-временное расположение "веселого дома". Зато персонажи, его населяющие, выписаны исключительно детально, и наблюдать за ними - сплошное удовольствие, ибо большинство из них удивительно гротескны и смешны. Чего только стоит эксцентричная Аврора (Aurore), постоянно устраивающая "сложнопостановочные" самоубийства, которые в последний момент идут совсем не так, как она их распланировала. Или нонконформиствующий "Человек- лягушка", в исполнении культового Говарда Вернона (Howard Vernon), который превратил свою квартиру в болото с целью разведения там лягушек и улиток, коих он потом с удовольствием поглощает назло соседям, перебивающимся с одного нового постояльца до другого. Или парочка братьев, один из которых завидует чувствам другого к Авроре, а посему изображает "потусторонние голоса", которые передаются им через пустую трубу в сортире и подталкивают девушку к самоубийству...

Буквально каждый персонаж этого фильма уникален, оживая на экране благодаря идеально подобранным актерам, часть из которых работает с Жене на постоянной основе. К примеру, Доминик Пиньон снялся во всех фильмах маэстро, а Rufus и Ticky Holgado во всех, кроме четвертого "Чужого" ("Alien: Resurrection", 1997). Помимо актеров, из "лошадей", которых Жене "не меняет на переправах", можно отметить кинематографистов Дариуша Конджи (Darius Khondji, снял "Delicatessen", "The City of Lost Children" и "Alien: Resurrection") и Бруно Дельбонеля (Bruno Delbonnel, снял "Amelie" и "A Very Long Engagement"), а так-же монтажера Херве Шнайда (Herve Schneid), который работал над всеми фильмами режиссера. Почему я стал сейчас говорить исключительно про Жене? Да потому, что после второй полнометражной работы с Каро, шедевральной мрачной сказки "The City of Lost Children" (1995), креативные пути друзей-товарищей разошлись, и сейчас каждый из них работает отдельно, причем Жене намного успешнее, чем Каро. Да и в их режиссерском тандеме ведущую роль именно РЕЖИССЕРА, я считаю, играл Жене, в то время как Каро занимался исключительно дизайнерскими фишками и в общую работу на площадке особенно не лез. Что, кстати, лишь способствовало привнесению в проект его уникального визуального стиля, в котором депрессивная мрачность соседствует с балаганным сюром. Жене же привнес в этот фильм свои фирменные приемы работы с камерой (затейливые движения и частые сверхкрупные планы) и забавные монтажные решения, типа брутального траха мясника на скрипучей кровати, в такт которой другие обитатели дома делают свою повседневную работу :)

Такой концентрации исключительной мрачной стильности, сюрреалистической необычности и талантливой чернокомедийности не часто встретишь, поэтому полнометражный режиссерский дебют Жене и Каро не только моментально стал культом, но и собрал массу призов на престижных европейских фестивалях, включая четырех (!) "Сезаров" (Best Editing, Best First Work, Best Production Design, Best Writing - Original or Adaptation) и шесть номинаций на них (Best Cinematography, Best Costume Design, Best Music Written for a Film, Best Sound, Best Supporting Actor, Most Promising Actress). Бешеный успех фильма у критиков и, что самое главное, зрителей, стал для режиссеров не только полной неожиданностью, но и позволил им реализовать проект, над которым они работали в течение десяти лет - "Город Потерянных Детей", с участием великолепного Рона Перлмана (Ron Perlman). Именно на "Городе" уникальный визуально-режиссерский стиль Жене и Каро достиг своего наивысшего пика, став более чем достойной точкой в их двадцатилетнем совместном творчестве. "Деликатесы", впрочем, ничем не хуже, лишь чуть веселее, поэтому рекомендуются для просмотра всем без исключения зрителям, ибо являются не только настоящим шедевром стиля, но и просто безумно талантливым фильмом.